Педагогический интегрированный проект "Монсики и эмоции" (направлен на эмоциональное, сенсорное, коммуникативное развитие детей с расстройствами аутистического спектра в комбинированной группе)
проект (старшая группа)
Проект разработан творческой группой из участников РМО ССППС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_monsiki_i_emotsii.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Педагогический интегрированный проект
«Монсики и эмоции»
(направлен на эмоциональное, сенсорное и коммуникативное развитие детей с РАС в комбинированной группе)
Автор:
творческая группа из
участников районного методического объединения ССППС
Сельдемирова Жанна Александровна
Арефьева Екатерина Валерьевна
Вокуева Вера Ильинична
Захарова Оксана Николаевна
Березово, 2023г.
Актуальность проекта
Расстройство аутистического спектра (аутизм) – это прежде всего нарушение коммуникации, социального поведения, эмоциональные расстройства и сниженное сенсорное восприятие окружающего мира. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Отмечается также снижение ориентировки на сенсорные сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду, что оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. Во многом это связано с качественно иной переработкой сенсорной информации, чем у нейротипичных людей.
К сенсорным особенностям детей с расстройством аутистического спектра, характерны чувственные ощущения:
- зрительные (яркие цвета);
- слуховые (разнообразные звуки);
- тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновения, ощупывания);
- проприоцептивные (двигательные, ощущения от движения тела в пространстве);
- вкусовые (различение на вкус разных продуктов и блюд);
- вестибулярные (поддержание равновесия, т.е. устойчивое положение тела в пространстве).
В связи с этим, необходимы групповые сенсорные и эмоциональные игры, которые помогают детям не просто видеть друг друга, но и через различные ощущения устанавливать контакт с окружающими.
Создание дружелюбной атмосферы, применение специальных занятий и видов активности помогают ребёнку справиться с имеющимися у него проблемами и облегчить процессы обучения и социализации в группе.
Цель проекта: развитие эмоциональной, коммуникативной сфер и сенсорных эталонов детей с расстройствами аутистического спектра в группе.
Задачи проекта:
1. организовать сенсорную предметно-развивающую среду в группе.
2. развивать эмоциональную сферу через групповые сенсорные игры.
3. развивать коммуникативные способности путём интеграции сенсорного и эмоционального развития.
4. привлечение родителей в совместные мероприятия с детьми.
Участники проекта: воспитанники комбинированной старшей группы, их родители
Сроки проведения проекта: октябрь 2023 г. – май 2024 г.
Этапы реализации проекта:
1. Проектировочный:
- подбор и изучение необходимой литературы
- изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями детей с РАС
- составление плана работы
- подготовка различного материала для осуществления проекта
2. Основной:
- реализация проекта в соответствии с календарно-тематическим планированием
3. Заключительный:
- анализ эффективности проекта
по повышению качества образования
- анкетирование родителей с целью определения удовлетворённости проектом
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития эмоциональной сферы у детей с РАС.
2. Повышение уровня сенсорного развития детей с РАС.
3. Развиты коммуникативные способности детей с РАС.
4. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
Календарно-тематическое планирование мероприятий
Месяц | Мероприятие | Участники |
Октябрь | В гостях у монсика Хохотайки (знакомство с краской радости) | Дети воспитатели тьютор |
Ноябрь | Учимся гневаться правильно с монсиком Миротворцем ( краска злости) | Дети воспитатели тьютор |
Декабрь | Путешествие с монсиком Бесстрашным ( знакомство с краской страха) | Дети воспитатели тьютор |
Январь | Грустить тоже полезно. ( Монсик Грустякин и краска грусти) | Дети воспитатели тьютор |
Февраль | В гости к монсику Помогайке (эмпатия, сопереживание, забота) | Дети воспитатели тьютор |
Март | Во всём находим интерес с монсиками Смысликами (краска находчивости) | Дети воспитатели тьютор |
Апрель | В поход с монсиком Нескучайкой | Дети воспитатели тьютор |
Начало мая | Итоговый детско-родительский досуг «В поисках эмоций» | Родители и дети, воспитатели тьютор |
Конец мая | Анкетирование родителей Анализ эффективности проекта Награждение участников проекта | Родители и дети Участники РМО ССППС |
Практическая значимость проекта:
Предложенный проект имеет универсальный характер и может быть использован в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС.
Инновационный характер проекта:
Заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами. Модель интегрированного развития детей с расстройствами аутистического спектра включает 5 этапов: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», и соответственно «я делаю». Таким образом, ребёнок с РАС в лёгкой игровой форме и, взаимодействуя с другими детьми, с удовольствием учится понимать мир вокруг себя.
Список литературы
1. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников сособенностями: занятия, игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. — М.: Аркти, 1999. — 48 с.
3. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.
4. Новикова Л.М. Сенсорное развитие у детей с РАС // URL: http://festival. 1 september.ru/
5. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию
эмоциональной сферы. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 72 с
6. Ньюком Б. Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640с.
7. Орме Г. Коммуникативное развитие как инструмент достижения успеха. - М.: «КСП+», 2003. - 272с.
8. Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2011.
9. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12.
10. Психология личности и деятельности дошкольника / Под.ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М.: «Просвещение». 2008. - 295с.
11.Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей с аутизмом. – М.: Национальный книжный центр, 2019. – 128 с.
12. Сергиенко Е.А. , Хлевная Е.А., Киселёва Т.С. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей – М.: Издательство АСТ, 2021.- 255с
13. Шиманская В.А. Монсики и краски эмоций. Базовый курс «Академии монсиков» для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2018. – 16 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Вот и закончился наш проект. Для того, чтобы проанализировать эффективность проекта «Монсики и эмоции», и в дальнейшем использовать данный проект в работе, просим Вас ответить на несколько вопросов:
1. Понравился ли Вам проект? А Вашему ребенку?
__________________________________________________________________
2. Какие занятия в рамках проекта запомнились больше? Почему?
__________________________________________________________________
3. Узнали ли Вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?
__________________________________________________________________
4. Что нового появилось в Ваших отношениях с ребёнком?
__________________________________________________________________
5. Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы участвовали в мероприятиях?
__________________________________________________________________
6. Как Вы думаете, помог ли данный проект легче адаптироваться Вашему ребенку к новым условиям?
__________________________________________________________________
8. Ваши пожелания и предложения:
__________________________________________________________________
Спасибо за уделенное внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
Выступление на семинаре "Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра"
Выступление. ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...
"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ
Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции стр.168...
Методическая разработка "Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Эмоциональная регуляция – это важная составляющая психического здоровья ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области эмоциональной регул...
Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра
Сенсорными называются игры, которые нагружают (илиразгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможностьполучить новые чувственные ощущения:Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек пол...
- Мне нравится (1)