прогулки в старшей группе-ноябрь
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

разработаны на целый месц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_v_starshey_gruppe_-_noyabr.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 НОЯБРЬ.

                                       ПРОГУЛКА 1.

               ТЕМА: «Перелетные птицы».

         Цель: Закрепить знания о птицах (название, внешний вид, способ

                    добычи питания, место обитания).

           1. Наблюдение за погодой с последующей отметкой в календаре погоды.   ( пример: сегодня пасмурно, облачно, ветер сильный, прохладно).

            2. Наблюдение за птицами:

- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

- Почему перелетные птицы улетают от нас осенью? (Они питаются насекомыми, и поэтому зимой им нечем прокормиться).

- Какие птицы первыми улетают в теплые края? (насекомоядные).

- Вторыми улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами. К ним относятся: чиж, овсянка, зяблик.

   Третьими улетают водоплавающие (утки и гуси). Они собираются в путь, когда замерзают водоемы.

              3. Д/И «Угадай птицу по описанию». (Воспитатель описывает птицу, дети называют ее. Затем дети проводят эту игру самостоятельно).

               4. Игровое упражнение «Кто как летит».

         Нам редко удается увидеть, как собравшись в стаи, птицы улетают. Почему? (Они летят ночью, так безопаснее)

         Птицы летят в определенном порядке: журавли – клином; утки – дугой, скворцы, дрозды и другая «мелюзга» - как попало; орлы и ястребы – в одиночку.

                5. Труд детей в природе.

          Установка кормушек для подкормки птиц зимой.

                6. П/И  «Перелет птиц» - развивать творческую самостоятельность в передаче образа птицы. Учить детей менять виды движения по сигналу водящего.

                                      ПРОГУЛКА 2.

               ТЕМА: «Прогулка в осенний лес».

        Цель: Закреплять знаний о сезонных изменениях, происходящими в осеннем лесу.

  1. Наблюдения в осеннем лесу.

- Каким стал лес в ноябре? (Стал почерневшим, хмурым). 

- На ольхе раскачиваются темные сережки, на стволе у нее черные шишечки. Рассмотреть ветки с сережками: ольха уже приготовила цветы к весне, она зацветает раньше всех деревьев.

- У березы тоже готовы к весне сережки, но они устремлены вверх. Это значит, что они не созрели.

- На осине почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые крупные. Почки укрыты плотно. Снять с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие сережки.

- В сосновом лесу мрачновато и темно. А листья у рябины опали и ярко-красные ягоды радуют глаз.

             Вывод: Раннецветущие деревья: осина, орешник, береза, ольха, уже приготовили свои почки к весне. Деревья не погибли, а находятся в зимнем покое.

  1. Труд детей в природе.

                Сбор плодов рябины для последующей сушки и подкормки птиц зимой.

                             3. Игра (ТРИЗ) : «Хорошо или плохо».

                  Все деревья находятся в состоянии покоя: хорошо это или плохо?

                  Цель: Научить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развивать речь, мышление.

                              4. Подвижные игры:

                    а) «Хитрая лиса» - развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание.

                    б) «Ноги от земли» - учить детей менять виды движений по сигналу водящего. 

                                           ПРОГУЛКА 3.

                        ТЕМА: «Сравнение хвои».

             Цель: Учить детей сравнивать хвою сосны, лиственницы, ели. Выделять различия и сходства, рассмотреть строение. Развивать наблюдательность, внимание, память, речь.

  1. Сравнение хвои.

              - У сосны хвоя сине-зеленая, каждая иголка заостренная, жесткая, сидит на коротких побегах пучками по две или три иголки, окружена чешуйкой. Длина хвои 7-8 см.

              - У ели хвоя темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, сидит на особых выростах коры по одной, короткая. Длина хвои 1-2,5 см.

              - Хвоя лиственницы ярко-зеленая, мягкая, плоская; сидит на коротких побегах пучками. В каждом пучке много иголок.

  1. Труд детей в природе.

                Помощь детям младшей группы в уборке участка от опавшей хвои.

                Цель: Вызвать желание помочь детям младшей группы; воспитывать чувство заботы о младших.

  1. Подвижные игры.

                а) Третий лишний» - познакомить с правилами игры.

                б) «Кто дальше» - развивать пространственное представление, глазомер.

                                          ПРОГУЛКА 4.

                ТЕМА: «Жалобная книга природы.

                        Жалоба дроздов, зябликов».

       Цель: Закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об опасностях жизни птиц, животных, деревьев зимой.

  1. Беседа о домашних птицах.

        Жалоба домашних птиц: «Ух, как же холодно! И спрятаться от мороза негде, и есть нечего. Ничего другого не остается, только погибнуть от холода и голода. А все почему? Жили мы в клетках в доме, нас кормили, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю».

         Вопрос: Как вы думаете, какую ошибку совершили люди, выпустив этих птиц на волю? (Эти птицы перелетные, они не приспособлены к жизни зимой).

  1. Подвижные игры:

         а) «Птицы в гнездах» - развивать двигательную активность, физические качества, правильное следование правилам игры.

        б) «Журавли учатся летать» - воспитание правильного физиологического дыхания; развитие координации движений.

  1. Труд детей в природе.

            Сбор семян березы, ольхи для подкормки птиц зимой.

                                        ПРОГУЛКА 5.

                  ТЕМА: «Осенние явления».

       

  1. Наблюдение за осенними явлениями (солнце, долгота дня,

     температура воздуха, состояние почвы и воды).

          Цель: Учить детей устанавливать связь: понижение температуры воздуха – замерзание почвы; уменьшение долготы дня – становится холоднее; с высотой состояния солнца изменяется температура воздуха.

                                  2. Осенние приметы.

            Цель: Познакомить детей с приметами; помочь их запомнить и проверить.

          - Коль осенний снег упадет на мокрую землю, то он останется, а на сухую опять сойдет.

          - Дневной снег не лежит: первый снег выпадает за ночь.

          - Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

          - Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

          - Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

                                 3. Труд детей в природе.

           Уборка участка  своей группы. Вынос сучков, поломанных веток после сильного ветра.

  1. Подвижные игры.

            а) «Отгадай животное»  (маска не соответствует движениям) – развивать мышление, сообразительность, координацию движений, словарный запас.

           б) «Ноги от земли» - учить детей менять виды движений по сигналу водящего.

                                      ПРОГУЛКА 6.

         

                ТЕМА: «Деревья и кустарники».

         

  1. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

           Спросить у детей: на каких деревьях и кустарниках совсем нет листьев. На каких еще остались зеленые листья? Это те растения, которые долго не зеленеют весной, но зато осенью листва на этих деревьях долго остается зеленой.

             Спросить: какое значение имеет листопад. Почему листья с ветвей верхушек опадают последними?

             Цель: Закрепить и повторить название деревьев и кустарников. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус.

  1. Д/И «С какого дерева лист?»

              Цель: Вызвать у детей интерес к играм. Закрепить название деревьев, глагольную лексику.

  1. Труд детей в природе.

               Уборка участка после листопада – вызвать желание помочь дворнику в уборке листвы.

  1. Подвижные игры.

               а) «Попади в корзину» - закреплять умение попадать в цель, развивать глазомер.

               б) «Платочек» (Листочек) – развитие музыкальности, реакции, внимания, скоростно-силовых качеств, ловкости, товарищества в команде.

                                  ПРОГУЛКА 7.

                             ТЕМА: «Иней».

           

  1. Наблюдение за инеем.

             Показать детям иней на растениях, траве. Обратить внимание на то, как блестят кристаллики инея на солнце; объяснить, что иней – это частички воды, которые замерзли на морозе и превратились в кристаллики.

             Проследить за тем, как после инея постепенно буреют листочки растений, трава. Что осталось еще зеленым.

             Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, память.

  1. Труд детей в природе.

               Напомнить, что комнатные растения тоже отдыхают: амариллис и цикломеи стоят в темном месте, у герани и фуксии подрезаны стебли. Остальные растения сейчас реже поливают. А какие растения нуждаются в поливке надо определить самим.

               Цель: Закрепить умения ухаживать за комнатными растениями.

  1. Подвижные игры.

               а) «Горячо-холодно» - развивать умения ориентироваться в пространстве.

               б) «Сторож, зайцы и охотники» - развивать быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

                                      ПРОГУЛКА 8.

               

                  ТЕМА: «Прогулка на водоем».

  1. Наблюдение за осенним водоемом, его обитателями.

             На водоеме можно увидеть уток и чаек. Они последними покидают родные края. Вспомнить рассказ Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Покормить птиц, находящихся на водоеме, так как им предстоит дальний путь.

              Вода покрывается первым льдом. Он тонкий и прозрачный до того, что через него видно дно. Но вот выпал снег и запорошил тонкий ледок. Под водой становиться темно  

              Напомнить детям правила поведения на льду: лед еще тонкий и ступать на него нельзя.

               Цель: Выяснить причины замерзания воды в водоеме; поведение водоплавающих птиц, рыб. Закрепить знания о свойствах воды и названия пресноводных рыб. Развивать речь, память, внимание.

  1. Опыт «Какая бывает вода».

                 Цель: Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. (кн. «Экспериментальная деятельность» стр. 43).

  1.  Труд детей.

                  Подготовка рабочего места к выполнению опыта и приведение рабочего места в порядок после опыта.

  1. Подвижные игры.

                   а) «Тише едешь – дальше будешь» - формирование правильной осанки, быстроты реакции, слухового внимания.

                   б) «Кто дальше» - развитие пространственных представлений детей, глазомер. Закрепление навыков метания предметов на дальность правой и левой рукой; сравнение полета на глаз.

                                     ПРОГУЛКА 9.

                      ТЕМА: «Осадки (дождь)».

  1. Наблюдение.

            В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто: холодные, моросящие. На земле образовались лужи.

           Предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?

           Цель: Закреплять знания детей об осадках.

  1. Загадывание загадок о дожде.

Шумит он в поле и в лесу,                      Кто всю ночь по крыше бьет,

А в дом не попадает.                               Да постукивает,

И никуда я не пойду,                               И бормочет, и поет,

Покуда он гуляет.                                    Убаюкивает?

Целый день он шлепал, шлепал,            Крупно, дробно зачастил,

Ямы лужами заштопал.                           Всю землю напоил.

  1. Прослушивание грамзаписи.

         Предложить детям прослушать произведение П.И. Чайковского «Осенняя песня»; спросить у детей: какая музыка веселая или грустная мелодия.

        Цель: Развитие музыкального слуха, воображения.

  1. Опыт «Куда исчезла вода».

         Цель: Формировать у детей представление о том, что под воздействием солнечного тепла (и тепла вообще) происходит испарение воды.

                     Оборудование: 2 плоские тарелки, мерный стакан, вода.

                     Наливаем одинаковое количество воды в лбе тарелки. Одну ставим около обогревателя или батареи, другую – в тень. Через некоторое время делаем вывод, что в тарелке, которая стояла в тепле воды стало меньше (от тепла вода нагревалась и испарялась).

                 - Что происходит с асфальтом после дождя? (мокры)

                 - Что происходит через некоторое время? (становится сухим) Почему?

  1. Подвижные игры.

а) «Попади в корзину» - Закрепить умение попадать в цель, развивать глазомер.

б) «Спутанные кони» - Взаимодействие в паре согласованных движений, развитие ловкости.

                                       ПРОГУЛКА 10.

     ТЕМА: «Наблюдение за прохожими на прогулке».

   

                                          1. Наблюдение.

       Цель: Научить отличать по особенностям внешнего вида, походке, поведению, темпу движения молодых и пожилых людей. Определить по их мимике настроение. Рассмотреть одежду людей, определить из какого материала она сшита; от чего она оберегает людей.

      Учить детей строить причинно-следственные связи.

                       2. Дидактическая игра «Никогда не унывай».

        Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека. Формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

                        3. Подвижные игры.

        а) Хоровод «Гори, гори ясно» - закреплять движения хоровода. Развивать воображение, чувство ритма.

         б) «Море волнуется» - развивать фантазию детей, реакцию и координацию детей.

                           4. Труд детей.

          Собрать и разложить по коробкам природный материал.

                                       ПРОГУЛКА 11.

             

                   ТЕМА: «Наблюдение за ветром».

  1. Наблюдение.

           В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиком. Обратить внимание, что ветер стал холодным. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка раскачивает листья и мелкие ветки, относит падающие листья с деревьев чуть в сторону, сильный – качает крупные ветви, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья) почему так неспокойно ведут себя деревья?

  1. Загадки о ветре.

Без рук, без ног,                                         Щука хвостом махнула,

По свету рыщет,                                         Лес погнула.

Поет да свищет.

                                     Фырчит, рычит, ветки ломает,

                                      Пыль поднимает,

                                      Людей с ног сбивает,

                                      Слышишь его,

                                      Да не видишь его.

                               

           

       

                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь

интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...

«Путешествие с лесником» Конспект прогулки в старшей группе ноябрь

Конспект прогулки в старшей группе ноябрь«Путешествие с лесником»Цель: продолжить знакомство с кустарниками и деревьями, учить находить их по стволу, веткам, строению кроны, плодам. Формировать предст...

прогулки в старшей группе-ноябрь

разрабано на каждый день...

Прогулки. Старшая группа. Ноябрь.

Прогулки в старшей группе в ноябре (наблюдения,приметы,пословицы и поговорки, дидактические игры, подвижныеигры)...

прогулка старшая группа ноябрь

Прогулка 1Наблюдение за воробьямиЦель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность....