План самообразования логопеда
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №62 «Каравай»
План по самообразованию учителя-логопеда
Королевой Кристины Владимировны
Тема: «Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта»
на 2018 – 2019 учебный год.
Смоленск
2018
Пояснительная записка:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Контингент детей, обучающихся на логопунктах ДОУ представляет собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.
Отечественные ученые В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер, Г.А.Волкова, Н.А.Рычкова, Н.А.Власова, Н.С.Самойленко и другие занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические и практические аспекты этого вопроса. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач .
В.Гринер отмечает, что в основу логоритмика ставит ритм, как организующий момент.
Во многих странах Европы в начале ХХ века большое распространение получает система ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и музыкантом Э.Жак-Далькрозом. Система, основанная на сочетании ритма, музыки и движения и включающая специальные упражнения, способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластической выразительности движений, просодической стороны речи .
Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали в России. Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которого является логоритмика, или логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов, второе – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Средствами логопедической ритмики являются :
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнение в игре на инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность
- упражнения для развития творческой инициативы.
При изучении работ по логоритмике (В.Гринер, Н.Рычкова, Э.Пунин, Л.Брозелио, О.Новиковская), было выявлено: занятия в них даются приблизительно по одной схеме.
I часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).
II часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.
III часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).
Цель самообразования:
- повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности,
- разработка логоритмических приемов позволяющих детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создание благоприятной атмосферы усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний;
- Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Провести диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;
- Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
- Участвовать в семинарах, конференциях различной формы и уровня;
- Провести мастер-класс для педагогов, студентов и родителей по теме.
План работы по самообразованию
2018-2019 гг.
№ | Дата | Тема ( вопросы подлежащие изучению) | Источник (наименование прочитанной литературы, статьи) | Фомы работы (с детьми, педагогами, родителями) | Использование на практике |
1 | Сентябрь | «Значение использования новых технологиий в работе учителя- логопеда для коррекции и развития всех компонентов речи» | В.М. Акименко "Новые логопедические технологии".-Р/Дону, 2009 г.; О.Е. Громова "Инновации в логопедическую практику".-М.;2008 г | Беседы с родителями, памятки для педагогов. | Индивидуальные занятия с использованием серии карточек «Какое настроение у…» |
2 | Октябрь | Оформление материала на тему самообразования | 1.Косарева Е. Речь, музыка, движение // Дошкольное воспитание. 2007. №3. С. 38 – 41. 2.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «КОРОНА принт», 2005. 272 с. | Выступление на конференции в СмолГУ | Включение в индивидуальные занятия динамических упражнений под бит репа |
3 | Ноябрь | «Инновационный подход к игровой деятельности детей» | Далинина Т. Инновации в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.Е. Громова.-М.ЛИНКА-ПРЕСС,2008 | Мастер-класс в СмолГУ | Консультации для педагогов «Речевые игры на прогулке» Открытый просмотр /подгрупповая форма/ «В гости к мишке» |
4 | Декабрь | «Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» | Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание. 2000. №1 | Консультация для родителей | «Конкурс лучшая читающая семья» |
5 | Январь | «Инновационные приемы развития просодики на логоритмических занятиях» | Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: «Айрис-пресс», 2005. | Выступление на методическом объединении «Логофонорит-мика» | Картотека игр на развитие тембральной окраски голоса |
6 | Февраль | «Использование новых логопедических приемов в игре с детьми» | Скакун В. А. Основы педагогического мастерства. учебное пособие. – М. ФОРУМ ИНФРА-М, 2008. | Беседа, рекомендации | Консультация для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях |
7 | Март | «Инновационные формы взаимодействия с педагогами» | Журнал «Обруч» htpp//www/obruch.ru/index.php?id-8n-25 | Педагогическая викторина | «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Инновационные приемы развития речи на занятиях» |
8 | Апрель | «Развитие неречевых процессов на занятиях по логоритмике» | Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова . —— М.: Академия, 2006 | Открытые занятия для студентов СмолГУ | Оформление конспектов логоритмических занятий |
9 | Май | Выступление на педсовете | Отчет о проделанной работе за учебный год |
Отчет за 2018-2019 учебный год
Дата | Тема | Мероприятия | Результат |
Октябрь 2018 г. | «Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта» | Выступление на конференции в СмолГУ | Выполнено |
Ноябрь 2018 г. | «Значение логоритмике в развитии просодической стороны речи» | Мастер – класс в СмолГУ | |
Январь 201 г. | «Инновационные приемы развития просодики на логоритмических занятиях» | Выступление на методическом объединении «Логофоноритмика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя-логопеда
План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К. на 2013-2014 учебный год.Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год
Тема: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....
План учителя-логопеда по самообразованию в ДОУ
План по самообразованию учителя-логопеда...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда
Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2015 учебный год...
Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны
Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...