План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа)
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_srednyaya_gruppa_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
городского округа город Шарья Костромской области
План работы по самообразованию
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
на 2020-2021 учебный год
Подготовила
Воспитатель Огаркова Г.Г.
Шарья 2020
Тема:
- Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника.
Возрастная категория:
- «средняя группа».
Цель:
- создание условий для всестороннего развития личности ребенка посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Изучение теоретического и практического опыта по данной теме;
- Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды);
- Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства;
- Работа над культурой и техникой речи детей;
- Работа над этюдами, ритмопластикой;
- Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
- Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций;
- Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности;
- Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать выступления детей средней группы перед детьми младшего возраста;
- Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Сроки:
- 01.09.2020-31.05.2021 гг.
Пояснительная записка.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.
Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что театрализованная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Актуальность.
Актуальность моей темы в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для всестороннего развития личности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Содержание работы по самообразованию:
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Материалы | Работа с родителями |
Сентябрь-май | |||
Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов:
Изучение литературы, отбор технологий. | |||
Сентябрь | |||
Содержание работы | Цель | Материал | Работа с родителями |
Изготовление картотеки театрализованных игр. | Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». | ||
Беседа «Что такое театр»? | познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал. | фотографии с различными видами зданий театра | |
Показ детям сказки «Колобок» | развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности. | Ширма, кукольный театр «Теремок» | |
Октябрь | |||
Создание дидактической игры «Театральные профессии | Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр. | ||
Мимика – «Подбери маску» | Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. | Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний. | |
Беседа: «Театральные профессии» | расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами. | иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей | |
Театрализованная игра «Зверята» | формировать у детей навыки звукоподражания. | Маски «Зверят» | |
Показ детям сказки «Заяц и лиса» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Ширма, плоский театр «Заяц и лиса» | |
Ноябрь | |||
Изготовление мнемотаблиц по сказкам. | |||
Беседа: «Правила поведения в театре» | Пополнить новыми словами активный словарь детей; воспитывать культуру поведения детей в театре. | Консультация «Какие бывают театры: кукольный, настольный, теневой, пальчиковый и др.» | |
Пантомимика – игра «Походка | Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение. | ||
Театрализованная игра «Прятки» | развивать навык звукоподражания. | плоскостной настольный домик с большим окном, сюжетные игрушки. | |
Знакомство с р. н. сказкой «Репка» | Знакомство с русской народной сказкой « Репка» Учить выделять и называть характерные признаки персонажей, развивать интонационную выразительность речи. | Мнемотаблица по сказке «Репка» | |
Показ детям сказки «Репка» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Кукольный театр «Репка» | |
Инсценировка сказки «Репка» | Вызвать интерес к сказке «Репка».Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого.Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений. | Маски героев по сказке репка. | |
Декабрь | |||
Создание театра теней | |||
Мимические упражнения | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. | Картинки - настроение | Консультация «Домашний театр» |
Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…» | поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации. | ||
Театрализованная игра «Лиса и дрозд» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Настольный театр по сказке «Лиса и дрозд», ширма | |
Обыгрывание сказки «Курочка Ряба» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Ширма, маски героев сказки «Курочка ряба» | |
Январь | |||
Д/И «Расскажи сказку» | формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память | ||
Народная театрализованная игра «Король» | Побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действий. | Корона | Консультация «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству» |
Показ детям сказки «Заюшкина избушка» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Настольный театр «Заюшкина избушка» | |
Обыгрывание р.н.с «Заюшкина избушка» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество | Маски герое «Заюшкина избущка» | |
Этюды «Зеркало» | Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой | ||
Февраль | |||
Театрализованная игра «Бабушка- Маланья» | Обеспечить развитие умения проговаривать заданное слово с определенной интонацией, сочетать напевную речь с пластическими движениями. Способствовать развитию пантомимических способностей, актерского мастерства. | Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, медведь, петух, шапочка-паучок, «волшебный сундучок». | Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Рукавичка» |
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка» | |
Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» | Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение. | ||
Март | |||
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений | развивать воображение и пантомимические навыки. | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности детей | |
Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) | развивать пантомимические навыки | ||
Знакомство с р.н.с. «Три медведя» | знакомство со сказкой «Три медведя», развитие речи детей. | ||
Обыгрывание р.н.с. «Три медведя» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество | Ширма, настольный театр «Три медведя» | |
Апрель | |||
Музыкальная игра «Курочка и цыплята» | учить детей имитировать характерные действия персонажей. | Консультация «Зачем ребёнку кукольный спектакль?» Привлечь родителей связать кукол для пальчикового театра | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» | учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать действующих лиц благодаря показу сказки. | Мнемотаблицы по сказке «Теремок» | |
Театрализованная игра «День рождения» | Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, учить их быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми | ||
Показ русской народной сказки «Теремок» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество | Настольный театр «Теремок», ширма | |
Май | |||
Игры с разными видами театров «Придумай сказку» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | Разные виды театра по желанию детей | Привлечение родителей к подготовке к инсценировке сказки «Теремок» |
Исценировка р.н.с. «Теремок» Показ сказки детям младшей группы | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество Развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость. | Теремок, маски и др. атрибуты к образу персонажей, музыкальное аудио оборудование. |
Используемая литература:
- Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
- Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
- Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
- Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
- Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
- Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
- Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
план по самообразованию...
Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»
Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...
План по самообразованию «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»
Самообразование на тему:«Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»...
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
План работы по самообразованию...
Индивидуальный межатестационный план по самообразованию " Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника"
из опыта работы...
Тема самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника».
Сомообразование на 2022-2023 г....
Отчет по теме самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника».
Организовала работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи. Изучила...