Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны
проект по логопедии на тему
Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны
Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Актуальность
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.
Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.
2. Цель и задачи
2.1 Цель
Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.
2.2 Задачи:
1.Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.
2.3 Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.4 Объект исследования интерактивная среда
2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики
3. Проектное решение
В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта 09.2015г.-06.2020г.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 09.2015г. по 08.2016г.)
2. Основной (с 09.2016г. по 05.2020г.)
3. заключительный (с 05.2020г. по 06.2020г.)
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения |
Подготовительный этап | |||
Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | МАДОУ | 09.2015г. -08.2016г | |
Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий. | МАДОУ | 09.2015г.- 08.2016 | |
Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки. | МАДОУ | 11.2015г.- 08.2016г. | |
Основной этап | |||
Использование разработанного комплекта электронных презентаций | МАДОУ | с 09.2016г. по 05.2020г. | |
Распространение педагогического опыта: - Проведение открытых занятий, мероприятий: - неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»; - проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»; - «Создание педагогических пособий» - Круглый стол -Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки» | МАДОУ МО | 2015-2020 г. | |
Эффективность работы с родителями воспитанников: - консультации по профилактике речевых нарушений детей - семинары «Занимаемся всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников» - круглые столы «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков», - методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников - индивидуальные консультации | МАДОУ | 2015-2020 г. | |
Заключительный этап | |||
Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада. | МАДОУ МО | с 05.2020г. по 06.2020г. |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.
2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.
3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.
4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.
7. Заключение
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Список использованных документов и источников информации
Буденная Т. В. – Логопедическая гимнастика. – Детство-Пресс. – 2009
Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012 г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2011
http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ
http://www.myshared.ru Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Савченко С.Г.
http://sad2542.mirastem.ru Артикуляционная гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год
Тема: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда
Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2015 учебный год...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ШАБАРДИНОЙ Ю.Н. НА 2017-2018 у.г.
Тема:«Устранение речевых дефектов дошкольников через развитие мелкой и артикуляторной моторики с тяжелыми нарушениями речи».Актуальность выбранной темы:Нарушения зв...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда
Индивидуальный план самообразования...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Индивидуальный план работы учителя – логопеда Шакировой Диляры Мирбатовны в межаттестационный период
Индивидуальный план работы учителя – логопеда Шакировой Диляры Мирбатовны в межаттестационный период 2019 – 2022 гг....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме: «Формирование навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста»
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...