ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)
материал по логопедии на тему

Ращупкина Татьяна Сергеевна

  Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.

Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых технологий.

 разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 

планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса

 апробировать данную модель на практике

Предполагаемый результат: разработка методических пособий, игр, рекомендаций, создание авторской программы по данной теме

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, интернет,  семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

 Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба»

 Ращупкиной Татьяны Сергеевны

(межаттестационный период 2012-2017 год)

  Цель:                                                                                                                                   осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.

Задачи:                                                                                                                                        изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых технологий.

 разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 

планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса

 апробировать данную модель на практике

Предполагаемый результат:                                                                                                    разработка методических рекомендаций, пособий, игр, создание авторской программы по данной теме

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования:                                                                                                         интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

 Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.                                                                                                               Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение современных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и общее развитие.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых трудностей основывается в следующих направлениях:

- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию речевых, общих и двигательных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки)

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речи детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба»

 Ращупкиной Татьяны Сергеевны

(в межаттестационный период 2012-2017 год)

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2012-2017г.г

пальчиковая гимнастика

ежедневно

кинезиологические упражнения

упражнения на координацию

су-джок терапия

подвижные игры

дыхательная гимнастика

игры с прищепками

самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев

упражнения и игры с различными предметами

артикуляционная гимнастика

Работа с родителями

Октябрь

2012г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой

речи».

Март

2013г.

Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Ноябрь

2013г.

Совместное занятие детей и родителей

с использованием игровых упражнений

Март

2014г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Ноябрь

2015г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Апрель

2016г.

Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

Ноябрь

2016г.

Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких

движений рук».

Октябрь

2017г.

Практикум для детей и родителей

«Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

Работа с педагогическими

работниками ДОУ

Ноябрь

2012г.

Презентация игровой технологии

для развития мелкой моторики у

детей: «Пальчиковые дорожки».

Февраль

2013г.

Консультация на тему «Леворукие дети»

Апрель

2013г.

Семинар-практикум: «Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе»

Январь

2014г.

Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи»

Ноябрь

2014г.

Презентация опыта на тему:

«Нетрадиционные методы в логопедической работе»

Май

2015г.

Пальчиковый игротренинг

«Чудо-прищепки»

Февраль

2016г.

Мастер-класс

«Су-джок  терапия в логопедической работе»

Апрель

2016г.

Презентация пособия

«Домик Весёлого Язычка»

Ноябрь

2016г.

Семинар-практикум: «Игры с предмета-

ми при подготовке детей с нарушениями

речи к обучению грамоте»

Март

2017г.

Презентация многофункционального

пособия «Речевой Сказочный-домик»

Октябрь

2017г.

Презентация авторской программы

«Дидактические игры для развития речи детей »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка» Щербаковой Татьяны Валерьевны на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

В индивидуальном плане на межаттестационный период  по повышению профессионального уровня содержится перечень направлений работы педагога, ссодержание работы, периодичность....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Горшковой Людмилы Александровны на 2012-2017 год

    В настоящее время для развития социально адаптированной личности,  очень важно:  в каких условиях живет ребенок, как влияет на него его окружение, как организован процес...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208  2012  – 2017  учебный год...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2012-2017 г.

В данном материале предоставлена информация об обучении на курсах повышения квалификации, участии и выступлениях на конференциях, семинарах, участии в инновационной деятельности, открытых за...