Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности
статья (старшая группа)
В ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде. Учитывая, что возможности ребенка с РАС существенно ограничены, необходимо образовательную среду приспособить к его потребностям.Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что у них с трудом формируются временные представления, понимание структуры времени и последовательности событий. События, происходящие в течение дня, оказываются для них неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия.
Таким образом, необходима работа по организации времени, включающая упорядочивание режима дня и составление расписания.
При организации работы в группе для детей с РАС, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация : посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, условные обозначения. На красочной картинке изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности группы. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, используется метод воздействия на сенсорику. Например, в зоне открывания дверей, где ребенок должен быть бдительным, нанесены полоски желтого цвета.
Порядок в шкафах. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами одевания вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Дома такие же инструкции висят в шкафу или рядом.
Агоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами . Мытье рук – обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Научными исследованиями подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск кишечных инфекций и на 15-20% - возможность заряжения гриппом, Ковит, ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками.
Порядок в группе. В группе наклеены картинки где что должно находиться и теперь дети четко знают , где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дома советуем родителям наклеить картинки на места, где должны располагаться те или иные игрушки.
Расписание дня. Состоит из карточек с ситуациями в течении дня. Дети с утра видят какие события будут происходить сегодня.
Визуальное расписание занятий для ребенка ненавязчиво подсказывает ему, чего ожидать от каждого нового дня. Для детей с РАС очень важна предсказуемость событий – неожиданные «сюрпризы» могут надолго выбить их из колеи, встревожив и напугав. Поэтому ежедневные визуальные расписания (ВР) широко используются воспитателями и другими специалистами, работающими с аутичными детьми.
Визуальное расписание в педагогической сфере признано одним из самых действенных способов упорядочения жизнедеятельности воспитанников. Как и другие аналитические практики, оно делится на последовательные шаги, а в целом работа с визуальными расписаниями может быть очень увлекательной для многих детей с аутизмом.
Таким образом, целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдение чистоты и многие другие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности
В ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде. Учитывая, что возможности ребенка с РАС существенно ограничены, необходимо образовательную среду приспособить к его потребностям.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что у них с трудом формируются временные представления, понимание структуры времени и последовательности событий. События, происходящие в течение дня, оказываются для них неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия.
Таким образом, необходима работа по организации времени, включающая упорядочивание режима дня и составление расписания.
При организации работы в группе для детей с РАС, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация : посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, условные обозначения. На красочной картинке изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности группы. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, используется метод воздействия на сенсорику. Например, в зоне открывания дверей, где ребенок должен быть бдительным, нанесены полоски желтого цвета.
Порядок в шкафах. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами одевания вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Дома такие же инструкции висят в шкафу или рядом.
Агоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами . Мытье рук – обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Научными исследованиями подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск кишечных инфекций и на 15-20% - возможность заряжения гриппом, Ковит, ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками.
Порядок в группе. В группе наклеены картинки где что должно находиться и теперь дети четко знают , где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дома советуем родителям наклеить картинки на места, где должны располагаться те или иные игрушки.
Расписание дня. Состоит из карточек с ситуациями в течении дня. Дети с утра видят какие события будут происходить сегодня.
Визуальное расписание занятий для ребенка ненавязчиво подсказывает ему, чего ожидать от каждого нового дня. Для детей с РАС очень важна предсказуемость событий – неожиданные «сюрпризы» могут надолго выбить их из колеи, встревожив и напугав. Поэтому ежедневные визуальные расписания (ВР) широко используются воспитателями и другими специалистами, работающими с аутичными детьми.
Визуальное расписание в педагогической сфере признано одним из самых действенных способов упорядочения жизнедеятельности воспитанников. Как и другие аналитические практики, оно делится на последовательные шаги, а в целом работа с визуальными расписаниями может быть очень увлекательной для многих детей с аутизмом.
Таким образом, целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдение чистоты и многие другие.
Литература:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 // Российская газета, 25.11.2013. – № 265.
2. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000
3. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013.
№ 2. С. 33—45. 239 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра
Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. body...
От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)
методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....
"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....
Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....