План самообразования логопеда
рабочая программа

Королева Кристина Владимировна

План самообразования логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62 «Каравай»

План по самообразованию учителя-логопеда

Королевой Кристины Владимировны

Тема: «Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта»

на 2018 – 2019 учебный год.

Смоленск

2018

Пояснительная записка:

В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих нарушения речи. Контингент детей, обучающихся на логопунктах ДОУ представляет собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

Отечественные ученые В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер, Г.А.Волкова, Н.А.Рычкова, Н.А.Власова, Н.С.Самойленко и другие занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические и практические аспекты этого вопроса. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач .

В.Гринер  отмечает, что в основу логоритмика ставит ритм, как организующий момент.

Во многих странах Европы в начале ХХ века большое распространение получает система ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и музыкантом Э.Жак-Далькрозом. Система, основанная на сочетании ритма, музыки и движения и включающая специальные упражнения, способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластической выразительности движений, просодической стороны речи .

Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали в России. Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которого является логоритмика, или логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов, второе – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Средствами логопедической ритмики являются :

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнение в игре на инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность
  • упражнения для развития творческой инициативы.

При изучении работ по логоритмике (В.Гринер, Н.Рычкова, Э.Пунин, Л.Брозелио, О.Новиковская), было выявлено: занятия в них даются приблизительно по одной схеме.

I часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).

II часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.

III часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

   

Цель самообразования

  • повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности,
  • разработка логоритмических приемов позволяющих детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создание  благоприятной  атмосферы усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний;
  • Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Провести диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;
  • Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
  • Участвовать в семинарах, конференциях различной формы и уровня;
  • Провести мастер-класс для педагогов, студентов  и родителей по теме.

План работы по самообразованию

2018-2019 гг.

Дата

Тема

( вопросы подлежащие

изучению)

Источник

(наименование

прочитанной литературы,

статьи)

Фомы работы

(с детьми, педагогами, родителями)

Использование на практике

1

Сентябрь

«Значение использования новых технологиий в работе учителя- логопеда для коррекции и развития всех компонентов речи»

В.М.     Акименко "Новые логопедические технологии".-Р/Дону, 2009 г.; О.Е. Громова "Инновации      в логопедическую практику".-М.;2008 г

Беседы с родителями, памятки для педагогов.

Индивидуальные занятия с использованием серии карточек «Какое настроение у…»

2

Октябрь

Оформление материала на тему самообразования

 1.Косарева Е.    Речь, музыка, движение // Дошкольное воспитание. 2007.  №3.  С. 38 – 41.  

2.Новиковская О.А.   Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «КОРОНА принт», 2005. 272 с.

Выступление на конференции в СмолГУ

Включение в индивидуальные занятия динамических упражнений под бит репа

3

Ноябрь

«Инновационный подход к игровой деятельности детей»

Далинина Т. Инновации в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.Е. Громова.-М.ЛИНКА-ПРЕСС,2008

Мастер-класс в СмолГУ

Консультации для педагогов «Речевые игры на прогулке»

Открытый просмотр /подгрупповая форма/ «В гости к мишке»

4

Декабрь

«Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание. 2000. №1

Консультация для родителей

«Конкурс лучшая читающая семья»

5

Январь

«Инновационные приемы развития просодики на логоритмических занятиях»

Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая  ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: «Айрис-пресс», 2005.

Выступление на методическом объединении «Логофонорит-мика»

Картотека игр на развитие тембральной окраски голоса

6

Февраль

«Использование новых логопедических приемов в игре с детьми»

Скакун В. А. Основы педагогического мастерства. учебное пособие. – М. ФОРУМ ИНФРА-М, 2008.

Беседа, рекомендации

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

7

Март

«Инновационные формы взаимодействия с педагогами»

Журнал «Обруч»

htpp//www/obruch.ru/index.php?id-8n-25

Педагогическая викторина

«Мастер-класс для педагогов ДОУ «Инновационные приемы развития речи на занятиях»

8

Апрель

«Развитие неречевых процессов на занятиях по логоритмике»

Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова

. —— М.: Академия, 2006

Открытые  занятия для студентов СмолГУ

Оформление конспектов логоритмических занятий

9

Май

Выступление на педсовете

Отчет о проделанной работе за учебный год

Отчет за 2018-2019 учебный год

Дата

Тема

Мероприятия

Результат

Октябрь 2018 г.

«Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта»

Выступление на конференции в СмолГУ

Выполнено

Ноябрь 2018 г.

«Значение логоритмике в развитии просодической стороны речи»

Мастер – класс в СмолГУ

Январь 201 г.

«Инновационные приемы развития просодики на логоритмических занятиях»

Выступление на методическом объединении «Логофоноритмика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....

План учителя-логопеда по самообразованию в ДОУ

План по самообразованию учителя-логопеда...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования           на 2014 – 2015 учебный год...

Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)

Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...