Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"
методическая разработка по окружающему миру
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_prirody_2021.docx | 70.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Учреждение: | |
Ф.И.О. | Чукаева Ирина Геннадьевна |
Название программы: | «Азбука природы» |
Год разработки, редактирования ОП | 2021 |
Вид программы: | Модифицированная |
Тип программы: | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Продолжительность освоения программы: | 1 год |
Возрастной диапазон освоения программы: | 5-7 лет |
Образовательная область: | Познавательное развитие |
Уровень усвоения: | Ознакомительная |
Форма организации образовательного процесса: | Групповая, индивидуальная |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Содержание | Страница |
I. РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ | 3-11 |
1.1. Пояснительная записка | 3-6 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 7-8 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 8-9 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы. | 10-11 |
II. РАЗДЕЛ –СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ | 12-27 |
2.1Учебно-тематический план | 12-15 |
2.2 Содержание учебного плана | 16-21 |
2.3 Календарно-учебный график | 22-25 |
2.4 Методика проведения занятия | 26 |
2.5 Оценочные материалы | 26-27 |
III .РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | 28-47 |
3.1. Материально-техническое обеспечение программы | 28-32 |
3.2. Методические материалы, средства обучения | 28-29 |
3.3 Технологии, используемые по программе | 29-30 |
3.4 Формы контроля | 31 |
3.5. Библиография | 32 |
3.6 Приложения | 33-47 |
I.РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Программа «Азбука природы» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой естественно-научной направленности и предназначена для обучения детей среднего школьного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука природы» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
-Международной конвенции ООН о правах ребёнка;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Устава ГБУСОН РО «СРЦ Сальского района»
Данная программа является модифицированной по степени авторства, в ней разработан комплекс основных характеристик на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы по данному виду деятельности.
Дети - самые любознательные создания на Земле. Им всё интересно, они с большим удовольствием и желанием познают окружающий их мир. Именно любознательность детей является прекрасной базой для формирования всесторонне развитой, гармоничной, экологичной личности, понимающей ценность всего живого на Земле, умеющей радоваться окружающему их миру природы и заботиться о сохранении красоты этого мира.
Стремясь научить детей любить и беречь природу, необходимо помнить, что процесс экологического образования должен быть непрерывным. Существующее же множество программ по экологическому образованию, как правило, являются лишь фрагментами, рассчитанными на определённую возрастную категорию учащихся, в результате чего сам процесс образования становится фрагментарным, возникает проблема преемственности и непрерывности. В связи с этим настоятельным требованием времени является создание концепции непрерывного экологического образования. Большие возможности в этом направлении имеют учреждения дополнительного образования.
Программа «Азбука природы» является программно – методическим обеспечением ступени среднего школьного возраста в единой системе непрерывного экологического образования, поэтому её создание актуально.
Существующие программы по экологическому образованию учащихся, направлены в основном на формирование системы теоретических знаний и развитие интеллектуальной сферы. В программе «Азбука природы» большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы, так как любая информация, любые знания о природе должны «переживаться» ребёнком, вызывать чувства, эмоции, что обеспечивает их более глубокое осмысление личностью и формирование положительного отношения к природе.
Направленность программы : естественно-научная.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического обучения является средний школьный возраст. Дети познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, будут ли рачительными хозяевами, во многом зависит от взрослых. Дети приобретают экологические знания и применяют их в практической деятельности. Игры и опыты с водой, воздухом, песком, снегом, объектами растительного и животного мира служат теми методами, при помощи которых дети знакомятся с окружающим миром, решают проблемные ситуации, делают простейшие умозаключения в лаборатории. Содержание программы обеспечивает формирование у детей элементарных навыков исследовательской, опытно- экспериментальной деятельности, что является, безусловно, актуальным в связи с подготовкой к освоению программы основного общего образования. Таким образом, программа «Азбука природы» обеспечивает преемственность начального школьного и среднего школьного образования.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Новизна программы «Азбука природы» по сравнению с аналогичными программами состоит в том, что в ней познание основ экологического знания непосредственно связана с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям исследования, поставке экспериментов и решению исследовательских задач. В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Азбука природы» развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности, расширяется круг личностно-значимых проблем, решение которых обеспечит эффективное развитие детей в зоне ближайшего развития.
Отличительными особенностями программы «Азбука природы» являются:
обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в группе при желании;
создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации;
формирование элементарных трудовых навыков детей в природе;
организация проектно-исследовательской деятельности;
привлечение родителей детей в активную совместную познавательную деятельность.
Адресат программы: 7-12 лет, которые обладают определёнными возрастными и личностными особенностями. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно - волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, дети интересуются связями, существующими между предметами и явлениями. Достижения этого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается причинное мышление, воображение, произвольное внимание, умение обобщать.
Объём программы. Для освоения программы «Азбука природы» необходимо 36 часов.
Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоение программы: стартовый.
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий. Занятия по данной программе комплексные, где сочетается теория с практическими действиями. Могут быть занятия практические, где дети занимаются трудом или ведут исследования, ставят опыты. Занятия могут быть и теоретические, которые проходят в виде бесед, наблюдений и несут новую информацию. Контрольные занятия проходят в виде экологических викторин и праздников.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят со всем составом объединения. Основным видом деятельности школьников является игра. Поэтому во все занятия включены либо дидактические игры, либо игры - путешествия игры, малоподвижные игры. В образовательном процессе используется работа по карточкам, экологические викторины, наблюдения в природе, опыты и труд.
Режим занятий. Количество занятий в неделю составляет 1 занятие, 1 час, 36 недель. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПин 2.3.3.3172-14 от 04.07.2014 № 41 согласно возрасту детей.
- Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей системы элементарных естественно – научных знаний и представлений, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в области живой и неживой природы.
Задачи
Образовательные:
Дать представление о человеке как живом существе.
Научить детей конкретизировать представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей.
Учить обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов.
Учить моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия.
Дать представления о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития знакомых растений и животных разных мест обитания.
Учить находить взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах: представление о составе сообществ, об условиях среды.
Дать представления о земле, как части солнечной системы.
Учить детей исследовать, проводить опыты и делать выводы.
Дать представление детям о статическом электричестве.
Учить детей видеть сходство и различие во внешнем виде людей.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства.
Развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их.
Развивать чувство ответственности за тех, кого приручили (братьев наших меньших).
Развивать желание узнавать, делиться своими маленькими открытиями.
Воспитательные:
Воспитывать желание трудиться.
Учить детей гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.
Воспитывать желание делать добро.
Воспитывать интерес к своему краю.
Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Увлечение ребёнка избранным видом деятельности выражается в проявлении инициативы на занятии, систематическом участии в конкурсах и мероприятиях и результативности деятельности. Способность работать в коллективе и делиться личным опытом. Ответственно относится к результатам выполняемой работы.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Все занятия устроены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявлять свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию.
Разнообразие профессиональных техник, художественных приемов на занятиях помогает раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, то есть проявить свое я, открыть себя, как личность. Главная особенность занятий - индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия по программе проводятся на основе общих педагогических принципов:
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение должно быть направлено на достижение цели всестороннего развития личности, формирование определённых качеств, которые послужат основой для самоопределения и выбора жизненного пути.
Принцип сознательности и активности. Обучение будет наиболее эффективно тогда, когда учащиеся проявляют высокую сознательную активность в процессе познания, являются субъектами деятельности.
Принцип наглядности. Обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений.
Принцип системности и последовательности. Процесс усвоения знаний должен идти в определённом порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в логическом порядке, который позволит учащимся овладеть действительными знаниями и получит чёткую картину окружающего мира.
Принцип научности предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки.
Принцип доступности. Процесс обучения необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Доступным для человека является лишь то, что соответствует объёму накопленных им знаний, умений и способу мышления.
Принцип прочности. Овладение знаниями, умениями и навыками достигается только тогда, когда они осмыслены, хорошо усвоены, прочно закреплены в памяти, стали частью сознания.
Принцип связи теории с практикой. Этот принцип требует гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни учащихся. Он следует из теории познания, в которой практика является отправной точкой процесса познания и критерием истины. Эффективность обучения проверяется практикой.
Для успешной реализации программы предлагается использовать комплекс форм обучения. Под формой обучения понимается способ внешней организации деятельности педагога и учащихся в процессе обучения.
1.1.3 Планируемые результаты освоения программы
При освоении программы «Азбука природы» к концу обучения можно увидеть следующие результаты с учётом поставленных задач.
Дети знают:
о человеке как живом существе;
о явлениях и объектах живой и неживой природы;
о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития знакомых растений и животных разных мест обитания;
о земле, как части солнечной системы.
Дети умеют:
конкретизировать представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей;
обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов;
моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия;
находить взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах: представление о составе сообществ, об условиях среды;
исследовать, проводить опыты и делать выводы;
видеть сходство и различие во внешнем виде людей;
сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства;
связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;
трудиться;
гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места;
делать добро;
уважать труд людей разных профессий;
проявлять интерес к своему краю;
проявлять чувство ответственности за тех, кого приручили (братьев наших меньших);
делиться своими маленькими открытиями.
2 РАЗДЕЛ- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Учебно-тематический план
№ занятия | Название раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1-2 | Дом под крышей голубой. Правила поведения в природе. |
| |||
3 | Что такое природа. Живая и неживая. |
| |||
4 | Грибное царство. |
| |||
5 | Солнечная система – какая она? |
| |||
6 | Земля в опасности. |
| |||
7 | Что мы знаем о птицах. Журавли летят, курлычут. | Викторина. | |||
8 | Лес – наше богатство. Кто главный в лесу. |
| |||
9 | Хищники: лиса и волк. |
| |||
10 | Дуб и сосна. Лекарственные растения. |
| |||
11 | Домашний доктор. |
| |||
12 | Кто где живёт, кто чем питается. |
| |||
13 | На земле, под землёй, в воде и под водой. |
| |||
14 | Жаркая Африка. |
| |||
15 | Удивительная Америка. |
| |||
16 | Южная Антарктида. |
| |||
17 | Кругосветное путешествие по материкам. | Итоговая игра- путешествие | |||
18 | Круговорот воды в природе. Водные просторы. |
| |||
19 | Мы за чаем не скучаем. Тайна воздушного пузырька. |
| |||
20 | Воздух и его свойства. Откуда прилетел ветер. |
| |||
21 | Времена года. | Тест | |||
22 | Слава хлебу на столе. Кормят, одевают, радуют. |
| |||
23 | Откуда пришли домашние животные. |
| |||
24 | Уход за комнатными растениями в разные периоды. |
| |||
25 | Мы в ответе за тех, кого приручили. |
| |||
26 | Мы с тобой одной крови – ты и я. Я – человек. |
| |||
27 | Когда и как появился на земле человек. Почему у людей разный цвет кожи? |
| |||
28 | Почва – живая земля. Огород на окне. |
| |||
29 | Удобрения в жизни растений. |
| |||
30 | Электричество вокруг нас. |
| |||
31 | Солнце – большая звезда. |
| |||
32 | Экзотические птицы. |
| |||
33 | Лесные домишки. |
| |||
34 | Природа родного края. |
| |||
35 | Через добрые дела можно стать экологом. |
| |||
36 | Красная книга – сигнал опасности. День Земли. |
| |||
| Итого |
|
2.2 Содержание учебного плана
Тема 1-2. Дом под крышей голубой.
Теория: понятие: природа - наш общий дом.
Практика: беседа и чтение стихотворения «Дом под крышей - голубой».
Игра «Не ошибись».
Правила поведения в природе - знаки. Игра «Живая и неживая природа».
Тема 3. Что такое природа. Живая и неживая.
Теория: знакомство с основными природными компонентами и их связями. Понятие взаимосвязи человека с природой.
Практика: отличие «живой» и «неживой» природы. Игра на различение признаков живого: растёт, питается, развивается, размножается, умирает.
Тема 4. Грибное царство.
Теория: царство «Грибов». Виды и способы размножения грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Практика: Игра-лото «Определи грибы».
Тема 5. Солнечная система - какая она?
Теория: строение солнечной системы. Планеты. Земля и её спутники. Крупные созвездия. Солнце и луна. Работа с картами, глобусом, макетом «солнечной системы».
Практика: нарисовать Солнечную систему, отметить планеты.
Тема 6. Земля в опасности.
Теория: экологические проблемы земли: загрязнение воздуха, воды. Роль человека в создании и решении экологических проблем.
Практика: решение экологических проблем через игру.
Тема 7. Что мы знаем о птицах. Журавли летят, курлычут.
Теория: птицы нашего края. Перелётные птицы. Экзотические птицы. Чем питаются птицы. Помощь человека птицам. Птицы других стран.
Контроль: викторина.
Тема 8. Лес – наше богатство. Кто главный в лесу.
Теория: понятие о лесе как о «лёгких» нашей планеты. Лес - наше богатство. Жители леса. Виды деревьев, растущих в лесах, парках и скверах Ростовской области. Птицы, животные и насекомые лесов. Пищевые цепочки.
Практика: игра «Кто где живёт, что где растёт?».
Тема 9. Хищники: лиса и волк.
Теория: хищные животные наших лесов. Лиса и волк, особенности жизнедеятельности и характер питания, внешние признаки.
Практика: составить характеристику животных.
Тема 10. Дуб и сосна. Лекарственные растения.
Теория: отличительные признаки дуба и сосны как распространённых древесных пород деревьев средней полосы. Способы размножения. Рассматривание шишек и желудей. Растения - лекари. Крапива, подорожник, пустырник, зверобой и другие лекарственные растения. Время сбора и особенности заготовки на зиму.
Практика: поделки из шишек и желудей. Распознаём лекарственные растения.
Тема 11. Домашний доктор.
Теория: природа как источник здоровья и лечения болезней. Природные и экологически чистые лекарственные средства. Как составить аптечку из даров природы.
Практика: распределение лекарственных растений по группам.
Тема 12. Кто где живёт, кто чем питается?
Теория: понятие о пищевых сообществах и цепях. Баланс живой природы. Понятие «среда обитания». Экологическое равновесие.
Практика: дидактическая игра «Экологические круги».
Тема 13. На земле, под землёй, в воде и под водой.
Теория: понятие о наземных, подземных, водных обитателях. Особенности строения и жизнедеятельности зависят от среды обитания.
Практика: игра «Угадай среду обитания».
Тема 14. Жаркая Африка.
Теория: природные, климатические и географические особенности Африки. Животные Африки.
Практика: рассматривание иллюстраций, составление творческих рассказов о природе Африки.
Тема 15. Удивительная Америка.
Теория: природные, климатические и географические особенности Америки. Животные Америки.
Практика: рассматривание иллюстраций, составление творческих рассказов о природе Америки.
Тема 16. Южная Антарктида.
Теория: природные, климатические и географические особенности Антарктиды. Живой мир Антарктиды.
Практика: рассматривание иллюстраций, составление творческих рассказов о природе Южной Антарктики.
Тема 17. Кругосветное путешествие по материкам.
Контроль: итоговая игра-викторина.
Тема 18. Круговорот воды в природе. Водные просторы.
Теория: агрегатные состояния воды. Понятие круговорота воды в природе. Факторы экологического равновесия водного баланса планеты.
Практика: опыт «испарение воды».
Тема 19. Мы за чаем не скучаем. Тайна воздушного пузырька.
Практика: церемония чаепития у народов разных национальностей. Опыты «Как увидеть воздух».
Тема 20. Воздух и его свойства. Откуда прилетел ветер.
Практика: логическая задача: «Без чего нельзя прожить и несколько минут?». «Как услышать воздух?». Воздух и вода рождают ветер. Откуда дует ветер. Воздушная стихия. Ураган. Торнадо.
Практика: опыты по производству ветра.
Тема 21. Времена года.
Теория: четыре времени года. Особенности. Цикличность. Продолжительность. Зависимость жизни животных и труда человека от времени года
Практика: работа по схеме: «Человек - часть природы».
Контроль: тест.
Тема 22. Слава хлебу на столе. Кормят, одевают, радуют.
Теория: производство хлеба и труд хлебороба. Как приготовить экологически чистый хлеб. Современные технологии производства хлеба. Домашние животные на службе человека. Виды домашних животных и их польза. Особенности ухода за домашней птицей и животными.
Практика: игра «Печём хлеб сами», игра «Что из чего».
Тема 23. Откуда пришли домашние животные.
Теория: как человек приручил первых домашних животных. Современные фермы по выращиванию домашних животных, птицы и рыбы.
Практика: дидактическое упражнение: «На каких диких животных похожи: свинья, корова, лошадь, коза».
Тема 24. Уход за комнатными растениями в разные периоды.
Теория: виды домашних растений и способы ухода. Правила полива, подкормки, рыхления, размножения.
Практика: составление памятки ухода за комнатными растениями.
Тема 25. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Теория: братья наши меньшие. Особенности животных, повадки.
Практика: составление творческих рассказов о своих домашних питомцах.
Тема 26. Мы с тобой одной крови - ты и я. Я - человек.
Теория: человек как биосоциальное существо. Связь жизнедеятельности человека от условий жизни. Схожесть строения и функционирования органов и систем человека и некоторых животных. Понятие об интеллекте. Социальные свойства человека. Что отличает человека от животных? Человек - царь природы?
Практика: дидактические игры.
Тема 27. Когда и как появился на земле человек. Почему у людей разный цвет кожи?
Теория: теории о происхождении человека. Разные точки зрения. Эволюция человека. Зависимость физиологических свойств человека от среды обитания. Внешние различия людей, живущих на разных континентах, зависимость внешних признаков от среды.
Практика: работа по схеме: «Человек – часть природы».
Тема 28. Огород на окне. Почва - живая земля.
Теория: особенности посадки, роль почвы.
Практика: посадка лука, овса. Опыт: «Как животные живут в почве».
Тема 29. Удобрения в жизни растений.
Теория: роль удобрений в жизни растений.
Практика: виды удобрений, способы использования.
Тема 30. Электричество вокруг нас.
Теория: откуда к нам пришло электричество. Прадедушка электричества.
Практика: опыты на статическое электричество: со стеклянными палочками, с шерстью, с бумажными фигурками.
Тема 31. Солнце - большая звезда.
Теория: понятие о солнечной системе. Солнце как звезда. Зависимость жизни на земле от солнца. Работа со схемой - планеты солнечной системы, с картой звёздного неба.
Тема 32. Экзотические птицы.
Теория: виды птиц экзотических стран. Некоторые внешние признаки, отличающие перелётных птиц.
Практика: Логические задачки «Почему при перелёте гибнут птицы».
Тема 33. Лесные домишки.
Теория: модель леса. Этажи леса. Где живут лесные обитатели.
Практика: игра «Кто, где живёт?».
Тема 34. Природа родного края.
Теория: особенности природного мира Средней Полосы. Птицы, животные и насекомые. Природно-климатические и географические особенности. Практика: работа с картой Ульяновской области.
Тема 35. Через добрые дела можно стать экологом.
Теория: профессия эколога. Чем занимаются экологи? Экологом по призванию должен быть каждый человек.
Практика: коллективное составление экологического плаката.
Тема 36. Красная книга - сигнал опасности. День Земли.
Теория: представления о красной книге. Растения и животные Ростовской области, внесённые в Красную книгу.
2.3 Календарно-учебный график
Начало учебного года – 10 сентября.
Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
№ п/п | Месяц | Дата проведения занятий | Фактическая дата проведения занятий | Форма занятия | Количество во часов | Тема |
1 | сентябрь | комплексное | Дом под крышей голубой. Правила поведения в природе. | |||
2 | сентябрь | комбинированное | Что такое природа Живая и неживая. | |||
3 | сентябрь | игровое занятие | Грибное царство. | |||
4 | сентябрь | рассказ, поделка | Солнечная система - какая она? | |||
5 | октябрь | занятие с элементами поисковой деятельности | Земля в опасности. | |||
6 | октябрь | комбинированное | Что мы знаем о птицах. Журавли летят, курлычут. | |||
7 | октябрь | беседа | Лес - наше богатство. Кто главный в лесу. | |||
8 | октябрь | беседа | Хищники: лиса и волк. | |||
9 | ноябрь | беседа | Дуб и сосна. Лекарственные растения. | |||
10 | ноябрь | рассказ | Кто где живёт, кто чем питается. | |||
11 | ноябрь | беседа | На земле, под землёй, в воде и под водой. | |||
12 | ноябрь | рассказ с элементами беседы | Жаркая Африка. | |||
13 | декабрь | комплексное занятие | Удивительная Америка. | |||
14 | декабрь | занятие с элементами поисковой деятельности | Южная Антарктида. | |||
15 | декабрь | дидактическая игра | Кругосветное путешествие по материкам. | |||
16 | декабрь | комплексное | Круговорот воды в природе. Водные просторы. | |||
17 | январь | беседа | Мы за чаем не скучаем. Тайна воздушного пузырька. | |||
18 | январь | игра - викторина | Воздух и его свойства. Откуда прилетел ветер. | |||
19 | январь | беседа- рассуждение | Времена года. | |||
20 | январь | поисковая беседа | Слава хлебу на столе. Кормят, одевают, радуют. | |||
21 | февраль | рассказ - презентация | Откуда пришли домашние животные. | |||
22 | февраль | комплексное занятие | Уход за комнатными растениями в разные периоды. | |||
23 | февраль | беседа с элементами | Мы в ответе за тех, кого приручаем. | |||
24 | февраль | беседа | Мы с тобой одной крови – ты и я. Я – человек. | |||
25 | март | беседа | Когда и как появился на земле человек. Почему у людей разный цвет кожи? | |||
26 | март | беседа | Южная Почва – живая земля. Огород на окне. | |||
27 | март | опытно-эксперименталь ная деятельность | Удобрения в жизни растений. | |||
28 | март | опытно- экспериментальная деятельность | Электричество вокруг нас. | |||
29 | апрель | беседа | Солнце – большая звезда. | |||
30 | апрель | занятие - продуктивная деятельность | Экзотические птицы. | |||
31 | апрель | комплексное занятие | Лесные домишки. | |||
32 | апрель | опытно- экспериментальная деятельность | Природа родного края. | |||
33 | май | |||||
34 | май | занятие - продуктивная деятельность | Правила поведения в природе. | |||
35 | май | беседа - рассуждение | Красная книга – сигнал опасности. День Земли. | |||
36 | май | опытно- экспериментальная деятельность | Через добрые дела можно стать экологом. |
2.4 Методика проведения занятия
Вступительная часть: познакомить учащихся с темой занятия.
Подготовительная часть: познакомить учащихся с планом занятия.
Основная часть: расширенный материал, предлагаемый в виде лекций, бесед, рассказа, с демонстрацией наглядных материалов.
Заключительная часть: обсуждение предложенного материала занятия.
Такая методика занятия применяется в каждом разделе
2.5 Оценочные материалы
В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука природы» проводится систематический мониторинг.
Входная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика (Приложение №1).
Критерии оценки качества освоения учащимися содержания дополнительной общеразвивающей программы «Азбука природы»
Показатели для оценки:
знания о неживой природе;
уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
знания о временах года;
уровень отношения к миру природы;
знания о мире животных.
По результатам диагностики (Приложение №1) определяется один из следующих уровней освоения детьми содержания программного материала:
Высокий уровень (13- 15 баллов)
Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень (8 – 12 баллов)
Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (5-7 баллов)
Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
3 РАЗДЕЛ- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Наличие помещения: кабинета.
Комнатные растения. Инвентарь ухода за растениями. Виды минеральных удобрений.
Обручи. Свечи. Предметы, сделанные из бумаги, дерева. Флажок SOS. Муляжи грибов. Образцы изделий их хлопка, шерсти, льна, шёлка.
Компьютер. Диски с записями голосов птиц.
Методическое обеспечение: дидактические игры: «Кто, где живёт», «Живая и неживая природа», «Отгадай, какая птица?», «Экологическая пирамида», «Экологический светофор».
«Красная книга». Иллюстрации.
3.2 Методические материалы, средства обучения
3.2.1 Формы и методы обучения:
При реализации программы преобладают групповые формы обучения (комплексные занятия, экскурсии, беседы, творческие коллективные дела, выставки, экологические акции и праздники, исторические ролевые игры).
Программа предусматривает использование следующих методов обучения и воспитания:
Методы обучения:
Словесные методы обучения:
Наглядные методы:
- Рассказ – устное повествовательное изложение учебного материала.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Метод иллюстраций представляет показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин.
Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов.
Практические методы:
Упражнение – повторное, многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.
Практические работы – предполагает применение полученных знаний к решению практических задач, формирует умение применять теорию на практике.
Дидактические игры:
Дидактическая игра – коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дискуссионные методы:
Интервью – деловой диалог с целью получения оперативной, первичной, личностной, эмоциональной информации по актуальной и значимой проблеме.
Пресс–конференция – метод, в основе которого лежит информационный процесс. Ядром метода является вопросно-ответная форма.
Метод проектов:
Предполагает выявление проблемной ситуации, её анализ, изучение и обеспечивает выход из создавшийся ситуации.
3.2.2 Педагогические технологии, используемые
по программе «Азбука природы»
Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед учащимися задачу, которую они выполняют, используя имеющиеся у них знания и умения.
Технология развивающего обучения, при котором главной целью является создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся.
Информационные технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле - средства обучения.
Использование перечисленных технологий характеризует целостный образовательный процесс и является формой организации учебной и творческой деятельности, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
3.2.3 Формы контроля
Виды контроля: входная диагностика, промежуточный контроль, итоговая диагностика.
Входная диагностика - выявление исходного уровня обученности и развития детей для составления программы развития детей, плана работы.
Промежуточная диагностика проводится с целью оценки качества освоения учащимися программы по итогам учебного периода (раздела программы) в виде теста, викторины, игры.
Итоговая диагностика - проводится с целью оценки качества освоения уровня ЗУН и достижений учащихся по завершении всего курса дополнительной общеразвивающей программы.
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля:
тест - комплекс стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности;
опрос - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы;
игра - вид осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе;
викторина - вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
3.3 Литература
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у младших школьников. М., 2011.
Благовещенская Н.В. Программа экологического воспитания для школьников.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность школьников. М., 2012.
Вострухина Т.Н., Кодрыкинская JI.A. Знакомим с окружающим миром детей 10 лет. М., Сфера, 2011.
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия с детьми школьного возраста. Интеграция художественной и познавательной деятельности школьника. М., Сфера, 2011.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания школьника.
Литература для учащихся:
Экологический центр "Дронт": [Сайт]: http://www.dront.ru/.
Экологическая Волна.: [Сайт] URL: http://www.baikalwave.eu.org/.
"Экоинформ": [Сайт] / :http://www.ecology.samara.ru/
Дубы Евразии: [Сайт] :http://oaks.forest.ru/.
Центр защиты леса Красноярского края : [Сайт]: http://protect.forest.ru/.
За биобезопасность. [Сайт] /: http://biosafety.seu.ru/.
Информационное Экологическое Агентство :http://ineca.ru/.
Журавлиная Родина: [Сайт], http://crane.forest.ru/
Центр содействия экологическим инициативам: [Сайт] URL : http://www.wildfield.ru/caei/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Контрольные задания для входной диагностики
Критерии оценки: высокий уровень оценивается в 3 балла, средний - 2 балла, уровень ниже среднего - в 1 балл.
Задание 1
Проводится индивидуально с каждым ребёнком.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы. Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема «Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
Где спряталась вода?
Кто не может жить без воды?
Где живёт вода?
Кому нужна вода?
Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
(Ребёнок без труда отвечает на вопросы).
Правильно называет отличительные признаки неживой природы.
Самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой.
Отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы.
Называет отличительные признаки неживой природы.
Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы.
Не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы.
Затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование: конверт - рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
Ребёнок без труда отвечает по картинкам.
Правильно называет правила поведения в окружающей природе.
Анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам.
Отвечает на дополнительные вопросы.
Не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам.
Затрудняется при ответе на вопросы.
Не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3
Цель: определить уровень знания времён года.
Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками - символами месяцев года.
Вопросы:
Какое время года тебе нравится больше и почему?
Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Вопросы для детей:
-Назови времена года.
-назови три месяца осени.
-назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок правильно называет времена года.
Перечисляет их в нужной последовательности.
Знает характерные признаки каждого времени года.
Проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?
По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень.
Ребёнок правильно называет времена года.
Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
В основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.
Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок не всегда правильно называет времена года.
Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
Не знает характерных признаков разных времён года.
На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно.
Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4
Цель: определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?).
Если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы (если они есть?). Если их нет, спрашивает: «Если бы были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?».
Что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке школьного двора всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень.
Ребёнок отвечает на поставленные вопросы.
В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Может выразить своё отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
Задание 5
Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению.
Учитель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, учитель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам:
как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нём?
Твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым. Средний уровень.
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения;
узнавать и называть птиц, животных по их изображению;
развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре;
воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к
ней.
Оборудование: ноутбук; презентация к викторине; призы, дипломы для награждения, цифры 1-2-3-4 для ответов, наборы осенних листочков.
Ход викторины:
Педагог: доброе утро ребята, доброе утро уважаемые гости! Мы сегодня собрались здесь, чтобы провести викторину, а на какую тему она будет, догадайтесь сами:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Педагог: ну что, догадались, о чем будет наша викторина? (Ответы детей) Ну, конечно о природе! А называться она будет «Знатоки природы».
Мы с вами разделились на две команды, вы придумали название и девиз. (Команды выходят по очереди, говорят названия и девиз). А сейчас, ребята, я вас познакомлю с правилами поведения во время викторины: выслушать задание до конца, можно посовещаться и дать ответ; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; за каждый правильный ответ команда получает листок на свою полянку. После проведения викторины мы подсчитаем количество листочков и определим победителя. А поможет нам в этом жюри (представить жюри)
1 тур «Разминка»:
(Команды отвечают по очереди)
* Голубой шатер всю землю покрыл (небо).
* Красная девушка по небу ходит (солнце).
* Много рук, а нога одна (дерево).
* Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер).
* Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи).
* Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник).
* Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел (одуванчик).
* Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода).
2 тур «Назови лишнее»:
Клен, рябина, ель, береза.
Василек, ромашка, мать и мачеха, роза.
Заяц, кот, корова, свинья.
Яблоко, груша, смородина, слива.
Муравей, муха, пчела, майский жук.
Аист, утка, сорока, лебедь.
3 тур «Кто быстрее...»
Физкультурная пауза: Команда «Радуга» собирает каштаны, а команда «Апельсин» собирает шишки.
Педагог: Ребята, молодцы, внимание вопрос: кто любит лакомиться каш-танами? А кто семенами шишек? (ответы детей)
4 тур «Отгадай и раздели»
Педагог: Задание четвертого тура такое: вам нужно будет отгадать загадку и определить, сколько слогов в ответе. За правильный ответ, команда получит еще один листок на полянку. (Команды отвечают по очереди)
* Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пчела).
* Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.
Сядет - молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар).
* У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-кущими глазами, зависает вертолет.
Пассажиров не берет.
Прозрачные крылья на солнце блестят, лягушки поймать вертолет норовят. (Стрекоза).
* Она легка, красива, изящна, легкокрыла,
* Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Тур 5 «Узнай по объявлению»
Педагог: в этом туре вам нужно ребята, узнать, кто из животных мог раз-местить такое объявление в газете. (Команды отвечают по очереди)
* «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
* «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса).
* «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка)
* «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу мор-
ковкой». (Заяц).
Педагог: молодцы ребята, со всеми заданиями справились, теперь вас можно назвать настоящими знатоками природы. А теперь давайте посчитаем, на чьей полянке больше листочков, та команда и победила. (Подведение итогов, награждение).
Загадки для закрепления учащимися пройденного материала.
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие-большие глаза.
Называем её ... (стрекоза).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её ... (пчела).
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка).
Не зверь, не птица,
Нос как спица;
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (Комар)
1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)
2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен ... (Иней).
3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)
8. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)
9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
14. Над домом у дорожки висит пол лепёшки. (Месяц)
15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)
-Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках - это ... (ежик)
* Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
* Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной (Лиса)
* Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно - белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.
(Заяц)
* Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски ...
(Рысь)
* Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькнет меж ветвей –
Всех проворней и быстрей.
(Белка)
* На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Задания для текущей диагностики знаний учащихся по программе.
1. «Четвертый лишний»
Летают не только насекомые, но и птицы, и даже есть летающие животные. Чтобы убедиться, что вы не путаете насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Заяц, ёж, лиса, шмель.
Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
Трясогузка, кузнечик, скворец, сорока.
Мотылек, божья коровка, воробей, майский жук.
Таракан, муха, пчела, майский жук.
Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
Летучая мышь, комар, жук, бабочка.
Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
2. Учитель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года,
* А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, учитель помогает ему вопросами.
3. Дети собираются в круг, учитель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. Усложнение.
Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошед-ший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
4. Без чего не бывает леса? (без деревьев). Назовите деревья, которые вы знаете. Зачем они нам нужны? (дерево через листья выделяет кислород, которым мы дышим).
Посмотрите на экран: какие деревья вы там видите? (ель и береза) Одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи? Как мы называем деревья, на которых растут листья? ( Лиственные) С хвоей? (хвойные)
А это какие деревья? (сосна и ель) чем отличаются и чем похожи.
Я хочу вам показать ветки ели и сосны. Чем они отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА социально – педагогической направленности по организации экспериментально-исследовательской деятельности в экосистеме планеты Земля «Чудеса природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса природы» разработана на основе серии успешно реализованных авторских проектов для детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»
Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа круглый год"
Программа «Природа круглый год» по изучению сезонных явлений в природе детей дошкольного возраста направлена на расширение знания о природе, формировать у детей ряд конкретных ...