Перспективный план работы в средней группе по разделу: «Экология».
учебно-методический материал (средняя группа)
Дата | Тема, цель, итоговое мероприятие по теме | Вид деятельности | Формы организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности | Предполагаемая самостоятельная деятельность детей | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1.Как заполнять календарь природы? (Николаева-стр. 8). Программное содержание: Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Музыкально – художественная
Продуктивная
| Беседа об осенних явлениях природы. Отгадывание загадок.
Наблюдение за погодой (на прогулке). Д/игра «Когда это бывает?»
Поручения: отметить погоду в календаре природы после прогулки
Слушание аудиозаписи «Времена года, осень» П.И. Чайковского.
Выполнение практического задания (изображение значков с помощью трафаретов «дни недели»).
| Рассматривание неба (облака, тучи, солнце) во время прогулок.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень» (погода осенью, одежда людей осенью).
Д/игра «Оденем куклу на прогулку» | Страница календаря за сентябрь
Страница календаря с условными обозначениями
Белая бумага (на каждого ребенка)
Трафареты значков, квадратиков дней недели
Цветные карандаши |
Сентябрь | 2.Овощи и фрукты на нашем столе (Николаева – стр.15). Программное содержание: Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат. | Игровая
Коммуникативная
Трудовая | Игровое упражнение «Какой плод загадали?»
Беседа с рассматриванием картин о сборе урожая на огороде
Рассказы детей об овощах и фруктах
Коллективный рассказ-описание.
Беседа о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму (на следующий день в свободное время).
Поручения: вымыть овощи и фрукты для салата; разложить салат на блюда. Коллективный труд (приготовление витаминного салата из свежих плодов). | Настольно-печатная игра «Сад, огород».
Д/игра «Угадай на ощупь»
Рассказы детей о приготовлении салатов дома вместе с родителями.
Рисование овощей и фруктов. | Натуральные овощи и фрукты, среди которых обязательны кочан капусты, по 4-5 штук моркови, свеклы, антоновских яблок.
Принадлежности для приготовления салата.
Картины: «Сад», «Огород». |
Сентябрь | 3.Наблюдение за черепахой (В-ч стр. 191) Программное содержание: Обобщать знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, растет, размножается, спасается от врагов). Закрепить знания о внешнем виде, развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к особенностям поведения животных. | Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Чтение худ.лит. | Рассказ воспитателя о врагах черепахи. Рассказы детей по моделям о черепахе (движение, питание, дыхание, размножение).
Решение проблемной ситуации (чем отличается черепаха от шкатулки).
Игра малой подвижности «Море волнуется…»
Слушание историй из жизни черепах (Е.И.Золотова «Знакомим детей с миром животных»). | Наблюдение и уход за живой черепахой.
Рассматривание иллюстраций о жизни черепах в дикой природе среда обитания, размножение).
Лепка черепахи. | Модели
Признаки живого существа: дыхание, движение, питание, рост, размножение.
Живая черепаха.
Шкатулка.
Игрушка «Незнайка». |
Сентябрь | 4.Рассматривание злаковых растений (пшеница – овес, ячмень – рожь) (В-ч – стр. 196). Программное содержание: Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям ( пшеница – колос двурядный…, а овес – колос с метелкой…, ячмень – зернышки округлые…, рожь – колосок крепкий…). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок. | Коммуникативная
Двигательная
Продуктивная | Беседа с детьми с показом колосков и объяснение того, как получают муку, а затем пекут хлеб.
Рассказ детей о том, как получается белый и черный хлеб. Отгадывание загадок (колосок, овес, колос, пшеницы).
Игровое упражнение «Грядка» (Лог.упр.стр.27)
Зарисовка колосков пшеницы, ячменя, овса и свое любимое хлебобулочное изделие (булочку, кекс, печенье и т.д.)
| Рассматривание гербария «Злаковые растения».
Рассматривание иллюстраций в книге «Колосок».
Драматизация украинской народной сказки «Колосок». | Модели Последовательность стадий выпекания хлеба.
Буханки белого и черного хлеба.
Игрушка «Незнайка».
Колоски.
|
Октябрь | 1.Растения в нашем уголке природы. (Николаева – стр.20). Программное содержание: Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений… Учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. | Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Трудовая | Рассказ воспитателя о живых существах – зеленых обитателях уголка природы (после чего называют растения, которые знают по прошлому году).
Наблюдение и сравнение растений: сначала выяснить, чем отличаются, затем – чем похожи. Экскурсия в коридор (наблюдение за разными растениями: узнать знакомые виды, определить, к какой группе – влаголюбивых или засухоустойчивых – они относятся).
Поручения: 2-3 ребенка поливают растения. | Наблюдения и уход за растениями в нашем уголке природы (а также уход за комнатными растениями дома).
Игра «Какого растения не стало?».
Рассматривание демонстрационного материала «Строение растений». | Игрушка – какое-либо растение, например елочка.
Кузовок (корзиночка) с красными кружочками, обозначающими лесные ягоды. |
Октябрь | 2.Корова и коза – домашние животные. (Николаева – стр.25). Программное содержание: Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни. | Коммуникативная
Музыкально - художественная | Беседа (с вопросами к детям и их ответы) о том, как люди заботятся о домашних животных с рассматриванием картин. Рассказы детей об отличии домашних животных от диких.
Импровизация на тему: «Изобрази животное» с использованием аудиозаписи «Голоса животных». | Просмотр детских передач по телевизору, мультфильмов.
С/ролевая игра «На ферме».
Игры с игрушками (животные).
Д/игра «Охотники и пастух». | Серии картин о корове и козе.
Фланелеграф.
Картинки к фланелеграфу. |
Октябрь | 3.Экскурсия в библиотеку (Николаева – стр. 18). Программное содержание: Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки (натуралист, очень любил природу, наблюдал ее, писал рассказы; в библиотеке много его книг). | Познавательно-исследовательская
Коммуникативная | Целевая экскурсия в библиотеку
Рассказ библиотекаря о библиотеке с показом стеллажей с книгами, предложив детям посмотреть некоторые экземпляры.
Рассказ библиотекаря о том, что библиотеку посещают те, кто любит книги (предлагает воспитателю записаться, выдает книгу В. Бианки). | Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Чтение наизусть знакомых произведений.
С/ролевая игра «Библиотека». | Портрет В.Бианки
Книги писателя
Стеллажи с книгами
Формуляры |
Октябрь | 4.Беседа «Речка, реченька, река» (В-ч – стр.198). Программное содержание: Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Учит сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. | Коммуникативная
Двигательная
Чтение худ.лит.
Продуктивная | Беседа о лете (как люди отдыхали летом: кто на даче, кто в деревне, купаясь в речке…). Рассказы детей о такой речке, в которой они плескались, купались летом.
П/игра «Речка(тетрадь «Массаж и физкультминутки»).
Слушание стихотворения И.А.Бунина «В глуши лесной…»
Выполнение практического задания на рабочих листах (что на что похоже)
Зарисовки запрещающих знаков для тех людей, которые губят реки | Рассказы детей на тему: «Как я провел лето».
Рассматривание иллюстраций (реки нашего региона).
Д/игра «Кто, где живет», «Путешествие лягушонка». | Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота.
Заготовки запретных знаков.
Рабочий лист «Сравни».
Гуашь
Кисти
Простой карандаш |
Ноябрь |
1.Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме (Николаева – стр. 31). Программное содержание: Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период). Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. | Коммуникативная
Двигательная
Чтение художественной литературы
Продуктивная
| Беседа с детьми о лесе, основанная на их опыте. Рассказы детей про лес: какой он, что там есть, кто живет, что растет. Беседа по картинам (вопросы к детям и их ответы).
Пальчиковая гимнастика «Белка» (Лог.упр.стр.10).
Чтение детям рассказа В.Бианки «Белкина сушильня».
Изготовление книжек – самоделок. | Упражнение «Кто за деревом» (Лог.упр.стр.10).
Рассматривание иллюстраций в детских книгах (сказки о животных).
Подвижная игра: «У медведя во бору».
Рассматривание альбома «Как дикие животные проводят зиму в лесу». | Картины:
«Белки осенью».
«Белка с бельчатами в летнем лесу».
«Белки спасаются от куницы».
«Медведи в осеннем лесу».
«Купание медвежат».
«Медвежья берлога». |
Ноябрь
| 2.Уходит золотая осень Комплексное (Николаева – стр.35). Программное содержание: Уточнить представления детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных ; люди осенью убирают урожай овощей и фруктов); развивать худ.восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени. | Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Трудовая
Чтение художественной литературы
Продуктивная | Отгадывание детьми загадок (времена года). Беседа о том, чем осень отличается от других времен года (признаки осени). Рассказы детей об осенних изменениях в жизни животных (птиц, насекомых).
Экскурсия в фойе на выставку картин. Индивидуальные поручения: собрать все готовые работы, выставить их на выставку.
Слушание рассказов В.Бианки «Прячутся…» и «Готовятся к зиме».
Выполнение практического задания (рисование картины детьми на осеннюю тему). | Словесная игра «Когда это бывает?».
Наблюдения во время прогулок за погодой, прохожими, деревьями (изменения).
Рисование «Я люблю осень». | Игрушечный мышонок Пик. Три страницы календаря. 2-3 репродукции картин известных художников об осени. Рассказы В.Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся». Магнитофон. Принадлежности для ИЗО. Панно из засушенных листьев. Картины «Сад», «Огород». |
Ноябрь | 3.Нелюбимые животные (Волчкова – стр. 50). Программное содержание: Воспитывать у детей гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных; формировать правила поведения с этими животными. | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Двигательная
Чтение худ. литературы | Беседа с детьми о нелюбимых животных: чем они вредны и чем полезны (вопросы к детям и их ответы).
Наблюдение за живым паучком (его повадки, строение и т.д.).
Пальчиковая гимнастика «Пчела»(Лог.упр.стр.28).
Слушание отрывка из книги Б. Заходера «Про всех на свете». | Лепка «Отгадайте, кого я слепил» (животные, насекомые).
П/игра «Покажи животное» (имитация движений).
Наблюдения за насекомыми во время прогулок. | Серия картинок: муха, паук, комары, паутина, змея, лягушка, жаба, аист, цапля, журавль.
Книга Б.Заходера «Про всех на свете».
Настоящий паучок (если это возможно).
Стеклянная банка. |
Ноябрь | 4.Беседа о снеге (В-ч стр. 212). Программное содержание: Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов. Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». Учить анализировать. | Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная | Отгадывание загадок (снег, лед, снежинки). Беседа о снеге и его состояниях, морозной погоде, снегопаде.
Решение логической задачи («Что случилось со снежинками?»)
Наблюдение за изменением состояния снега в теплом помещении
Игровое упражнение «Наступили холода» тетрадь «Массаж и физкультминутки» | Игры со снегом на улице (постройки из снега)
Наблюдение за снегопадом во время прогулок и из окна
Вырезание снежинок из бумажных салфеток
Рисование зимних пейзажей
| Баночка со снегом
Фигурки маленьких человечков для фланелеграфа
Медальки с фигурками человечков (изображение агрегатное состояние жидкости) на каждого ребенка
Рисунки – эскизы снежинок
|
Декабрь | 3. Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу. (Николаева – стр.45) Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по – разному приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью; самый опасный враг белки – куница, которая как и белка быстро бегает и т.д. | Коммуникативная
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально - художественная | Беседа с рассматриванием картин о зайце, о медвежьей берлоге, о белках. Беседа о том, как опасно и трудно жить зимой в лесу (рекомендации зайчику: тренировать лапы, сшить белый маскировочный костюм, учиться прыгать, затаиваться)
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Слушание рассказа В. Бианки «Голубой зверек»
Слушание аудиозаписи во время подвижной игры | Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Дети и волк», «Охотники и зайцы»
Лепка диких животных
Развивающая игра «Собери животное из частей»
| Картины
«Белки спасаются от куницы» «Зайцы в зимнем лесу» «Медвежья берлога»
Рассказ В. Бианки «Голубой зверек»
|
Декабрь | 4.Эклогическая викторина «Знатоки природы» (В – ч - стр.214) Программное содержание: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Коммуникативная
Музыкально – художественная
Продуктивная
| Задание «Подбери слова» Отгадывание загадок (еж, овца, медведь, мышь, лиса, зимой, паутина, змея, весной, аквариум) Ответы детей на вопросы воспитателя о животных, растениях, временах года.
Под музыку изобразить движения медведя, зайца, змеи, лягушки. Прослушивание записей «Голоса птиц» и определение, кому они принадлежат.
Рисование закрытыми глазами верблюда, лошадь.
| Д/игра «Кто быстрее соберет осенний, зимний пейзаж»
Наблюдения за погодой, деревьями, птицами во время прогулок.
Экскурсии в лес, зоопарк (вместе с родителями)
| Песочные часы
Юла со стрелкой
Карточки с заданиями
Жетоны за правильные ответы. |
Январь | 2.Растение как живое существо (В – ч – стр 218) Программное содержание: Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание растениями листьев на зиму). Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода, земля. | Коммуникативная
Двигательная
Музыкально – художественная | Отгадывание загадок (загадывает игровой персонаж) Беседа «Как узнать растение?» Рассказы детей (по моделям) о строении растений (корень, стебель, листья, цветок).
Игровое упражнение (педагог предлагает детям побыть перелетными птицами, в ходе чего дети называют растения – кактус, кувшинки)
Слушание аудиозаписи во время игрового упражнения | Рассматривание открыток «Растения жарких стран»
Уход за комнатными растениями
Д/игра «Собери растение»
| Модели:
- строение растений
- модель приспособления отдельных растений к среде обитания: лилия (кувшинка)
Игровой персонаж. |
Январь | 3.Птицы разных стран комплексное (Волочкова – стр.42) Программное содержание: Развивать обобщенное представление о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях повадках птиц и приспособлении их в среде обитания.
| Коммуникативная
Трудовая
Двигательная
Музыкально – художественная
Продуктивная | Отгадывание загадок (дятел, кукушка, сова, скворец) Беседа с детьми с помощью вопросов и ответов о птицах с жарким климатом, живущих на побережье морей, живущих на вечных льдах Антарктиды, живущих в пустыне, в горах.
Совместные действия по уборке своего рабочего места после рисования
Пальчиковая игра «Птицы» Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Музыкальное сопровождение во время подвижной игры (аудиозапись)
Рисование птиц по памяти | Экскурсия в зоопарк (вместе с родителями)
Рассматривание книг (по сказкам ) – «Жар птица», «Царевна – лебедь», «Гуси – лебеди», «Синяя птица», «Феникс ясный сокол».
| Письмо
Картинки с изображением птиц
Билеты
Принадлежности для рисования. |
Январь | 4. Лес – это дом для многих жильцов. комплексное (Николаева – стр. 53) Программное содержание: Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; Главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет
| Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Чтение художественной литературы
| Беседа о лесе как обществе разных растений и животных (вопросы к детям и их ответы о том, что растет в лесу, кто в нем живет, кому и зачем нужны деревья и др)
Экскурсия на выставку картин «Зима в лесу» (дети свободно рассматривают знакомые картины про зайца, лису, белку, делятся впечатлениями, беседа воспитателя с детьми с вопросами и ответами детей по содержанию картин)
Слушание произведения В. Бианки «Снежная книга» (с рассматриванием плаката со следами) | Рассматривание иллюстраций в книгах о животных
Подвижные игры «Дети и волк», «Хитрая лиса» (тетрадь «Игры словесные и подвижные гр.№11»
Настольный театр – украинская народная сказка «Рукавичка»
| -Знакомые детям картины о зимнем лесе -Новая картина «Волчья стая зимой» -Произведение В. Бианки «Снежная книга» -Плакат со следами зайца
-Плоскостные фигурки для фланелеграфа или фигурки настольного театра: деревья разных видов, кусты, лесные животные (реалистичные изображения) |
Февраль | 1.Как люди помогают лесным обитателям (Николаева – стр.56) Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу, в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Двигательная
Чтение художественной литературы | Беседа с рассматриванием картин и вопросами к детям о том, как в лесу живут звери и люди им помогают.
Наблюдение за птицами на прогулке (дети показывают Заиньке кормушку и то, что кладут туда корм)
Подвижные игры «Воробьи и вороны» (тетрадь «Игры подвижные и словесные гр.№11)
Слушание стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» | Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Рассматривание демонстрационного материала «Как люди помогают диким животным пережить зиму» | Картины
«Лоси в зимнем лесу»
«Помощь зимующим птицам»
«Зимняя подкормка диких животных»
Игрушка «синичка, заинька» |
Февраль | 2.Знакомство с животными жарких и холодных стран. (В-ч – стр. 225) Программное содержание: Сформировать у детей представления о различных способах познания окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового восприятия… | Игровая
Коммуникативная | Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на самолете» (полет над холодными странами, а потом и посадка в Африке и обратно домой)
Беседа во время путешествия о тундре (по картине «Северный олень»), об Арктике (по картине «Белый медведь»), об Африке ( по картине «Животные жарких стран» и «Слоны»), о пустыне. Беседа с вопросами к детям и их ответами о том, как звери приспособились к суровым зимним условиям и к условиям жаркого климата. | Раскраски «Животные севера» и «Животные жарких стран»
Игры с игрушками (дикие животные)
С/ролевая игра «Зоопарк» | Модели: существенные признаки зверей
Самолет и атрибуты к нему (из строителя)
Карины: «Северный олень» «Белый медведь» «Животные жарких стран» «Слоны»
|
Февраль | 3.наши умные помощники – органы чувств. (В-ч – стр.225) Программное содержание: Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового восприятия…
| Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Двигательная | Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»
Беседа об органах чувств человека Отгадывание загадок
Д/игра «Подбери ключ к замку» Проблемная ситуация «Как научить веселых человечков пользоваться своими органами чувств?» Д/игра «Что художник нарисовал правильно?» Д/игра «Узнай по запаху» Д/игра «Какой инструмент звучит» Д/игра: «Узнай на вкус» Д/игра: «Чудесный мешочек»
Физкультминутка «Четыре стихии» (игра малой подвижности) – стр.229 | Рассматривание книги «Строение человека»
Развивающая игра (магнитная) «Я и мое тело»1
Д\игра: «Чудесный мешочек»
П/игра: Нос, нос… | Модели: Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь.
Фланелеграф
Картинки (лица человечков – настроение человечка; изображение художника)
Письмо |
Февраль | 4. Прошла зима холодная (Николаева – стр. 66) комплексное Программное содержание: Уточнить представления о зиме, как сезоне, наиболее благоприятном для жизни растений и животных в природе(холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по – разному приспособлены к жизни в зимнее время… Побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Трудовая
Чтение художественной литературы
Продуктивная | Беседа, уточняющая характерные особенности зимы; короткий разговор о птицах (по календарю)
Посещение выставки, ее последовательный осмотр: около экспозиции учебных картин дети вспоминают, как живут зимой бела, медведь, заяц, лось, волк, лиса.
Совместные действия по уборке своего рабочего места после рисования
Слушание стихотворения С. Есенина «Береза»
Рисование детьми картины – пейзажа красками или карандашами (дети срисовывают открытку или фотографию) любым способам
| Рассматривание в свободно от занятий время репродукций картин зимнего содержания.
Рассказы детей «За что я люблю зиму»
Рисование (красками, карандашами мелками, бросовым материалом по выбору детей) «Зима», «Зимние забавы» и др. | Календарь наблюдения за птицами.
3страницы календаря природы.
Знакомые детям картины, посвященные жизни лесных животных зимой.
Репродукция картин К. Юона, И. Левитана, А. Пластова.
Фотографии, открытки, эстампы «зимнего» содержания, изопринадлежности.
|
Март
| 1. Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке. (Николаева – стр.71) Комплексное Программное содержание: Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в порядке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства. В которых запечатлена собака.
| Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Чтение художественной литературы
| Беседа о приближающемся празднике 8 Марта, о том, что у каждого в семье есть любимый человек – мама, бабушка, сестра, которому приятно сделать подарок.
Экскурсия на выставку (осматривают обе экспозиции) с рассказом воспитателя.
Слушание фрагмента стихотворения С. Есенина «Собаке Качалова» (две строфы)
Рисование предмета с выставки (ребенок по желанию выбирает предмет, сюжет орнамент…)
| Рассматривание открыток, книг, фотографий, посвященные собакам.
Чтение наизусть стихотворений к празднику 8 Марта.
Изготовление подарков мамам, бабушкам к 8 Марта.
| Простые по форме и рисунку предметы (ложки, тарелки, открытки, вазы, окрашенные орнаментом природного содержания)
Статуэтки, фотографии, книги, репродукции картин, посвященные собакам |
Март | 2.Муравьи – санитары леса. (В – ч – стр. 240) Программное содержание: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. | Коммуникативная
Двигательная
Чтение художественной литературы | Беседа о муравьях (как они строят себе жилища; какой образ жизни ведут; как защищаются от врагов и т.д.) с рассматриванием картины.
Подвижная игра «Затейники» («Игры словесные и подвижные» гр.№11)
Слушание рассказа Л. Толстого «О муравьях» | Игра «Что было бы, если исчезли все насекомые»
Игра «Собери насекомое из частей»
Рассматривание альбомы «Полезные и вредные насекомые» | Картина на тему «Муравьи за работой»
Рассказ Л. Толстого «О муравьях» |
Март | 3.У нас в гостях животные. (В-ч – стр.235) Комплексное Программное содержание: Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы).Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде(домашние – дикие, хищные – травоядные).Учить видеть сходства и различия меду разными группами животных, знать повадки. Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. | Игровая
Коммуникативная
Двигательная | Сюжетная игра «Собрание животных» с использованием моделей и мягких игрушек
Беседа о животных: классификация – животные; кто такие «четвероноги?»; хищные травоядные и водяные животные.
Игра «Лучшие прыгуны», Соревнования «Кто быстрее пробежит», «Кто тише ходит», «Кто громе кричит», (награждение призами – открытки с изображениями животных)
| Игра «Что в мешке»
Рассматривание картин серии «Из жизни диких животных»
Словесная игра «Птица, рыба зверь»
Настольно – печатная игра «Кто где живет»
| Модели: Признаки домашних и диких, хищных и травоядных животных.
Мягкие игрушки слон, ворона Каркуша; картинки с изображением домашних и диких, хищных и травоядных зверей. |
Март | 4. Как люди заботятся о своем здоровье весной. (Николаева – стр. 73) Программное содержание: Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. |
Игровая
Коммуникативная |
Дидактическая игра с куклой – Айболитом (обследование ног. Рук, туловища, головы, глаз, ушей, носа, рта, зубов …)
Беседа о том, что взрослые делают в детском саду для того, чтобы дети были здоровы, хорошо развивались физически, закаляли свой организм; о том, чтобы не болеть, надо употреблять в пищу продукты, в которых много витаминов (в заключение каждый ребенок угощается отваром шиповника, черной смородиной, протертой с сахаром.) | Рассматривание картин серии «Мое тело», «Строение человека» и др.
Употребление в пищу фруктов, овощей, ягод (а также соки и компоты) дома в детском саду.
Закаливающие мероприятия в детском саду (витаминизация и чесночная терапия) | Кукла Айболит
Игрушечная большая грузовая автомашина с красным крестом.
Сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, черная смородина, протертая с сахаром, чеснок.
|
Апрель | 1.Весна в жизни лесных зверей (Николаева – стр.82) Программное содержание: Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи) | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Чтение художественной литературы
| Беседа с вопросами: как медведица проводит зиму? Кто с ней находится в берлоге? И др. Отгадывание загадок (белка, медведь, заяц, лиса)
Экскурсия на выставку картин
Слушание рассказа И. Акимушкина «Жил – был медведь» (по ходу чтения демонстрация картин «Медвежья берлога» и «Медведи весной». Слушание стихотворения Г. Ладонщикова «Медведь проснулся»
| Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Лесные домишки»
Наблюдение на прогулке за птицами.
Оформление книжки – самоделки (детские иллюстрации по произведениям И. Акимушкина и Г. Ладонщикова) | Рассказ И. Акимушкина «Жил – был медведь»
Картины из серии «Картины из жизни диких животных», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медвежья берлога», «Медведи весной», «Семья ежей»
Рукавица.
|
Апрель | 2.Береги деревянные предметы. (Николаева – стр. 87) Комплексное Программное содержание: Дать детям представление о том, что дерево является строительным материалом (из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров; дерево – легкий, теплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы; дерево не тонет в воде… | Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
Продуктивная | Рассказы детей об одном выбранном предмете (красивый, приятный и теплый на ощупь, удобный для использования) Беседа с рассматриванием о мастерах и умельцах, которые могут из дерева строить дома, украшать их резьбой; делать ложки, корабли и т.д.
Обследование деревянных предметов (определить на ощупь, что это такое, для чего используется, из чего сделано) Осмотр экспозиции фотографий Экскурсия по группе (дети находят деревянные предметы…)
Изготовление сувениров (раскрашивание деревянных заготовок) | Игры с деревянными игрушками
Рассматривание альбомов с декоративной росписью по дереву.
Выжигание на деревянных заготовках (по намеченному рисунку) | Коробка с различными небольшими деревянными предметами; спилы дерева, коряги, нераскрашенные ложки и другие деревянные заготовки для изготовления сувениров; подборка фотографий и книг с изображениями деревянных построек – домов… |
Апрель | 3. Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки. (Николаева – стр. 108) Программное содержание: Уточнить представления детей об отличие живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок. Их отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью (у них красивая форма тела, плавники, окраска, медленные, плавные движения. | Игровая
Коммуникативная
Познавательно – исследовательская
| Игра с заводной игрушечной рыбкой в тазу с водой (она не может жить ни в аквариуме, ни в пруду – она везде будет мешать, т.к. она игрушечная неживая)
Беседа с рассказами детей о рыбках, которые изображены на картинках (как называются, чем отличаются золотые рыбки от карасей)
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме (что там происходит, одинаково ли ведут себя рыбки, почему золотые рыбки свободно плавают возле переднего стекла, а карасей трудно заметить) | Игра «Рыбалка»
Подвижная игра «Удочка»
Уход за аквариумными рыбками
Рассматривание альбома «Декоративные рыбки» | Картинки с изображениями различных видов золотых рыбок и карасей.
Заводная игрушечная рыбка
Таз с водой
Аквариум с рыбками. |
Апрель | 4. Бережно относимся к бумаге. (Николаева – стр. 100) комплексное Программное содержание: Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон)используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой … | Игровая
Трудовая
Познавательно – исследовательская. Коммуникативная.
Продуктивная | Игра с правилами (дети изображают родителей, которые берут с собой детей - кукол, покупают билеты и посещают выставку, а экскурсовод (воспитатель) знакомит их с экспозицией.
Инд. поручения: собрать все готовые работы, выставить их на выставку.
Экскурсия на выставку бумаги с рассказом воспитателя о том, что бумагу получают из древесины спиленной деревьев; бумага бывает разных видов: ватман, мелованная, папирусная, газетная, тетрадная)
Изготовление игрушек из бумаги, рисование картинок (рекомендации воспитателя по выбору бумаги для детских работ) | Поделки из бумаги (оригами) «По замыслу»
Рассматривание альбома «История бумаги»
Раскраски
Опыт с водой «Что случится с бумагой» (тетрадный лист и картон) | Разные виды бумаги и изделия из нее.
Картонные коробки.
Рулоны обоев
Старые детские книги, предметы для их подклейки
Газеты
Принадлежности для рисования. |
Май | 1.Сравним кошку с собакой. (Николаева – стр. 77) Программное содержание: Уточнить представление о кошке, как о домашнем животном (живет вместе с человеком, ловит мышей, радует человека своим присутствием; хозяин заботится о ней; кошка – независимое, умное, чистоплотное животное, любит хозяина…Кошко отличается от собаки: она по – другому ведет себя и по – другому общается с хозяином) | Игровая
Коммуникативная
Познавательно - исследовательская | Игровая обучающая ситуация (с игрушечной кошкой)
Беседа с вопросами к детям и их ответами(с рассматриванием «портретных» картин) о кошке и собаке: сравнение внешнего вида, повадки, отличительные качества.
Рассматривание картины «Кошка во дворе» (беседа по картине с вопросами и ответами) Наблюдение за живой кошкой или котенком(если это возможно); игра с ним (котенок катает шарик, тянет бантик за веревочку и т.д.)
| Наблюдения за собакой и кошкой (дома и на участке во время прогулок)
Подвижные игры: «Котята и щенята», «Лохматый пес».
Раскраски «Домашние животные» | Две «портретные» картины с изображением кошки и собаки или набор открыток того же содержания на каждую пару детей; игрушка кошка; картина «Кошка во дворе»; игрушки для живого котенка; шарик или мячик; бумажный бантик на веревочке. |
Май | 2.Как человек охраняет природу. (Николаева – стр.110) Программное содержание: Дать представление о том , как люди заботятся о природе, хотят ее сохранять, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные… | Коммуникативная
Двигательная | Беседа о том, как люди интенсивно используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами и поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов и ягод – такие места называются заповедниками(демонстрация Красной книги).
Подвижная игра «Речка» (Лог. упр. стр. 30) | Создание Красной книги нашей местности (те растения, которые охраняются законом в лесах Сибири)
Уход за участком(поддерживание порядка: мусор после уборки выбрасывается в специальные контейнеры и т.д.) | Красная книга, плакат или цветные иллюстрации с изображениями местных видов охраняемых растений; подборка книг; иллюстрации, бумага, клей для изготовления Красной книги детского сада. |
Май
| 3.Насекомые и цветы созданы друг для друга. (Волчкова – стр. 116) Программное содержание: Показать детям закономерности связи, в природе, роль насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
| Коммуникативная
Чтение художественной литературы
Двигательная | Беседа с вопросами о цветах (какие цветы на лугу, слышали ли дети голоса цветов) Беседа о насекомых (что такое нектар, как насекомые различают окраску лепестков пчелы)
Слушание стихотворения «Я иду по зеленому лугу…» Слушание стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой»
Пальчиковая гимнастика «Пчела»(Лог.упр.стр.28)
| Наблюдения на прогулках за насекомыми
Уход за цветами на клумбах (на участке)
Раскраски «Цветы», «Насекомые»
Дидактическая игра «Узнай по запаху» (растения) | Алгоритм роста растений от семечка до созревания плода
Открытки «Цветы», «Насекомые»
Иллюстрации луга
Мешочки с ароматами растений или гербарий
|
Перспективный план работы по разделу: «Экология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы в средней группе по ФГТ на 2012-2013 уч.год
Непосредственная образовательная деятельность на сентябрь месяцПонедельникМузыкаХудожественное творчество( Конструирование/аппликация) АппликацияКрасивые флажкиКонструирование«Домики»«Заборчики»«...
Перспективный план работы логопеда средняя группа
план 2013-2014 уч.год...
Перспективный план работы в средней группе по теме: «Геометрия для маленьких»
игры и игровые упражнения для развития геометрических представлений у дошкольников...
Перспективный план работы в средней группе на 2016-2017г
Перспективно-тематическое планирование по программе " Детство"...
Перспективный план работы в средней группе. Сентябрь
Перспективный план работы в средней группе на сентябрь. Темы: "Детский сад", "Осень: овощи, фрукты, грибы", "Признаки осени"...
Перспективный план работы в средней группе «Художественно-эстетическое развитие»
Перспективный план работы в средней группе «Художественно-эстетическое развитие»...
Перспективный план работы в средней группе
Познавательное развитие...