прогулки в старшей группе-ноябрь
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОЯБРЬ.
ПРОГУЛКА 1.
ТЕМА: «Перелетные птицы».
Цель: Закрепить знания о птицах (название, внешний вид, способ
добычи питания, место обитания).
1. Наблюдение за погодой с последующей отметкой в календаре погоды. ( пример: сегодня пасмурно, облачно, ветер сильный, прохладно).
2. Наблюдение за птицами:
- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Почему перелетные птицы улетают от нас осенью? (Они питаются насекомыми, и поэтому зимой им нечем прокормиться).
- Какие птицы первыми улетают в теплые края? (насекомоядные).
- Вторыми улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами. К ним относятся: чиж, овсянка, зяблик.
Третьими улетают водоплавающие (утки и гуси). Они собираются в путь, когда замерзают водоемы.
3. Д/И «Угадай птицу по описанию». (Воспитатель описывает птицу, дети называют ее. Затем дети проводят эту игру самостоятельно).
4. Игровое упражнение «Кто как летит».
Нам редко удается увидеть, как собравшись в стаи, птицы улетают. Почему? (Они летят ночью, так безопаснее)
Птицы летят в определенном порядке: журавли – клином; утки – дугой, скворцы, дрозды и другая «мелюзга» - как попало; орлы и ястребы – в одиночку.
5. Труд детей в природе.
Установка кормушек для подкормки птиц зимой.
6. П/И «Перелет птиц» - развивать творческую самостоятельность в передаче образа птицы. Учить детей менять виды движения по сигналу водящего.
ПРОГУЛКА 2.
ТЕМА: «Прогулка в осенний лес».
Цель: Закреплять знаний о сезонных изменениях, происходящими в осеннем лесу.
- Наблюдения в осеннем лесу.
- Каким стал лес в ноябре? (Стал почерневшим, хмурым).
- На ольхе раскачиваются темные сережки, на стволе у нее черные шишечки. Рассмотреть ветки с сережками: ольха уже приготовила цветы к весне, она зацветает раньше всех деревьев.
- У березы тоже готовы к весне сережки, но они устремлены вверх. Это значит, что они не созрели.
- На осине почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые крупные. Почки укрыты плотно. Снять с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие сережки.
- В сосновом лесу мрачновато и темно. А листья у рябины опали и ярко-красные ягоды радуют глаз.
Вывод: Раннецветущие деревья: осина, орешник, береза, ольха, уже приготовили свои почки к весне. Деревья не погибли, а находятся в зимнем покое.
- Труд детей в природе.
Сбор плодов рябины для последующей сушки и подкормки птиц зимой.
3. Игра (ТРИЗ) : «Хорошо или плохо».
Все деревья находятся в состоянии покоя: хорошо это или плохо?
Цель: Научить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развивать речь, мышление.
4. Подвижные игры:
а) «Хитрая лиса» - развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание.
б) «Ноги от земли» - учить детей менять виды движений по сигналу водящего.
ПРОГУЛКА 3.
ТЕМА: «Сравнение хвои».
Цель: Учить детей сравнивать хвою сосны, лиственницы, ели. Выделять различия и сходства, рассмотреть строение. Развивать наблюдательность, внимание, память, речь.
- Сравнение хвои.
- У сосны хвоя сине-зеленая, каждая иголка заостренная, жесткая, сидит на коротких побегах пучками по две или три иголки, окружена чешуйкой. Длина хвои 7-8 см.
- У ели хвоя темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, сидит на особых выростах коры по одной, короткая. Длина хвои 1-2,5 см.
- Хвоя лиственницы ярко-зеленая, мягкая, плоская; сидит на коротких побегах пучками. В каждом пучке много иголок.
- Труд детей в природе.
Помощь детям младшей группы в уборке участка от опавшей хвои.
Цель: Вызвать желание помочь детям младшей группы; воспитывать чувство заботы о младших.
- Подвижные игры.
а) Третий лишний» - познакомить с правилами игры.
б) «Кто дальше» - развивать пространственное представление, глазомер.
ПРОГУЛКА 4.
ТЕМА: «Жалобная книга природы.
Жалоба дроздов, зябликов».
Цель: Закреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об опасностях жизни птиц, животных, деревьев зимой.
- Беседа о домашних птицах.
Жалоба домашних птиц: «Ух, как же холодно! И спрятаться от мороза негде, и есть нечего. Ничего другого не остается, только погибнуть от холода и голода. А все почему? Жили мы в клетках в доме, нас кормили, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю».
Вопрос: Как вы думаете, какую ошибку совершили люди, выпустив этих птиц на волю? (Эти птицы перелетные, они не приспособлены к жизни зимой).
- Подвижные игры:
а) «Птицы в гнездах» - развивать двигательную активность, физические качества, правильное следование правилам игры.
б) «Журавли учатся летать» - воспитание правильного физиологического дыхания; развитие координации движений.
- Труд детей в природе.
Сбор семян березы, ольхи для подкормки птиц зимой.
ПРОГУЛКА 5.
ТЕМА: «Осенние явления».
- Наблюдение за осенними явлениями (солнце, долгота дня,
температура воздуха, состояние почвы и воды).
Цель: Учить детей устанавливать связь: понижение температуры воздуха – замерзание почвы; уменьшение долготы дня – становится холоднее; с высотой состояния солнца изменяется температура воздуха.
2. Осенние приметы.
Цель: Познакомить детей с приметами; помочь их запомнить и проверить.
- Коль осенний снег упадет на мокрую землю, то он останется, а на сухую опять сойдет.
- Дневной снег не лежит: первый снег выпадает за ночь.
- Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
- Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
3. Труд детей в природе.
Уборка участка своей группы. Вынос сучков, поломанных веток после сильного ветра.
- Подвижные игры.
а) «Отгадай животное» (маска не соответствует движениям) – развивать мышление, сообразительность, координацию движений, словарный запас.
б) «Ноги от земли» - учить детей менять виды движений по сигналу водящего.
ПРОГУЛКА 6.
ТЕМА: «Деревья и кустарники».
- Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Спросить у детей: на каких деревьях и кустарниках совсем нет листьев. На каких еще остались зеленые листья? Это те растения, которые долго не зеленеют весной, но зато осенью листва на этих деревьях долго остается зеленой.
Спросить: какое значение имеет листопад. Почему листья с ветвей верхушек опадают последними?
Цель: Закрепить и повторить название деревьев и кустарников. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус.
- Д/И «С какого дерева лист?»
Цель: Вызвать у детей интерес к играм. Закрепить название деревьев, глагольную лексику.
- Труд детей в природе.
Уборка участка после листопада – вызвать желание помочь дворнику в уборке листвы.
- Подвижные игры.
а) «Попади в корзину» - закреплять умение попадать в цель, развивать глазомер.
б) «Платочек» (Листочек) – развитие музыкальности, реакции, внимания, скоростно-силовых качеств, ловкости, товарищества в команде.
ПРОГУЛКА 7.
ТЕМА: «Иней».
- Наблюдение за инеем.
Показать детям иней на растениях, траве. Обратить внимание на то, как блестят кристаллики инея на солнце; объяснить, что иней – это частички воды, которые замерзли на морозе и превратились в кристаллики.
Проследить за тем, как после инея постепенно буреют листочки растений, трава. Что осталось еще зеленым.
Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь, память.
- Труд детей в природе.
Напомнить, что комнатные растения тоже отдыхают: амариллис и цикломеи стоят в темном месте, у герани и фуксии подрезаны стебли. Остальные растения сейчас реже поливают. А какие растения нуждаются в поливке надо определить самим.
Цель: Закрепить умения ухаживать за комнатными растениями.
- Подвижные игры.
а) «Горячо-холодно» - развивать умения ориентироваться в пространстве.
б) «Сторож, зайцы и охотники» - развивать быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
ПРОГУЛКА 8.
ТЕМА: «Прогулка на водоем».
- Наблюдение за осенним водоемом, его обитателями.
На водоеме можно увидеть уток и чаек. Они последними покидают родные края. Вспомнить рассказ Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Покормить птиц, находящихся на водоеме, так как им предстоит дальний путь.
Вода покрывается первым льдом. Он тонкий и прозрачный до того, что через него видно дно. Но вот выпал снег и запорошил тонкий ледок. Под водой становиться темно
Напомнить детям правила поведения на льду: лед еще тонкий и ступать на него нельзя.
Цель: Выяснить причины замерзания воды в водоеме; поведение водоплавающих птиц, рыб. Закрепить знания о свойствах воды и названия пресноводных рыб. Развивать речь, память, внимание.
- Опыт «Какая бывает вода».
Цель: Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. (кн. «Экспериментальная деятельность» стр. 43).
- Труд детей.
Подготовка рабочего места к выполнению опыта и приведение рабочего места в порядок после опыта.
- Подвижные игры.
а) «Тише едешь – дальше будешь» - формирование правильной осанки, быстроты реакции, слухового внимания.
б) «Кто дальше» - развитие пространственных представлений детей, глазомер. Закрепление навыков метания предметов на дальность правой и левой рукой; сравнение полета на глаз.
ПРОГУЛКА 9.
ТЕМА: «Осадки (дождь)».
- Наблюдение.
В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто: холодные, моросящие. На земле образовались лужи.
Предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Цель: Закреплять знания детей об осадках.
- Загадывание загадок о дожде.
Шумит он в поле и в лесу, Кто всю ночь по крыше бьет,
А в дом не попадает. Да постукивает,
И никуда я не пойду, И бормочет, и поет,
Покуда он гуляет. Убаюкивает?
Целый день он шлепал, шлепал, Крупно, дробно зачастил,
Ямы лужами заштопал. Всю землю напоил.
- Прослушивание грамзаписи.
Предложить детям прослушать произведение П.И. Чайковского «Осенняя песня»; спросить у детей: какая музыка веселая или грустная мелодия.
Цель: Развитие музыкального слуха, воображения.
- Опыт «Куда исчезла вода».
Цель: Формировать у детей представление о том, что под воздействием солнечного тепла (и тепла вообще) происходит испарение воды.
Оборудование: 2 плоские тарелки, мерный стакан, вода.
Наливаем одинаковое количество воды в лбе тарелки. Одну ставим около обогревателя или батареи, другую – в тень. Через некоторое время делаем вывод, что в тарелке, которая стояла в тепле воды стало меньше (от тепла вода нагревалась и испарялась).
- Что происходит с асфальтом после дождя? (мокры)
- Что происходит через некоторое время? (становится сухим) Почему?
- Подвижные игры.
а) «Попади в корзину» - Закрепить умение попадать в цель, развивать глазомер.
б) «Спутанные кони» - Взаимодействие в паре согласованных движений, развитие ловкости.
ПРОГУЛКА 10.
ТЕМА: «Наблюдение за прохожими на прогулке».
1. Наблюдение.
Цель: Научить отличать по особенностям внешнего вида, походке, поведению, темпу движения молодых и пожилых людей. Определить по их мимике настроение. Рассмотреть одежду людей, определить из какого материала она сшита; от чего она оберегает людей.
Учить детей строить причинно-следственные связи.
2. Дидактическая игра «Никогда не унывай».
Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека. Формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.
3. Подвижные игры.
а) Хоровод «Гори, гори ясно» - закреплять движения хоровода. Развивать воображение, чувство ритма.
б) «Море волнуется» - развивать фантазию детей, реакцию и координацию детей.
4. Труд детей.
Собрать и разложить по коробкам природный материал.
ПРОГУЛКА 11.
ТЕМА: «Наблюдение за ветром».
- Наблюдение.
В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиком. Обратить внимание, что ветер стал холодным. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка раскачивает листья и мелкие ветки, относит падающие листья с деревьев чуть в сторону, сильный – качает крупные ветви, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья) почему так неспокойно ведут себя деревья?
- Загадки о ветре.
Без рук, без ног, Щука хвостом махнула,
По свету рыщет, Лес погнула.
Поет да свищет.
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в старшей группе, ноябрь, 1-я неделя
вот так мы пишем планы......
Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь
интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...
«Путешествие с лесником» Конспект прогулки в старшей группе ноябрь
Конспект прогулки в старшей группе ноябрь«Путешествие с лесником»Цель: продолжить знакомство с кустарниками и деревьями, учить находить их по стволу, веткам, строению кроны, плодам. Формировать предст...
прогулки в старшей группе-ноябрь
разработаны на целый месц...
Прогулки. Старшая группа. Ноябрь.
Прогулки в старшей группе в ноябре (наблюдения,приметы,пословицы и поговорки, дидактические игры, подвижныеигры)...
прогулка старшая группа ноябрь
Прогулка 1Наблюдение за воробьямиЦель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность....