Педагогический интегрированный проект "Монсики и эмоции" (направлен на эмоциональное, сенсорное, коммуникативное развитие детей с расстройствами аутистического спектра в комбинированной группе)
проект (старшая группа)

Сельдемирова Жанна Александровна

Проект разработан творческой группой из участников РМО ССППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_monsiki_i_emotsii.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Педагогический интегрированный проект

«Монсики и эмоции»

(направлен на эмоциональное, сенсорное и коммуникативное развитие детей с РАС в комбинированной группе)

Автор:

творческая группа из

участников районного методического объединения ССППС

Сельдемирова Жанна Александровна

Арефьева Екатерина Валерьевна

Вокуева Вера Ильинична

Захарова Оксана Николаевна

Березово, 2023г.

Актуальность проекта

         Расстройство аутистического спектра (аутизм) – это прежде всего нарушение коммуникации, социального поведения, эмоциональные расстройства и сниженное сенсорное восприятие окружающего мира. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Отмечается также снижение ориентировки на сенсорные сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду, что оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. Во многом это связано с качественно иной переработкой сенсорной информации, чем у нейротипичных людей.

        К сенсорным особенностям детей с расстройством аутистического спектра, характерны чувственные ощущения:

- зрительные (яркие цвета);

- слуховые (разнообразные звуки);

- тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновения, ощупывания);

- проприоцептивные (двигательные, ощущения от движения тела в пространстве);

- вкусовые (различение на вкус разных продуктов и блюд);

- вестибулярные (поддержание равновесия, т.е. устойчивое положение тела в пространстве).

        В связи с этим, необходимы групповые сенсорные и эмоциональные игры, которые помогают детям не просто видеть друг друга, но и через различные ощущения устанавливать контакт с окружающими.

 Создание дружелюбной атмосферы, применение специальных занятий и видов активности помогают ребёнку справиться с имеющимися у него проблемами и облегчить процессы обучения и социализации в группе.

Цель проекта: развитие эмоциональной, коммуникативной сфер и сенсорных эталонов детей с расстройствами аутистического спектра в группе. 

Задачи проекта:

1. организовать сенсорную предметно-развивающую среду в группе.

2. развивать эмоциональную сферу через групповые сенсорные игры.

3. развивать коммуникативные способности путём интеграции сенсорного и эмоционального развития.

4. привлечение родителей в совместные мероприятия с детьми.

Участники проекта: воспитанники комбинированной старшей группы, их родители

 Сроки проведения проекта: октябрь 2023 г. – май 2024 г.

           Этапы реализации проекта:

1. Проектировочный:

- подбор и изучение необходимой литературы

- изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями детей с РАС

- составление плана работы

- подготовка различного материала для осуществления проекта

2. Основной:

- реализация проекта в соответствии с календарно-тематическим планированием

3. Заключительный:

- анализ эффективности проекта

по повышению качества образования

- анкетирование родителей с целью определения удовлетворённости проектом 

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития эмоциональной сферы у детей с РАС.

2. Повышение уровня сенсорного развития детей с РАС.

3. Развиты коммуникативные способности детей с РАС.

4. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

Календарно-тематическое планирование мероприятий

Месяц

Мероприятие

Участники

Октябрь

В гостях у монсика Хохотайки (знакомство с краской радости)

Дети

воспитатели

тьютор

Ноябрь

Учимся гневаться правильно с монсиком Миротворцем ( краска злости)

Дети

воспитатели

тьютор

Декабрь

Путешествие с монсиком Бесстрашным

( знакомство с краской страха)

Дети

воспитатели

тьютор

Январь

Грустить тоже полезно. ( Монсик Грустякин и краска грусти)

Дети

воспитатели

тьютор

Февраль

В гости к монсику Помогайке (эмпатия, сопереживание, забота)

Дети

воспитатели

тьютор

Март

Во всём находим интерес с монсиками Смысликами (краска находчивости)

Дети

воспитатели

тьютор

Апрель

В поход с монсиком Нескучайкой

Дети

воспитатели

тьютор

Начало мая

Итоговый детско-родительский досуг «В поисках эмоций»

Родители и дети,

воспитатели

тьютор

Конец

мая

Анкетирование родителей

Анализ эффективности проекта

Награждение участников проекта

Родители и дети

Участники РМО ССППС

Практическая значимость проекта:

         Предложенный проект имеет универсальный характер и может быть использован в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС.

Инновационный характер проекта:

Заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами. Модель интегрированного развития детей с расстройствами аутистического спектра включает 5 этапов: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», и соответственно «я делаю». Таким образом, ребёнок с РАС в лёгкой игровой форме и, взаимодействуя с другими детьми, с удовольствием учится понимать мир вокруг себя.

Список литературы

1. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников сособенностями: занятия, игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. — М.: Аркти, 1999. — 48 с.

3. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.

4. Новикова Л.М. Сенсорное развитие у детей с РАС // URL: http://festival. 1 september.ru/

5. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию

эмоциональной сферы. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 72 с

6.  Ньюком Б. Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640с.

7. Орме Г. Коммуникативное развитие как инструмент достижения успеха. - М.: «КСП+», 2003. - 272с.

8. Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2011.

9. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12.

10. Психология личности и деятельности дошкольника / Под.ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М.: «Просвещение». 2008. - 295с.

11.Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей с аутизмом. – М.: Национальный книжный центр, 2019. – 128 с.

12. Сергиенко Е.А. , Хлевная Е.А., Киселёва Т.С. Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей – М.: Издательство АСТ, 2021.- 255с

13. Шиманская В.А. Монсики и краски эмоций. Базовый курс «Академии монсиков» для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2018. – 16 с.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Вот и закончился наш проект. Для того, чтобы проанализировать эффективность проекта «Монсики и эмоции», и в дальнейшем использовать данный проект  в работе, просим Вас ответить на несколько вопросов:

1. Понравился ли Вам проект? А Вашему ребенку?

__________________________________________________________________

2. Какие занятия в рамках проекта запомнились больше? Почему?

__________________________________________________________________

3. Узнали ли Вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?

__________________________________________________________________

4. Что нового появилось в Ваших отношениях с ребёнком?

__________________________________________________________________

5. Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы участвовали в мероприятиях?

__________________________________________________________________

6. Как Вы думаете, помог ли данный проект легче адаптироваться Вашему ребенку к новым условиям?

__________________________________________________________________

8. Ваши пожелания и предложения:

__________________________________________________________________

Спасибо за уделенное внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...

Методическая разработка "Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Эмоциональная регуляция – это важная составляющая психического здоровья ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области эмоциональной регул...

Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра

Сенсорными называются игры, которые нагружают (илиразгружают) каналы восприятия и дают ребенку возможностьполучить новые чувственные ощущения:Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек пол...