План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».
методическая разработка по логопедии на тему

Сергеева Нина Викторовна

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

учителя - логопеда Сергеевой Нины Викторовны на  2014-2015 учебный год.

Тема:

«Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».

Обоснование выбранной темы.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни. В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

План изучения темы.

1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого - педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве.
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г


 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
3. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
6. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
7. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http://
http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles


Инновационно - профессиональная деятельность по завершении изучения темы.

1. Приобрести навыки работы на ПК, используя программы: Microsoft Office 2003 (Word-текстовый редактор; PowerPoint-программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer.)
2.Апробировать инновационную технологию серии «Учимся и оздоравливаемся» А.Сметанкина «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»).

3.Подготовить сообщения для воспитателей и родителей по данной проблеме:
* «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает».
* «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером».
* «Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения».
4.Составить конспект игрового занятия «Путешествие по компьютерной стране».
5.Систематизировать практический материал по данной проблеме:
* Интернет- ресурсы (детские презентации)

*Мультимедийный диск «Домашний логопед».
*Развивающие компьютерные игры «Доктор Айболит», «Жужжалочка» и другие.
6.Разработать памятку для родителей по использованию компьютера ребёнком.


-для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете (
http://www.logoped.ru; http //www. loqoped. orq; http:// http://www.logopedia.ru; http:// http://www.logopunkt.ru; http:// festival .1september. ru; http://doshkolnik.ru/; http://www.solnet.ee; http://ivalex.vistcom.ru/; http://www.volchi.ru).

-для педаогов ДОУ провела открытое индивидуальное занятие с использованием ИКТ «Доктор Айболит. Игры со звуками».

-также в своей деятельности использую медиа-ресурсы, способствующие развитию речи детей, компьютерные игры, видеозапись индивидуальных занятий «Ребёнок в ДОУ и семье», мультимедийный диск «Домашний логопед», DVD фильм «Как помочь малышу красиво говорить»;

-в активе моей работы регулярно используются следующие информационно-коммуникативные технологии:

-инновационная технология А.Сметанкина «Учимся и оздоравиваемся», «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»), предназначенная для групповой и индивидуальной работы, что позволяет включать в работу всех анализаторные системы, повышая эффективность логопедической работы;

-демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому мною материалу (обследование, антонимы, «Чей звук?», «Жужжалочка», игры со звуками и др.);

-коррекционно-развивающие игры с использованием детского игрового компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим. В результате проводимых коррекционно-развивающих игр через детский развивающий компьютер дается возможность:
• повышать речевую мотивацию;

• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;

• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;

-файлы у меня систематизированы по следующим блокам:
• диагностика (анкеты, тесты);

• отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);

• текущие документы: конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);

• работа с родителями (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).

В работе использую различные программы:

Мicrosoft Word - работа с документами;

Мicrosoft Роint - работа с изображениями;

Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)

Мicrosoft Оffice Publisher - информация для всех участников педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Использование компьютера в работе учителя-логопеда.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Обоснование использования ИКТ в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»

Предлагаю вниманию свой опыт работы по использованию лэпбука на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связно...