"Подарок для бабушки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Туранова Светлана Анатольевна

  Опытно-экспериментальная деятельность всегда привлекает детей. На этом занятии дети сами в игровой форме узнают о свойствах бумаги и ткани, сами делают выводы и решают, как поступить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл . Опыты с бумагой и тканью.28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

 «Подарок для бабушки»

Цель: закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани  

Задачи:

Образовательные:  

- познакомить детей с историей создания бумаги;

- уточнить знания о свойствах  бумаги и ткани.

Развивающие:

- способствовать развитию речи в ходе исследовательской деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность.

- продолжать развивать умение делать выводы, основываясь на собственный опыт.

Воспитательные:  

- воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Технологии: исследовательская деятельность, личностно – ориентированный подход.

Материал и оборудование:2 таза с водой, ножницы, утюг, влажные салфетки,

фартуки, листы бумаги разной  на каждого ребёнка, лоскутки  ткани на каждого ребёнка, проектор для мультимедиа, презентация «Производство бумаги».

Формы организации:

 Познавательно – исследовательская: наблюдения за изменениями предметов под воздействием воды; решение проблемных ситуаций.                            Продуктивная: проведение опытов.                                                                                       Коммуникативная: вопросы к детям, ситуативная беседа,  рассказывание о производстве бумаги.

Ход:

Воспитатель: – Ребята, ко мне на электронную почту пришло письмо. Я его распечатала и принесла к вам. Прочитаем?

Дети читают письмо: «Здравствуйте, Светлана Анатольевна и ребята из группы «Ромашки». Скоро у моей бабушки будет день рождения. Я хочу подарить ей фартук, так как бабушка очень любит готовить всякие вкусности. Только вот беда, у меня есть большой лист бумаги и отрез ткани. Помогите мне решить, из чего фартук  смастерить лучше. Жду вашего ответа. Лена.»

Воспитатель: Поможем Лене? Мне нужны два помощника.

 Выходят двое детей. Воспитатель тихо говорит им, что нужно делать

Воспитатель: Тогда все закройте глаза и послушайте.

Воспитатель с вызванными детьми шелестит бумагой. 

Воспитатель: - Что это за шум? 
Дети: - Шелестит бумага!
Воспитатель: - Правильно ребята это шелестит бумага.

Воспитатель: - Кто скажет, какими изделиями из бумаги мы пользуемся с вами в жизни?
Ответы детей: - Книги, альбомы, салфетки,  раскраски и др.
Воспитатель: - Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает.  Воспитатель: - А можно ли сшить одежду из бумаги?  (нет)  Из чего сшита ваша одежда?

Ответы детей: - Из ткани.                                                                                      Воспитатель: - Как вы думаете, почему не шьют одежду из бумаги?

Предположения детей.

Воспитатель: - Вы хотите проверить, что прочнее: бумага или ткань?   У нас всё приготовлено на столах. Давайте разделимся на несколько групп и будем проводить опыты, проверять.

 Дети разбирают нарезанные пазлы с нарисованным фартуком красного, синего и зелёного цветов, делятся на группы по цветам, составляют пазл.

Воспитатель: Как можно проверить, что прочнее: бумага или ткань? Предположения детей.

Вы можете подойти к столам, проверяйте, сравнивайте, а потом всем расскажете, что вы узнали.  Согласны?   Дети подгруппами проводят опыты. Опыт «Определи на ощупь»

Дети берут ткань в руки и гладят  её, то же самое проделывают  с листом бумаги.

Воспитатель:  Какой лист бумаги на ощупь? Какой  на ощупь лоскуток ткани?

Дети: Лист бумаги гладкий, и ткань гладкая.

Воспитатель: Значит можно сшить одежду и из бумаги?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте проверять дальше.

Опыт «Мнется - не мнется»

Дети берут ткань в руки и мнут её, то же самое проделывают с листом бумаги.

Воспитатель:  Что произошло с тканью? Что произошло с бумагой?

Дети:  Бумага сильно помялась, ткань  помялась, но не сильно.

Воспитатель: Что можно сделать с тканью, чтобы она стала менее мятой?

Дети: Разгладить. Разглаживают руками.

Воспитатель: А бумагу? Разгладьте её тоже руками. Стала такой как прежде?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что может сейчас произойти с бумагой, если будем её разглаживать?

Дети: Может порваться.

Воспитатель: Попробуем ткань и бумагу разгладить горячим утюгом. Гладит. Что произошло с тканью? С бумагой? Значит, их можно разгладить?

 Дети: Да.

Опыт «Что крепче?» 

Дети берут ткань в руки и пробуют порвать её, затем бумагу.

Воспитатель: Что произошло с тканью? Что произошло с бумагой?

Дети: Ткань не рвётся, а бумага легко рвётся.

Воспитатель: Чтобы разорвать ткань, что можно использовать?

Ответы детей: Можно разрезать ножницами.

Берут ножницы и режут ткань.

Воспитатель: - Что вам легче было разрезать?

Дети: - Бумагу легче резать.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Бумага тоньше.

Воспитатель: - И последний опыт, для которого нужно надеть фартуки. Мы сможем узнать, какую одежду можно будет легко постирать, если она испачкается – бумажную или из ткани.

Опыт «Мокнет – не мокнет».

 Дети опускают ткань  в ванночку с водой, затем стирают, выжимают и достают, то же самое проделывают с листом бумаги.

Воспитатель:   Что произошло с тканью? Что произошло с бумагой?

Дети:  Бумага размокла и потеряла форму, порвалась.  Ткань можно выжать и просушить.

 Воспитатель: Какую  одежду можно будет постирать, если она испачкается?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: Так можно сшить одежду из бумаги?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

 Ответы детей.

Воспитатель: Что же прочнее бумага или ткань?

Дети:  Ткань.

Беседа с просмотром презентации.

Воспитатель:  Ребята, кто-нибудь из вас знает, из чего делают бумагу?                                                                                                 Ответы детей:  Из деревьев.

Воспитатель:  Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев. Нужно много деревьев или одно?

Дети: Много.

Воспитатель:  Что делают с деревьями?

Дети:  Деревья сначала спиливают.

Воспитатель:  Затем их отправляют на фабрику для обработки, там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд.

Воспитатель:  Сколько людей при этом трудится?

Дети:  Много.

Воспитатель:  Для чего ещё нужны деревья?

Ответы детей:  Деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные.

Воспитатель: Правильно ребята, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. И если исчезнут деревья то, что может произойти?

Дети:  Погибнет всё вокруг.

Воспитатель:  Поэтому мы должны беречь природу и аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель:  С какими материалами мы проводили опыты? Что вы узнали нового? Что прочнее: ткань или бумага?

Ответы детей:  Ткань прочнее, чем бумага.

Воспитатель: Какой ответ мы дадим Лене, из чего же ей сшить фартук для бабушки?

Дети вместе с воспитателем пишут Лене письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная деятельность "Подарок для бабушки Красной шапочки"

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе детского сада, направление - художественно - эстетическое...

Совместная деятельность с детьми 3 -4 лет "Подарок для бабушки".

Совместная деятельность с детьми 3 -4 лет  (аппликация с использованием нетрадиционных техник) "Подарок для бабушки"....

Образовательная ситуация "Подарок для бабушки"

Образовательная ситуация "Подарок для бабушки"...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Подарок любимой бабушке»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».Задачи:Ø Формир...

мастер класс "Подарок для бабушки"

Представляю мастер-класс по изготовлению подарка своими руками из высушенных стержней от фломастеров, в который вы вложите своё тепло и частичку души....

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Подарок для бабушки»

Ход НОД:Перед началом занятия на боковую стену группы прикрепляются изображения животных (коровы, козы, лошади) .Воспитатель обращается к детям с вопросами:- Скажите мне, ребята, у кого из вас есть ба...

Подарок для бабушки ко дню пожилого человека

1 октября - день пожилого человека. Наша группа сделала подарки для бабушек - корзины с цветами....