Прогулки. Старшая группа. Ноябрь.
картотека (старшая группа)
Прогулки в старшей группе в ноябре (наблюдения,приметы,пословицы и поговорки, дидактические игры, подвижныеигры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прогулки. Старшая группа. Ноябрь. | 55.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛКА 1
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман); развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением Солнца.
Наблюдение за освещенностью в течение дня
Педагог с детьми наблюдает за солнцем. Солнце светит тускло. Как солнце грело летом и как греет в ноябре?
Ежедневный путь солнца: в какой стороне всходит, где садится. Наблюдение за расположением солнца по освещенности окон и участка. Установление связи между продолжительностью светового дня и понижением температуры воздуха.
Примета: если солнце взошло быстро и светит ярко, – погода переменится.
Поговорки и пословицы: «В ноябре зима с осенью борется»; «Ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь».
Стихотворение:
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора…
А. С. Пушкин
Загадка:
Все деревья облетели, зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет, грязь и лужи у ворот. (Осень.)
Дидактическая игра «Найди пару».
Подвижная игра «Стоп!».
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
На одной стороне помещения стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, – водящий. Он стоит спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай!». При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», водящий поворачивается и смотрит на детей. Кто не успел остановиться, тот возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не встанет в обруч.
ПРОГУЛКА 2
Цели: продолжить знакомство с многообразием природных явлений: изморозью, заморозками; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.
Наблюдение за первыми заморозками
Изморозь – это появление ледяной корки на деревьях, на земле, на предметах. Иногда она бывает игольчатой.
Примета: роса ночью выпала обильно – не будет ни грозы, ни ливня.
Поговорки и пословицы: «В ноябре тепло морозу не указ»; «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
Стихотворение:
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб, некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета!
З. Федоровская
Загадка:
Листья желтые летят, под ногами шелестят
Солнце уж не припекает. Когда это бывает? (Осенью.)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Цель: познакомить с народной игрой, развивать ловкость.
Ход игры. Дети делятся на две команды: «казаков» и «разбойников». «Казаки» находят место – «темницу», «разбойники» тем временем прячутся. «Казаки» ищут «разбойников». «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком (нагайкой). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в «темницу», охраняемую «казаком». «Разбойники» могут освободить своих товарищей из «темницы», дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком-сторожем», то также попадают в «темницу». Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в «темнице».
Наблюдение за погодой
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Цель: развивать у детей координацию движений в прыжке.
На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В «курятнике» на «насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – «двор». Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «куры». «Куры» ходят и бегают по «двору», клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» – «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» уводит игрока, не успевшего спастись, в свою «нору». Игра возобновляется. Можно повторить игру с другой «лисой».
ПРОГУЛКА 3
Цели: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени; учить самостоятельно определять погоду; развивать наблюдательность детей, активизировать мыслительную деятельность.
Наблюдение за изменением температуры воздуха
Температура воздуха с каждым днем понижается, становится холоднее. Это связано с тем, что солнце меньше освещает и, следовательно, прогревает землю и воздух, поэтому становится прохладно.
Приметы: какова погода в ноябре, таков и май; ноябрьские ночи до снега темны.
Поговорки и пословицы: «Ноябрь – сумерки года»; «Ноябрь осень замыкает».
Стихотворение:
Минуло лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи.
А. Плещеев
Загадки:
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем. (Осенью.)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется? (Осень.)
Скрючена, связана, на кол посажена,
А по улице пляшет. (Метла.)
Дидактическая игра «Природа и человек» (вариант 1).
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа человеку.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и бросает ребенку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задает новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объект природы.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Цель: учить детей прыгать на двух ногах, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры. Из играющих детей выбирают «волка», остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих «домиках», «волк» находится на противоположной стороне помещения. Воспитатель говорит:
Зайцы скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают, –
Не идет ли волк?
Под эти слова дети прыгают, выполняют различные движения. После слов педагога: «Волк!» – он выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои «домики». Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в «овраг».
Дидактическая игра «Природа и человек» (вариант 2).
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Машина!», ребенок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
Подвижная игра «Картошка».
Цель: познакомить с народной игрой, учить их перебрасывать мяч.
Ход игры. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков), она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится труднее, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает мяч и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет, бросивший мяч становится «картошкой».
Труд на участке. Сбор оставшихся опавших листьев и веток, уборка мусора. Правила безопасной работы с садовым инвентарем, после работы очистка и уборка его в специально отведенное место.
ПРОГУЛКА 4
Цели: продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления о зимующих и перелетных птицах; воспитывать чувство доброты.
Наблюдение за птицами вблизи жилья
Беседа педагога с детьми: Какие птицы остались на зиму возле жилья человека? Почему? Чем питаются зимующие птицы, где находят корм? Сравните поведение птиц летом и сейчас. (Летом птицы весело чирикали, со свистом летали за насекомыми, купались в лужах. А сейчас сидят, нахохлившись на ветках, или прячутся от пронзительного ветра в укрытиях. Не слышно их пения.)
Приметы: осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме; поздний отлет птицы – к теплой зиме.
Стихотворения:
ВОРОБЕЙ Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! И. Демьянов | ВОРОБЕЙ – Что желаешь, воробей? – Мне бы горстку отрубей, Мне бы зернышек пшеничных, Хлебных корочек обычных. |
Загадка:
Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
А кого червяк боится? Угадали? Это… (птица).
Дидактическая игра «Третий лишний».
Подвижная игра «Стайка».
Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать ловкость и сноровку.
Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:
Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка: Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, | Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Это – зяблик, Это – стриж, Это – развеселый чиж, Ну а эта – злой орлан. Птички, птички, по домам! |
Дети после этих слов разбегаются, а водящий старается кого-нибудь поймать.
Подвижная игра «Кот на крыше».
ПРОГУЛКА 5
Цели: продолжить знакомство с многообразием природных явлений; развивать любознательность.
Наблюдение за тенью от солнца
Все предметы отбрасывают тени (провести опыт «Уличные тени»). Вместе с детьми определить тени от предметов: деревьев, кустарника и т. п.
Приметы: иней на деревьях – к морозам; ноябрьские ночи со снегом светлы.
Поговорки и пословицы: «Ноябрь – ворота зимы»; «Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, зиме – родной батюшка».
Стихотворения:
Осень – роща золотая! Золотая, синяя.
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками, гуси откликаются,
С дальним озером, с полями до весны прощаются.
* * *
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью колкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
А. Твардовский
Загадка:
От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит… (тень).
Дидактическая игра «Наоборот» (вариант 1).
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребенок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением. (Далекий – близкий, верхний – нижний.)
Подвижные игры «С кочки на кочку», «Зайцы и волк».
Наблюдение за тенью вечером
Педагог с детьми наблюдает за тем, как предметы отбрасывают тени вечером. Вечером источником света является не солнце, а уличные фонари. От них тени ярче и четче, потому что фонари находятся на близком расстоянии от самого предмета или фигуры человека.
Дидактическая игра «Наоборот».
ПРОГУЛКА 6
Цели: учить видеть и описывать красоту неба, пейзажа; расширять словарный запас, кругозор; воспитывать любознательность.
Наблюдение за небом
Педагог наблюдает за осенним небом с детьми, которые описывают его.
Поздней осенью небо все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми дождевыми или снеговыми тучами, быстро передвигающимися. Оно кажется хмурым.
Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Поговорки и пословицы: «В ноябре солнце сквозь слезы и “белых мух” улыбается»; «На Матвея зима потеет».
Стихотворение:
…Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Н. А. Некрасов
Загадки:
Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, | Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ. (Поздняя осень.) |
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)
Дидактическая игра «Хлопки».
Цель: развивать количественные представления.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду считать до 5, и как только я произнесу слово “пять”, все должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других чисел хлопать не надо». Дети вместе с педагогом считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая в них. Педагог 2–3 раза проводит игру правильно, затем начинает специально ошибаться: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые повторили движение и хлопнули в ладоши, делают шаг за пределы круга и продолжают играть за кругом.
Подвижная игра «Повар».
Дидактическая игра «Ищи».
ПРОГУЛКА 7
Цели: расширять кругозор, представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность.
Наблюдение за тучами
Педагог с детьми наблюдает за тучами. Небо покрыто свинцовыми тучами. Что такое тучи и откуда они взялись? (Тучи образуются из множества облаков. Ветер сгоняет облака вместе, и из них образуются тучи, они состоят из капелек воды. Вот почему когда на небе появляются тучи, то, вероятно, будет дождь или снег.)
Примета: после дождя потеплело – к плохой погоде.
Поговорки и пословицы: «Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил»; «Ноябрь – поворот на зиму».
Стихотворения:
ТУЧА
Что это за птица? Черная, большая,
Над землей повисла, солнце закрывая.
Крупными слезами эта птица плачет.
От нее подальше мама дочку прячет.
Как она примчится, все вокруг темнеет.
Чтобы не промокнуть, убегу скорее!
Загадки:
Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.
Наскочил на темный лес – прохудился и исчез.
(Дождевая туча.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Подвижная игра «Пустое место».
Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту.
Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:
Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
После слов «постучу» водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком: «Тук-тук-тук». – «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. «Зачем пришел?» – «Бежим наперегонки».
После этих слов оба бегут вокруг стоящих в кругу детей в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять пустое место. Кто добежит первым, занимает пустое место, а опоздавший становится водящим.
ПРОГУЛКА 8
Цели: продолжить обучать наблюдению за движением облаков, умению охарактеризовать погоду.
Наблюдение за облаками
Педагог и дети наблюдают за движением облаков: их форма, цвет, на что похожи облака.
Примета: облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Ноябрь – ледостав и кузнец»; «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».
Стихотворения С. Михалкова «Облака»; Я. Акима «Облако».
Загадка:
Ты в летний полдень, в тишь и зной их не увидишь над собой,
А иногда белы, как вата, они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
Дидактическая игра «Кто ты?».
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ, в котором все дети получают роли. Дети становятся в круг, воспитатель начинает рассказ. При упоминании персонажа ребенок должен встать и поклониться. Дети должны быть очень внимательны и следить не только за своей ролью, но и за ролями соседей. Ребенок, который не услышал о своей роли и не встал, выходит из игры.
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Подвижная игра «Лягушки».
ПРОГУЛКА 9
Цель: продолжить упражнять в различении деревьев и кустарников по внешнему виду; закреплять умения сравнивать объекты по признакам.
Рассматривание деревьев и кустарников
Педагог предлагает детям рассказать, что растет на территории детского сада: деревья, кустарники, травянистые растения; отметить сходство и различия растений.
Вопросы: Из каких частей состоит растение? Покажите части растения. Какие условия необходимы для его существования?
Приметы: если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой; лес шумит – к оттепели.
Поговорки и пословицы: «Ноябрьские ночи самые темные»; «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается».
Стихотворение:
Вьется в воздухе листва, В желтых листьях вся земля. У окошка мы сидим | И глядим наружу, Шепчут листья: «Улетим», А ныряют в лужу. |
Загадки:
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки. (Листопад.)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Подвижная игра «Совушка».
ПРОГУЛКА 10
Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Развешивание кормушек
Педагог проводит беседу о зимующих птицах, об их жизни в холодный период года. Изготовление и развешивание кормушек в укромных местах на деревьях или кустарниках.
Примета: вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною»; «Осенняя пора – птицы со двора».
Стихотворения:
ВОРОБЫШЕК
Комочек серых перышек, Веселый наш воробышек В саду хлопочет, кружится, | Вот выкупался в лужице И к детям под окошко Летит за хлебной крошкой. |
ГОЛУБИ
Голуби, голуби, раз, два, три.
Прилетели голуби – сизари,
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
И. Токмакова
Загадка:
Никак ей не сидится – все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится… (синица).
Дидактические игры «Охотник», «Да или нет?».
Подвижная игра «Мыши в кладовой».
Цель: учить выполнять действия после сигнала.
Ход игры. Дети-«мыши» сидят в «норках» – на скамье. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 40–50 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка» (воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются, делая вид, будто грызут сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». «Мыши» убегают в «норки».
Подвижная игра «Совушка».
ПРОГУЛКА 11
Цели: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.
Определение погоды по приметам
Педагог обращает внимание детей на изменения в природе поздней осенью. Дети вспоминают приметы осени.
Примета: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
Стихотворение:
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Загадка:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Подвижная игра «Самолеты».
Цель: развивать легкость движений; учить действовать после сигнала.
Ход игры. Дети строятся в 3–4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» – дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» – «самолеты» находят свои места и приземляются: дети строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
ПРОГУЛКА 12
Цели: расширять и уточнять знания об осенних явлениях в природе; учить устанавливать отличия осенних явлений от летних.
Наблюдение за туманом
Педагог обращает внимание на утренние туманы, объясняет детям причину их появления (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю. Во время тумана плохо видны предметы вдалеке и расплывчаты находящиеся рядом, поэтому надо внимательно переходить улицу, так как водителям машин не видны переходящие дорогу люди.
Стихотворения:
За весной, красой природы,
Лето красное пройдет –
И туман, и непогоды
Осень поздняя несет.
* * *
Потемнели ветви, От воды туман. Гонит тучи ветер Из холодных стран. | Осень на излете, Лес промок насквозь. Клюкву на болотах Ищет старый лось. А. Степанов |
Загадка:
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко – стало видно далеко. (Туман.)
Дидактическая игра «Наоборот».
Подвижная игра «Мы – веселые ребята».
Цель: развивать ловкость, внимание.
Площадка разделена на 3 части. В центральной части находится «ловишка». Игроки хором произносят текст: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть. Ну попробуй нас догнать! Раз, два, три – лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих. Тот, до кого «ловишка» дотронулся, прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле «ловишки». После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый «ловишка».
ПРОГУЛКА 13
Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; развивать познавательный интерес.
Наблюдение за воробьями
Педагог и дети наблюдают за поведением воробьев, их внешним видом, повадками.
Примета: воробьи сидят нахохлившись – к дождю.
Стихотворение:
МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ
За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я: | Когда приходят холода, Не улетает никуда! И. Левин |
Загадка:
Забияка и воришка, носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки и боится только кошки. (Воробей.)
Дидактическая игра «Добавь слог».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребенок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например: «Ма»... «ма», «кни»... «га». Дополнивший слово ребенок снова бросает мяч воспитателю (или ребенку).
Подвижная игра «Стоп!».
Труд на участке.
Наблюдение за воробьями возле кормушки
Педагог с детьми наблюдает за воробьями. Присутствие воробьев возле кормушки днем легко обнаружить по многочисленным следам. Это 2 маленьких крестика рядом, так как воробьи прыгают, а не ходят. Домовой воробей питается в основном растительной пищей, но птенцов выкармливает и сам весной питается насекомыми. Какой корм едят птицы лучше: крошки, остатки каши или зернышки? Добавить в кормушку корма.
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижная игра «Картошка».
ПРОГУЛКА 14
Цели: уточнить представления об изменении образа жизни вороны осенью; учить устанавливать связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Наблюдение за вороной
Педагог обращает внимание детей на нахохлившихся ворон, напоминает некоторые их повадки (ворона ходит важно, медленно), особенности внешнего вида птицы (она так названа за черный цвет оперения, который по-старинному назывался «вороной»). Это частично оседлая, частично – перелетная птица. Из района гнездования часть птиц, преимущественно молодых, отлетает к югу, а на их место прибывают птицы из северных мест. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться на свалках различными отходами и отбросами. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, где образуют смешанные с грачами и галками стаи. Как правило, ночь они проводят в центре города – в парках и на крышах зданий, а днем вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Ворона – всеядная птица. Летом питается насекомыми, яйцами мелких птиц, грызунами и семенами трав. Зимой – в основном отбросами.
Приметы: вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду; вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Вороне соколом не быть»; «Вороны собираются в стаи – к холодной и снежной зиме».
Загадка:
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хриповатая – известная персона. Кто она? (Ворона.)
Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком».
Дидактическая игра «Кто (что) летает?».
Цель: закреплять знания детей о животных и птицах.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Если назван предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят: «Летит». Если нет, то дети рук не поднимают. Если кто-то из детей ошибется, то выходит из игры.
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
ПРОГУЛКА 15
Цели: учить называть птиц, которые прилетают к кормушке, различать птиц по двум-трем характерным признакам.
Наблюдение за птицами у кормушек
Педагог обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой. Откуда вороны ведут свои наблюдения? (С забора, деревьев, крыш соседних домов.)
Примета: если вороны садятся клювами в одну сторону, – к сильному ветру.
Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет»; «Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет».
Загадка:
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Серенькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, затем передает фишку тому, кто будет отгадывать предмет. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему ребенку и т. д.
Подвижная игра «Жмурки».
Цели: познакомить с русской народной игрой; развивать внимание.
Ход игры. «Жмурка» выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним: «Кот, кот, на чем стоишь?» – «На квашне» (деревянная посуда для замешивания текста). – «Что в квашне?» – «Квас». – «Лови мышей, а не нас!»
Игроки разбегаются, «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».
ПРОГУЛКА 16
Цели: продолжить знакомство с природными явлениями; закреплять представления о последнем периоде осени.
Наблюдение за первым снегом
Педагог с детьми наблюдает за снегопадом. Первый снег идет очень тихо и обычно скоро заканчивается. Что такое снег? (Замерзшая вода.) Откуда он идет? (Из снежного облака.) На что похожи снежинки?
Опыт «Таяние снега».
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход опыта. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Приметы: первый сухой снег обещает хорошее лето; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, будет зима снежной.
Поговорки и пословицы: «Первый снежок не лежок»; «В ноябре снегу надует – хлеба прибудет».
Стихотворения:
ЗИМА
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. | И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. И. Суриков |
* * *
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Загадки:
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке?
(Снежинки.)
Нахмурилось небо (наверно, не в духе).
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают,
Но даже – не тают! (Снежинки.)
Дидактическая игра «Придумай сам».
Вариант 1
Цель: учить составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Предложить детям опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Попросить придумать предложения из 3, 4, 5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Вариант 2
Ход игры. Воспитатель назначает ведущего и задает ему тему: «Время года», «Одежда», «Цветы», «Лес». Ребенок придумывает слова и говорит их всем остальным, например: «Цветы, раскрылись, насекомые». Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.
Подвижная игра «Медведь и пчелы».
ПРОГУЛКА 17
Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; учить называть особенности приспособления растений к зиме.
Рассматривание одежды людей
Педагог вместе с детьми наблюдает за природой в ноябре.
Как изменились растения? (Они сбросили листву и находятся в состоянии сна.) Насекомые исчезли, температура воздуха снизилась, на почве появились первые заморозки. Птицы стараются перелететь поближе к жилью человека. Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. Долгота дня уменьшается, длина ночи увеличивается. Люди одеваются в теплую одежду, подкармливают птиц. Дети катаются на льду, играют в снежки первым снегом.
Примета: облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.
Загадки:
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь, у нас работа:
Топать-шлепать по болотам. (Резиновые сапоги.)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою.
Ну так что же я такое? (Плащ.)
Дидактические игры «Да или нет», «Бывает – не бывает» (с мячом).
Подвижная игра «Сделай фигуру».
Цель: развивать воображение детей.
Ходьба в колонне по одному. По сигналу: «Стоп!» – дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые ребята и интересные фигуры.
Подвижная игра «Хитрая лиса».
ПРОГУЛКА 18
Цели: уточнять представления об изменении образа жизни голубей осенью; учить устанавливать связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц.
Наблюдение за голубями
Педагог с детьми наблюдает за птицами. С исчезновением насекомых улетели многие птицы, которыми они питаются: ласточки, стрижи, скворцы. Поздней осенью становится меньше корма и для голубей, они прилетают ближе к людям.
Педагог предлагает рассмотреть повадки птиц, их полет. Рассмотреть строение пера, из чего оно состоит. Маховое – для полета, пуховое – для согревания тела птицы. Провести опыт по полету перышек. Какие перья лучше летают в воздухе, почему?
Загадка:
Летает, поет, два крыла,
Клюв, лапки, перышки. Кто это? (Птица.)
Дидактическая игра «Кто где живет».
Цель: развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребенок – «лисой». «Белочки» прячутся за деревья, а «зайчики» – за кустики. «Зайчики» и «белочки» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» – «белочки» бегут к дереву, «зайцы» – к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
Подвижные игры «Мяч водящему», «Рыбак и рыбки».
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
ПРОГУЛКА 19
Цели: учить замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать любовь к птицам; активизировать познавательные способности.
Наблюдение за снегирем
Педагог обращает внимание детей на снегирей, на их яркое оперение. Когда птицы прилетают к кормушке? Как ведут себя в это время? На каких кустарниках их видели? Что они делали? Сравнение способов питания снегиря и синицы: синица корм выклевывает, а снегирь быстро шелушит семена. Питаются снегири больше растительной пищей: семенами различных хвойных и лиственных деревьев, почками, побегами. Насекомых поедают лишь случайно.
Приметы: снегирь под окном поет – к оттепели; снегирь зимой щелкает – на снег, вьюгу и слякоть.
Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим клювом сыта»; «У каждой пташки свои замашки».
Стихотворение:
СНЕГИРИ
Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик – он промок. | Ветерок подул слегка, Обсушил нам снегирька. |
Загадки:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири.)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка – … (снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег).
И. Лопухина
– Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Дидактическая игра «Птицы».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы). «Воробей» передает маленький мячик соседу, тот называет: «Ворона», и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
Подвижная игра «Волк во рву».
Труд на участке.
ПРОГУЛКА 20
Цель: закреплять представления о последнем периоде осени, его особенностях.
Наблюдение за погодой
Педагог с детьми наблюдают за погодой. Ноябрь – ворота зимы (дождь идет часто со снегом; средняя температура становится ниже). Дуют холодные ветры. Ветер холодный и сильный, срывается снег. Ноябрь раньше называли «снеговеем».
Вывод: с каждым днем становится все холоднее, наступает зима.
Приметы: на Матвея (29 ноября) ветры буйные – быть метелям до Николы Зимнего (19 декабря).
Поговорки и пословицы: «Первый снежок – детям на радость»; «Осенью ложка воды – ведро грязи».
Загадка:
В этот месяц, что ни год
Белый день в обед встает.
Зимний сумрак, грязь и слякоть.
Вдруг – сугробы у ворот. (Ноябрь.)
Дидактическая игра «Не зевай!» (птицы зимующие, перелетные).
Вариант 1
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель дает всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает свое название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
Подвижные игры «Волк», «Пустое место».
Дидактическая игра «Не зевай!» (животные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в старшей группе, ноябрь, 1-я неделя
вот так мы пишем планы......
Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь
интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...
Разработка перспективного планирования - Старшая группа, ноябрь (1-2 неделя)
Разработка перспективного планирования - Старшая группа, ноябрь (1-2 неделя)...
«Путешествие с лесником» Конспект прогулки в старшей группе ноябрь
Конспект прогулки в старшей группе ноябрь«Путешествие с лесником»Цель: продолжить знакомство с кустарниками и деревьями, учить находить их по стволу, веткам, строению кроны, плодам. Формировать предст...
прогулки в старшей группе-ноябрь
разработаны на целый месц...
прогулки в старшей группе-ноябрь
разрабано на каждый день...
прогулка старшая группа ноябрь
Прогулка 1Наблюдение за воробьямиЦель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность....