Перспективный план работы в средней группе «Художественно-эстетическое развитие»
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (средняя группа) на тему

Зенина Марина Владимировна

Перспективный план работы в средней группе «Художественно-эстетическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx61.64 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Осень

Рисование «Унылая пора! Очей очарованье!..»

(рисование) [1, с. 20]  Волчкова.

Задача: учить отражать в рисунке признаки осени, используя различные способы рисования деревьев

«Осенние листья»

Задача: учить детей рисовать натуры, передавая форму и окраску осенних листьев; познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Лыкова с.50

Чтение стих. А.С.Пушкина «Унылая пора!»

Беседа по стихотворению

Сравнение с пейзажем И.Левитана

Рисование деревьев кулачком, ладошкой, пальчиками.

Использование метода - набрызг.

Рассматривание репродукций картин И.Грабаря «Осенний день», И. Левитана «Золотая осень» и др. с получившимися пейзажами.

Чтение стих. О.Дриз «Что случилось»

Рассматривание разных листьев.

Описательный рассказ о листья, их форме и окраске.

Уточнение способов рисования разных листьев карандашами .

Нанесение караски на листья.

Знакомство со способом рисования «печать».

Печатание листьев.

Лепка «Осенний натюрморт»

Задача: учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста; совершенствовать изобразительную технику (сам-но выбирать способ и приемы лепки) Лыкова с.40

Чтение стих. У.Рашид «Прекрасен наш осенний сад»

Рассматривание разных натюрмортов из разных овощей и фруктов.

Показ способов лепки из соленого теста

Выставка осенних натюрмортов.

Аппликация

Листочки на окошке: (витраж)(симметричная аппликация )Задача: вызвать у детей желание создать композицию из листьев, поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную).

«Осенние картины» Лыкова с.56.

Чтение стих. Е. Трутнева «Листопад»

Демонстрация основы будущей картины.

Показ техники симметричного вырезывания листочков.

Составление описательного рассказа по готовым работам.

Фрукты, ягоды

Рисование

Фруктовая сказка

(рисование) [1, с. 11] Волчкова

Задача: продолжать знакомить с жанром натюрморта,вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины, обратить внимание на цвет как средство передачи настроения, учить составлять и изображать натюрморт, сочинять сказку по его содержанию.

В саду созрели яблоки (или другие фрукты) Комарова с.83

Задачи: учить детей рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев, закреплять умение рисовать красками, развивать эстетическое восприятие.

Рассматривание картины с изображением натюрморта.

Составление натюрморта самостоятельно.

Изображение натюрморта.

Рассказ сказки по содержанию изображенного.

Беседа о фруктах.

Уточнение характерных особенностей фруктовых деревьев.

Показ детьми рисования яблони.

Составление коллективной картины «Фруктовый сад».

 

Лепка

 Яблоки

(лепка) [1, с. 12]  ВолчковаЗадача: развивать мелкую моторику рук при создании объёмных поделок из бумажного теста

Рассматривание картин , где есть яблоки: чем картины похожи?

Составление натюрморта из настоящих яблок.

Лепка яблок из бумажного теста.

Аппликация «Дары осени»

(аппликация) [1, с. 9]  Волчкова

Задача: учить вырезать различные формы из листа бумаги, сложенного вдвое или в несколько раз, работать согласованно, воспитывать уважение к коллективному труду, обратить внимание на цветовое сочетание и композицию построения натюрморта.

Рассматривание картины «Натюрморт» и беседа по ней.

Создание натюрморта из овощей и фруктов.

Фантазии на фланелеграфе из вырезанных форм.

Вырезание элементов натюрморта.

Создание коллективной работы

Транспорт

Рисование

«Автобус едет по улице» Т.С.Комарова ,с.94

Задача: учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавая форму  основных частей , деталей ,их величину и расположение . Закреплять умение рисовать карандашами.

«Машины нашего села»  Т.С.Комарова,с.109 (см. мультфильм «Рисунки Темы» по интернету.)

Задачи: Учить детей изображать   сельскохозяйственные машины. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами.

Д/и «Назови виды транспорта»

Уточнить части автобуса

Закрепить способы вырезывания.

«Найди место для автобуса»

Дополни композицию

Рассматривание сельскохозяйственных машин.

Уточнение внешнего вида (форма, величина, детали)

Определение рисования вида машины.

Просмотр мультфильма по последовательности рисования.

Выполнение работы.

Рассматривание готовых работ.

Выбор наиболее интересных машин и рассказывание о них.

Лепка

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Задача: Знакомство с новым приемом рельефной лепки- цветовой растяжкой. Лыкова, с.176

Чтение отрывка из сказки А.С. пушкин «О царе Салтане…»

Сравнение объемной и рельефной композиции.

Знакомство с новым приемом рельефной лепки- цветовой растяжкой.

Выставка работ.

Аппликация «Машины на улицах города» (коллективная композиция) или «Пароход» Лыкова с.36

Задача: Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам, совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз.

Рассматривание незавершенной панорамы «Наш город».

Чтение стих. «К нам бегут автобусы» Э.Мошковская.

Вырезывание силуэтов разных машин из двух половинок.

Дополнение панорамы города дорогой с машинами.

Цветы

Рисование

Ветка калины

(рисование) [1, с. 14] ВолчковаЗадача: продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить рисовать карандашами и красками, совершенствовать технику рисования с натуры, показать один из приёмов работы с акварелью: вливание одного цвета в другой

Фантастические цветы. Лыкова с.132

Цели: вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений, показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов, развивать творческое воображение и чувство цвета, пробудить интерес к растениям и желание любоваться ими.

Рассматривание ветки калины (рябины)

Показ рисования карандашом.

Смешивание 2-3 цветов при раскрашивании листьев

Рисование жилок на листьях и тени на ягодах.

Обсуждение рисунков.

Д/и «Найди и назови».

Рассматривание разных фантастических цветов.

Показ способов рисования и украшения цветов разными узорами (из точек, полосок, мазков и т.д.)

Оригинальные приемы оформления готовых рисунков лаком с блестками для ногтей.

Лепка

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили

»Задача: Лепка луговых растений с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделке устойчивости Лыкова, с.200

Чтение стих И.Суриков «Ярко солнце светит».

Рассматривание репродукций с изображением весеннего луга и беседа по ним.

Показ разных способов лепки луговых цветов и насекомых.

Аппликация

«Цветы луговые»

Задача:вырезаниерозетковых цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак, ромашка, васелек) Лыкова, с.198

Чтение отрывка из стих. Г Лагздынь «Запах лугов».

 Показ разных способов изображения луговых цветов.

Составление разных композиций .

Насекомые

Рисование

Божья коровка(рисование) [1, с. 13], ВолчковаЗадача: учить рисовать божью коровку  с помощью трафаретов и шаблонов.

«Не обижайте муравья!»

(рисование) (11, с. 40),  ВолчковаЗадача: учить   рисовать   муравья,   правильно передавая в рисунке части тела насекомого: голову с усиками, спинку, тело, конечности из 3 частей, отражать свои впечатления в рисунке

Рассказ воспитателя о работе художника Апеллеса.

Рассматривание картин Ф.Толстого.

Рассматривание божьей коровки.

«Посади коровку на листок»

Чтение потешки «Бабочка коробочка»

Рассказывание сказки о муравье.

Д/и «Назови цветы»

Последовательность рисования муравья.

Д/и «Спрячь муравья»

Продолжение сказки по желанию детей.

Лепка «Муравьишки в муравейнике»

Задача: Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков использовать проволоку, спички, зубочистки; для глазок- бисер, пуговички).

Лыкова, с.128

Знакомство с папье- маше

Показ способа  замешивания «бумажного теста».

Уточнить представление детей о внешнем виде муравьев.

Беседа о коллективной жизни муравьев в муравейнике.

 Способы сооружения муравейника.

Показ лепки муравья.

 Использование дополнительного материала (пуговицы, бусины, проволока и др.).

Составление общей композиции.

Аппликация

«Нарядные бабочки Лык. С.204.

Задача: учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию.

Показ панорамы «Наш луг».

Рассматривание коллекции красивых бабочек.

 Чтение стих. А. Фет «Бабочка».

Показ способов вырезывания разных бабочек.

Варианты и последовательность изготовления бабочек и их украшение.

Мебель

Рисование «Укрась спинку стула» мордовский орнамент

Задача: продолжать знакомить с элементами мордовского орнамента, учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину,  закреплять приёмы рисования гуашью, краской.

«Городецкие узоры», (Украшение спинки кровати.) Волчкова,с.59

Цель: познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом города Гордца , с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи, учить рисовать узор из бутончиков и листьев по мотивам  городецкой росписи

Знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями.

Роспись силуэта стула в следующей последовательности:

Подбор определенных элементов орнамента.

Составление композиции (эскиза) из отобранных элементов карандашом.

Выполнение эскиза гуашью.

Знакомство детей с традиционным русским художественным промыслом города Гордца, с особенностями элементов и сочетания цветов.

Выкладывание на фланелеграфе из готовых форм бутончик или розан, дополнив его листочками.

Показ последовательности изображения бутончиков.

Украшение спинки кровати.

Лепка «Что было в избушке трех медведей».

Задача: учить детей лепить предметы мебели, развивать замысел, воображение. Казакова Т.Г.,с.106

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».

Распределение работы по столам.

Уточнение способов лепки предметов мебели и соответствие их по размеру.

Составление единой композиции.

Составление сказки по желанию детей.

Аппликация

«Украшение силуэта мебели» Валдоня.

Задача: Формировать у детей умение создавать декоративную композицию по собственному замыслу. Овладевать умением вырезать элементы мордовского узора по готовой разметке. 

Украшение силуэта мебели по выбору.

Вырезание элементов мордовского узора по разметке.

Показ получения нового элемента из полученной фигуры и последовательности их расположения и наклеивания.

Создание композиции по собственному замыслу.

Дикие птицы

Сказочные птицы

(рисование) [1, с. 37]  Волчкова Задача:  учить  рисовать  птиц  по  представлению, передавать в рисунке правильную посадку головы, положение крыльев, хвоста.

Беседа о телепередачах.

Игра «Черный ящик»

Загадывание загадок о птицах.

Выкладывание птицы на фланелеграфе.

Рисование птицы.

Выставка «Иллюстрации к сказкам».

Лепка

«Птичка (народная игрушка)» Комарова с.84

Задача: Закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание .

Выставка для рассматривания дымковских и филимоновских птиц.

Сравнение игрушек.

Показ способов лепки.

Рассказ о самой выразительной поделке.

Аппликация

Сказочная птица, Т.С Комарова, с.122

Задача: учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения, закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, развивать воображение, активность.

Беседа об образе сказочной птицы.

Уточнение способов вырезания частей птицы.

Показ вариантов вырезывания красивого хвоста из  бумаги, сложенной вдвое.

Выполнение и украшение птицы.

Посуда

Рисование

Праздничный стол

(рисование) [1, с. 17] ВолчковаЗадача: познакомить детей с сюжетным натюрмортом, рассматривая картину И.Э Грабаря «Неприбранный стол»; учить последовательно рассматривать картину (обратить внимание на изображенные предметы, приёмы, средства их изображения художником).

«Скатертью, салфетками украсим дома стол...»

(рисование) {1, с. 84] ВолчковаЗадача: учить одним-двумя цветами рисовать узор на скатерти, салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и её концом.

Рассматривание картины «Неприбранный стол» И.Грабаря

Создание натюрморта «Праздничный стол»

Изображение праздничного стола

Рассказ об изображенном.

Беседа о красоте и уюте дома.

Показ способов украшения квадратной салфетки.

Рисование узора на салфетке для стола.

Лепка:

«Блюдо»

Задачи: учить лепить блюдо, используя приемы раскатывания пластилина между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев. Учить сглаживать поверхность изделия, смачивая пальцы в воде. Т.С.Комарова, с.100

Рассматривание блюда.

Уточнение формы и способов лепки.

 Показ детьми приемов лепки жестом в воздухе.

Показ сглаживания поверхности, смачивая палец в воде.

Аппликация

1.Кухонные принадлежности

(аппликация — коллаж) [1, с. 16] Волчкова

Задачи: учить рисовать кухонные принадлежности на разном материале, вырезать контур и наклеивать детали, соблюдая композицию, закреплять приём вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, силуэтов

2.Панно - тарелка

(аппликация) [1, с. 83]  ВолчковаЗадачи: учить делать настенное панно; познакомить с «сюрпризами» увядающей природы.«

1.Рассматривание натюрморта «Натюрморт с самоваром» И.И.Машкова

«Выбери предмет кухонной посуды»

Рисование очертания предмета посуды

Вырезание по контуру из сложенной вдвое бумаги

Расположение на листе и приклеивание

Выставка натюрмортов

Беседа об увядающей природе.

Чтение стих. «Сказка...

Объяснение выполнения настенного панно.

Украшение групповых комнат.

Овощи

Рисование

Знакомимся с натюрмортом

(рисование), (1, с. 8), Волчкова

Задача: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, дать представление о предметах, которые использует художник при написании натюрморта

Загадки с грядки

Задача: Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их писанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы (Лыкова, с.44)

Выставка натюрмортов, рассматривание их под тихую музыку.

Чтение стих. «Натюрморт».

Рисование натюрморта по желанию

Загадывание загадок об овощах.

Экспериментирование с красками на палитрах.

Показ способов лепки овощей и особенностей внешнего вида овощей.

Чтение стих. Н.Кончаловской «Показал садовод нам такой огород»

Рисование смешной загадки про овощи.

Рассматривание грядки с овощами.

Лепка

«Собираем урожай овощей» Т.Г. Казакова с.101

Задача: учить лепить разные по форме овощи (округлые, удлиненные), передавать их характерные признаки

Чтение стих.С.Маршака «Овощи»

Д/и «Назови овощи»

Лепка овощей

Рассматривание и сравнение готовых овощей.

Повтор стих. «Овощи».

Аппликация

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

Задача: продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника, срезая углы способом закругления..С.Комарова ,с.85

Рассмотреть овощи, уточнить цвет, форму, приемы вырезывания.

Использовать индивидуальный показ.

Вырезывание огурцов и помидор.

Беседа об уборке овощей на грядке.

Жилище

Рисование «Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь...»

(рисование) (1, с. 31]Волчкова

Задача: закреплять    умение    рисовать прямые линии в разных направлениях, накладывать штрихи в одном направлении, выполнять штриховку без просветов

 «На селе построены разные дома»

Задача: учить детей передавать разнообразие сельских домов, закреплять умение передавать форму частей домов. Т.С.Комарова,с.98

Вспомнить сказку о трех поросятах.

Рассматривание домиков.

Показ приемов рисования.

Рассказ «В каком бы доме ты хотел жить».

Обыгрывание сказки.

Показ иллюстраций с изображением сельских старых и новых домов.

Уточнение формы, величины, конструкции домов и расположения в пространстве.

Напомнить приемы рисования цветными восковыми  мелками или карандашами.

Рассказ«В каком доме хотел бы жить.»

Лепка

«Барельеф», Т.Г.Казакова, с.104

Задача: Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение сравнивать разные спообы изображения: объемный и полуобъемный, использовать приемы налепа небольших кусочков пластилина.

Показ иллюстраций зданий, где есть лепные украшения.

Предложить украсить ставни окон.

Показ приема налепа на глиняную пластинку.

Выполнение работы по замыслу.

Аппликация

«Русская изба» [11, с. 82]Волчкова

Задачи: углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; научить делать избу из бревен с резными украшениями; закрепить умения вырезать из бумаги, сложенной гармошкой; развивать координацию движения руки; воспитывать любовь к старине.

Небольшая беседа о русской избе, ее внешнем виде.

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены русские избы.

Показ способа выполнения бревенчатой избы с резными украшениями.

Выполнение работы под русскую музыку.

Размещение работ в одной русской деревне (на большом ватмане).

Лес, деревья, кусты

Рисование

 «Деревья в нашем парке» Лыкова с.32.

Задачи:Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны,  цвета, совершенствоать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов.

«Ели большие и маленькие»

Задачи: учить располагать изображение на широкой полосе, передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение.

Рассматривание разных пейзажей.

Беседа по картине И.Левитана «Березовая роща».

Чтение стих. И Токмаковой о деревьях.

 Показ способов изображения деревьев и их сравнение.

Составление пейзажа.

Чтение стих. И Токмаковой «Ели».

Уточнить строение и способы рисования елей.

 Обсудить возможные варианты композиции.

Уточнить цвет  старых и молодых деревьев их расположение и высоту.

Д/и «Какой это лес?»

Лепка

1.«Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые...»

(лепка) [1, с. 21] ВолчковаЗадача: учить изображать цветущие деревья с помощью пластилина, лепить отдельные детали способами придавливания, примазывания, разглаживания.

1.Рассматривание репродукций с весенними пейзажами.

Чтение строк из стих. Н.Некрасова «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые...»

Знакомство с барельефом

Изображение деревьев, используя способы лепки: придавливание, примазывание, приглаживание.

Украшение рамки барельефа с помощью штампов.

Аппликация

1.«Золотые березы» Лыкова с.68,

Задачи : Вызвать у детей мнтерес к изображению осенней березки по мотивам лирического стихотворения. Учиться читать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны (аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками .

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».

Чтение стих. В.Набокова «Береза».

Показ разных вариантов оформления кроны в технике обрывной аппликации.

Мой край, моя Родина

Рисование

Вечерний город

(рисование) [1, с. 22]Волчкова

Задача: учить передавать в рисунке впечатление от праздника, украшенные дома, салют над городом, умение передавать в рисунке изображение домов разных пропорций, работать всей кистью и её концом, применять способ монотипия, развивать творчество.

Беседа о празднике - День города

Знакомство с методом «монотипия»

Рисование домов по памяти

Познакомить с понятием «архитектурный пейзаж»

Лепка

«Солнышко, покажись!» Лыкова с.148

Задача: Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей, развивать чувство ритма и композиции.

Рассказывание р-н потешки «Солнышко- ведрышко».

Пояснение символики декоративных элементов

Показ способов изображения солнышка.

Аппликация

«Наш город» Лыкова с.30

Задачи: Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой, по косой и по сгибам.

Показ основы для будущей композиции.

Показ способов вырезания кирпичных домов, крыши , окон.

Повтор последовательности выполнения работы ребенком.

Размещение готовых домиков на основе.

Домашние птицы

Рисование

«Роспись индюка»

Задача: учить детей расписывать силуэт по мотивам дымковского орнамента, развивать творчество. Т.С.Комарова,с.126

«Птицы синие и красные»

Задача: учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Т.С.Комарова,с.101

Рассматривание дымковских игрушек. Небольшая беседа о народных мастерах.

Вспомнить элементы  дымковской росписи.

Предложить расписать индюка.

Рассматривание готовых птиц.

Чтение стих. «Птица, птица красная» КитахараХакусю.

Довести до сознания детей заключенную в стих.шутку.

Упражнение в рисовании контура птиц в разных позах.

Выполнение композиции.

Создание коллективного панно

Лепка

Петушиная семья

(лепка) [1, с. 49] Волчкова

Задачи: закреплять технику графического  рисунка  в лепке;  выполнить  поделку «Петушок  и  его  семья»  методом  контррельефа.

Чтение стих. «У речки над водицей...»

Появление петушка.

Песенка петушка.

Появление цыплят.

Выполнение контррельефа на пластилиновой основе.

Игра с петушком.

Аппликация

«Птицы на ветках»

Задача: учить передавать образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, вырезывая по частям. Т.С.Комарова,с.101

Д/и «Угадай птицу».

Уточнить строение тела птиц.

Сравнить разных птиц.

Уточнить форму частей и способы вырезывания.

Д/и «Угадай кто кричит»

Детский сад

Рисование

«Дети делают зарядку» Т.С.Комарова, с.118

Задачи: Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение человека, изменение положения рук во время упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать творчество.

«Наша группа» Лыкова с.126

Задачи: Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе, Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Развивать чувство композиции. Воспитывать дружелюбие.

Уточнение видов движений во время зарядки.

Определение  относительной величины частей тела.

Обговаривание последовательности изображения. Выполнение работы.

Предложение детям выбрать те рисунки, в которых хорошо передано движение фигуры, красивое расположение их на листе.

Рассматривание фото о жизни в группе,коллективные композиции и тематические альбомы детских работ.

Небольшая беседа: «Вспомни и расскажи»

Создание альбома «Дружные ребята»

Лепка

Украшаем детский сад

(лепка) [1, с. 74] Волчкова

Задачи:учить лепке рельефа, разными материалами передавать полуобъёмное изображение, использовать стеку для отделки

Небольшая беседа о декоративной скульптуре.

Изготовление тарелок ддля украшения группы.

Выполнение узора путем налепа или углубленного рельефа.

Беседа «Куда повесим, кому подарим».

Аппликация

«Цветные ладошки», Лыкова, с.24

Задача: вырезание по нарисованному контору, составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов.

Чтение стих. М.Пляцковского «Без чего сосну не срубишь?»

Уточнение выражения «Наши руки не для скуки»

Рисование контура руки.

 Вырезание по контуру.

 Составление образов (бабочка, солнышко, птички)

Домашние животные

Рисование

«Роспись лошадки»Т.Г.Казакова,с.109

Задачи: Развивать у детей эстетическое восприятие, умение рисовать узор и передавать яркие цвета красок дымковской росписи.

 

«Роспись силуэта козлика» Т.С.Комарова, с.91

Задачи: учить детей расписывать дымковским узором фигуру козлика, используя разные элементы росписи, развивать эстетическое восприятие.

Рассматривание элементов узора дымковской росписи.

Показ образца дымковской лошадки.

П/и «Лошадки».

Уточнение способов рисования и расположения элементов узора.

С/р игра «Магазин сувениров»

Рассматривание дымковских игрушек и выделение характерных особенностей росписи.

 Уточнение цветовой гаммы для украшения козлика. Обратить внимание на соответствие элементов и цветов дымковской росписи.

Выбор наиболее красивых козликов.

Лепка

«Собака со щенком» Лык.с.28,

Задача: учить лепить фигурку собаки из целого куска пластилина и частей, умение создавать изображения разной величины в разном положении, учить составлять несложную сюжетную композицию, развивать глазомер. Синхронизировать работу обеих рук.

«Щенок» Т.С.Комарова, с.112

Задачи: учить изображать животных, передавая их характерные особенности

Рассматривание картины «Собака со щенком».

Показ способов лепки.

Чтение стих. М.Пляцковского «Имя»

Обследование игрушки щенка.

Уточнение формы и положения частей, их величину.

Определение последовательности лепки и позы щенка.

Использование разнообразных приемов.

 Поощрение стремления детей добиваться большей точности изображения.

Аппликация

«Кошки на окошке» Лыкова с.38.

Задача: Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приемы вырезания ножницами: из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру, по прямой, по косой или закругляя уголки, украшать занавески по замыслу.Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения.

Чтение рассказа «Васька» К.Д.Ушинского.

Напевание с детьми строчки из песенки «Серенькая кошечка»(муз.В.Витлина, сл..Н.Найденовой)

Показ основы будущей композиции.

Показ способа вырезывания кошек.

Подбор окошка для кошки

Украшение занавесок.

Части тела

Рисование

Автопортрет (рисование) [1. с. 69] Волчкова

Задачи: учить рисовать автопортрет; развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться.

«Веселый клоун» (Лыкова, с.120)

Задачи: Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме, в движении и с передачей мимики.

Рассматривание фото и портретов.

Беседа о жанрах живописи.

Игра «Зеркало».

Знакомство со схемой рисования портрета.

Рисование автопортрета, глядя в зеркало.

«Подари родителям».

Беседа о профессии клоуна.

Рассматривание игрушки, афиши или иллюстрации.

Д/и «Назови действия клоуна».

Этюд «Я клоун».

 Уточнить представление детей о цирковом костюме.

Уточнить последовательность работы.

Рисование клоуна в движении.

Эспресс - выставка портретов клоунов.

Лепка«Веселые человечки» Лык С.16.

Задачи: Учить лепить фигуру человека из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями(фигурка мальчика), закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки), учить понимать соотношение величины частей, придавать устойчивость фигурке, передача движения лепной фигурки.

Чтение стих. О.Высотской «Детский сад»

Рассматривание фигурок мальчика и девочки.

ф/м: «Сделай так же» (по схемам)

Показ способов лепки.

Изменение положения рук и ног вылепленных фигурок.

Хоровод фигурок

Аппликация

«Веселые портреты»

(аппликация) [Лыкова с.18] Задача: учить вырезать силуэт человечка, составлять портрет из отдельных частей, познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое, развивать цветовое восприятие.

Выставка автопортретов.

Уточнить формы частей тела и способов вырезания.

Работа с таблицей «Составь портрет»- выбор частей лица и волос.

Выставка автопортретов.

Дикие животные

Рисование

Зоопарк Казакова с.122.

Задачи: Воспитывать у детей любовь к животным, стремление нарисовать их, выбрать персонаж для изображения, использовать различные графические материалы.

Лиса-кумушка Лыкова с.74.

Задача:Учить рисовать , раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета.

Чтение и рассматривание иллюстраций книги С.Маршака «Детки в клетке».

Ф/м «Изобрази животного»

Рисование детенышей животных.

Составление альбома «Зоопарк»

Беседа о сказке «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса»

Составление словесного портрета  разных лисичек.

Ф/м «Изобрази лисичку»

 Рисование по шаблону.

Д/и «Угадай из какой сказки»

Лепка

Дед Мазай и зайцы

(лепка) [1, с. 42]  ВолчковаЗадача: учить лепить литературных персонажей - деда Мазая и зайцев, детализировать  работу  поделками  из  природного материала.

«Снежный кролик» Лык. С.88, «Лисенок» с.93.

«Мишка косолапый по лесу идёт...»

(лепка) [1, с. 73] Волчкова

Задача: учить лепить скульптуру медвежонка,  передавая  форму,  пропорции,  характерные детали

Беседа по содержанию произведения «Дед Мазай и зайцы».

Лепка зайцев.

Использование природного и другого материала.

Д/и «Назови ласково».

Показ иллюстраций с изображением медведей

Рассматривание скульптуры «Медведь».

Лепка медвежат.

Показ способа и последовательности лепки., приемов скрепления деталей и работы стекой..

Анализ работ.

Аппликация

Зайчишка-трусишка и храбришка. Лыкова с.72.

Задача: Закреплять умение вырезать по контуру, познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное , изображая более крупно на переднем плане; передавать пропорциональные соотношения между объектами, развивать композиционные умения.

Назови сказки о зайцах.

Вырезание по контуру разных по характеру зайцев.

Составление книжки – сказки.

Украшение страниц книжки.

Новый год

Рисование «Еловые веточки» Лыкова с.100

Задача: Учить детей рисовать с натуры еловую веточку, передавая особенности ее строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры.

«Волшебные снежинки»(Лыкова,с.94)

Задача: учить строить круговой узор из центра. Симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях)

Чтение детьми стихов о новогодней елке или новогоднем празднике.

Рассматривание разных поздравительных открыток.

Уточнение представления детей о рождественском венке.

Обобщение понятия венок.

Рисование еловых веток.

Изготовление венка из еловых веток.

Рассматривание  и знакомство с вологодскими кружевами.

Чтение стих. А.Бродского «Мороз».

Показ способов рисования разных снежинок.

Рисование сказочного узора.

Изготовление кружева из отдельных снежинок.

Лепка «Снежный кролик» Лыкова, с.88

Задача: Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом, пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Побуждение детей к обсуждению свойств снега.

Чтение стих. О.Высотской «Снежный кролик».

Уточнение формы частей тела кролика и способов лепки.

Использование дополнительного материала для изображения частей мордочки.

Размещение кроликов на «Снежной полянке».

Аппликация

Новогоднее веселье

(аппликация) [I, с. 44] Волчкова

«Елочки-красавицы» Лык.с.102,90.

Задача:  учить  вырезать  симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое\

Беседа о новогоднем празднике.

Рассматривание картинки с изображением Петрушки.

Обследование силуэта Петрушки.

Выполнение изображения Петрушки способом аппликации.

Создание  впечатления объемности, используя отдельные детали (кисточки, колпачки, воротник и др.)

Профессии

Рисование «Это он, это он, ленинградский почтальон» Т.С.Комарова, с.130

Задача: Учить детей рисовать фигуру человека. Учить передавать в рисунке литературный образ, его характерные особенности, одежду.

«Строители строят новый дом»  Т.С.Комарова, 126

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления, полученные на прогулках, в беседах. Учить передавать картину строительства: строящийся дом, люди в разных позах, машины. Развивать композиционные умения, технику рисования и закрашивания карандашом.

Чтение отрывка  из стих. «Почта».

Уточнение характерных особенностей  литературного героя, последовательности его изображения.

Предложение рисовать крупно, во весь лист.

Рассматривание картины  строящегося дома.

Беседа о расположении изображений на листе.

 Рисование простым карандашом.

 Раскрашивание цветными карандашами.

Лепка «Мы любим спорт», Т.Г.Казакова, с.134

Задача: учить детей передавать фигурки людей, занимающихся спортом, развивать воображение и замысел.

Беседа о спорте.

Рассматривание схем видов спорта.

Д/и «Назови вид спорта».

Лепка по замыслу.

Аппликация

«Добрый доктор Айболит»

(аппликация) [1, с. 40]  Волчкова

Задача: учить ярко и выразительно передавать с помощью цвета и разнообразных материалов тему по собственному замыслу

Вспомнить сказку о добром докторе Айболите.

Изображение Африки на коробке из под конфет.

Коллективная работа с использованием разных приемов и способов аппликации, разного материала.

Зима

Рисование

«Белоснежна, белокрыла наша зимушка-зима» Т.Г.Казакова,с.120

Задача: воспитывать любовь к природе, закреплять навыки нетрадиционного рисования (набрызг)

 

« Весело качусь я под гору в сугроб…» Лык.с.116,

Задача: учить передавать сюжеты доступными графическими средствами. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами)

Чтение стих. Б.Капетян «Белоснежна, белокрыла».

Беседа о зиме.

Уточнение выбора красок для изображения зимы.

Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

Чтение стих. А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Игра со снежком «Зимние забавы».

Показ вариантов композиционных решений фона.

Сравнивание и описывание картин.

Создание сюжетной картины.

Экспресс-выставка «Что мы делаем зимой».

Лепка

«Зимние забавы» Лыкова с.114

Задача: учить создавать сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок, передавая взамоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения. Развивать глазомер.

Чтение стих.А.Блока «Ветхая избушка».

Рассматривание схематических изображений человечков в движении.

«Сделай позу».

«Выбери карточку и вылепи такого же человечка».

Создание композиции «Детская площадка».

Аппликация

«Звездочки танцуют»  (аппликация из фольги и фантиков), Лыкова, с.96

Задача: учить вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги, совершенствовать технику вырезания из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Формировать композиционные умения.

Чтение стих. В.Татаринова «Дед мороз».

Показ разных звездочек и снежинок из фольги и цветной бумаги.

Демонстрация вариантов форм - целые и половинки для наглядного ориентира.

Демонстрация способов вырезания сложной формы из бумаги, сложенной дважды по диагонали.

Показ способа прорезного декора.

Украшение зимнего окошка.

Игрушки

Рисование

Беседа о дымковских игрушках «Игрушки непростые - глиняные, расписные»

Задача: знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства, обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства, формировать представления о некоторых художественных ремеслах, материалах и инструментах

И.А.Лыкова, с.58

Кукла в национальном костюме

Задача: учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности, упражнять в рисовании фигуры и закрашивать рисунок карандашами или красками. Т.Г.Казакова, с.134

Рассказ воспитателя  «Игрушки непростые - глиняные, расписные».

Рассматривание игрушек.

Д/и «Найди дымковскую игрушку»

Рассматривание иллюстраций с изображением разных национальных костюмов.

Показ рисования куклы.

Украшение костюма.

Лепка

Русская матрёшка

(лепка) [1, с. 58] Волчкова

Задача: учить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором, воспитывать интерес к народному творчеству и народным мастерам.

Рассматривание игрушек.

Загадывание загадки о матрешке.

Рассказ воспитателя о истории появления матрешки.

Рассматривание матрешек разных по росту.

Коллективная работа по изготовлению матрешек.

Аппликация

«Что можно подарить другу», Т.Г.Казакова, с.110

Задача. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам, стремление сделать им приятное, аккуратно выполнять работу из бумаги (Вырезать и наклеить какую- либо игрушку), наклеить игрушку на коврик (его нарисовать фломастерами).

Игра «Скажи кто твой друг?».

Предложить сделать другу подарок - красивую аппликацию.

Вырезание из бумаги силуэта игрушки.

Дорисовывание фломастером мелких элементов.

Самостоятельное выполнение работы.

Рассматривание работ на стенде.

8Марта

Рисование

«Мамочка милая, мама моя...»

(рисование) [1, с. 65] Волчкова

Задача:учить передавать в рисунке образ мамы доступными средствами выразительности (деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии).

«Милой мамочки портрет»

Задача: учить рисовать женский портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека, продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет)(Лыкова, с.142)

Знакомство с портретом.

Показ способов рисования человека.

Рассказ детей о внешнем виде своей мамы и ее профессии.

 Изображение погрудного портрета своей мамы.

Чтение стих. В.Берестова «Праздник мам».

Краткая беседа о том, где и кем работают мамы и бабушки.

Показ опорных рисунков, подсказывающих последовательность работы над портретом.

Рассказывание порядка рисования.

Объяснение вариантов изображения женских причесок.

Рисование портрета мамы.

Чтение стих. Г.Р.Лагздынь: «Без мамы»

Лепка

«Мы лепим вазу для цветов»(лепка) [1, с. 85]  Волчкова

Задача: учить лепить вазу и украшать её, используя основу (банку).

Рассмотривание сосудов, предназначенных для цветов.

Д/и «Что куда поставить».

Лепка вазы.

Украшение вазы: узоры из семян, барельефы и т.д.

Украшение комнаты.

Аппликация

«Весенний букет для мамы» Лыкова с.146

Задача: учить детей вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам. Показать разные приемы декорирования цветка. Познакомить с этикетом поздравлений.

Рассматривание букета живых тюльпанов и любование ими.

Чтение стих. Е.Благининой: «Все хожу, все думаю…»

Показ создания открытки «Букет тюльпанов»

Показ рационального способа создания цветка путем сложения бумаги пополам.

Вырезание тюльпанов- венчиков, листьев и стебельков.

Показ способов декорирования.

Выкладывание цветов на общий фон.

Моя семья

Рисование

Моя семья

(рисование) [I, с. 70]  Волчкова

Задача: учить изображать группу людей, рисовать фигуру человека, добиваясь чёткого   расположения   пропорций,   выразительности позы, воспитывать любовь к семье.

«Милой бабушки портрет»

Лыкова с.142

Цель: Учить рисовать женский  портрет. Знакомить с видами и жанрами искусства .Инициировать самостоятельный поиск изобразительно- выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения человека.

Рассматривание фото семьи.

Беседа о том, что такое семья.

Д/и «Кто ты?»

Рассказывание об эпизоде из семейной жизни.

Отображение этого эпизода в работе.

Планирование рисунка, чтобы уместилось все задуманное.

Выполнение работы под лирическую музыку.

Помещение работ в рамки.

Чтение стих. В.Берестова «Праздник мам».

Краткая беседа о том, где и кем работают мамы и бабушки.

Показ опорных рисунков, подсказывающих последовательность работы над портретом.

Рассказывание порядка рисования.

Объяснение вариантов изображения женских причесок.

Рисование портрета бабушки.

Лепка: «Мы гуляем» (с мамой, с папой по желанию детей)

Задача: развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки человека, украшать их цветными полосками из бумаги. Т.К.Казакова, с.92

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением людей  на празднике.

Предложение вылепить фигурки детей и взрослых в движении.

Дополнение фигур некоторыми элементами (флажки, цветы, одежду украсить цветными полосками).Составление единой композиции «Мы гуляем» (стоят парами, друг за другом и т.д.)

Аппликация

«Пригласительный билет родителям на праздник»  Т.С.Комарова, с.129

Задачи: Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. Учить красиво,  подбирать цвета, правильно передавать отношения по величине. Развивать эстетические чувства, воображение.

Выставка на доске несколько разных поздравительных открыток.

Предложение подумать и сделать поздравительную открытку для родственников.

Выполнение работы по замыслу.

День защитника отечества

Рисование

«Папин портрет»

Задача: учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека, продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет)(9, с.136), Лыкова

«Солдат на посту», Т.С.Комарова

Задачи: Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы человека, его оружия. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес к Советской Армии.

Чтение стих. Г.Р.Лагздынь «Мой папа военный».

Краткая беседа о том, где и кем работают папа и дедушка.

Показ опорных рисунков, подсказывающих последовательность работы над портретом.

Рассказывание порядка рисования.

Объяснение вариантов изображения мужских причесок.

Рисование портрета папы.

Рассматривание картины с изображением солдата.

 Уточнение одежды, позы солдата.

 Определение композиции рисунка, приемов рисования простым и цветными карандашами.

Рисование и аккуратное закрашивание.

Лепка

 «Кружка для папы» Лыкова с.140.

Задачи: Вызвать интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Чтение рассказа Г.Р.Лагздынь «Дедушкина кружка».

Предложить слепить кружки в подарок для папы и дедушки.

Показ и пояснение способов лепки кружки.

Выполнение работы.

Беседа «Что любит папа»

 Оформление кружки.

Вручение подарков.

Аппликация

«Галстук для папы» Лыкова з.62

Задача: вызвать интерес у детей к подготовке подарков и сувениров. Показать способы изготовления галстука для оформления папиного портрета. Подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении и разных орнаментальных мотивов.

Краткая «живая» беседа о женских и мужских украшениях.

Демонстрация детям нескольких текстильных галстуков разной расцветки, формы и разного вида.

Оформление портрета галстуком.

Показ вырезания галстука и создание узла.

Одежда

Рисование

Ателье мод

(рисование) [1, с. 87] Волчкова

Задача:   учить   создавать   свои   модели одежды, рисовать современные модели, развивать интерес к прекрасному.

«Расписные ткани» И.А.Лыкова, с.84

Задачи: Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги (рисовать ткань), использовать в своем творчестве элементы декоративно прикладного искусства. Совершенствовать технические навыки рисования кистью.

Знакомство с работой ателье мод.

Организация ателье мод.

Организация творческого процесса под руководством воспитателя.

Демонстрация моделей.

 Представление коллекции одежды.

Оценивание качества и определение победителя.

 Рассказ о всемирно известных модельерах.

Рассматривание одежды друг друга.

Обследование ткани.

Рассказ об узорах на тканях.

Рисование ткани.

Сопоставление ткани с трафаретом одежды.

Лепка

«Водоноски у колодца»

Задача: продолжать знакомить с дымковской игрушкой, показать обобщенный способ лепки женской фигуры на основе юбки-колокола (полого конуса) Лыкова, с.160

Рассказ о том, как мастерицы лепят дымковские игрушки.

Показ способов и последовательности лепки

дымковской барыни.

Показ способов и последовательности лепки водоноски.

Самостоятельная лепка и оформление мелких деталей детьми по замыслу.

Рассматривание готовых работ и рассказывание о них.

Аппликация

 «Нарядные пальчики» И.А.Лыкова, с.86

Задачи: Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезывания из бумаги, сложенной пополам. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды в мини спектакле пальчикового театра по содержанию песенок и потешек. Воспитывать эстетические эмоции.

Рассматривание силуэта куклы и одежды к ней.

Игра на пальчиках.

Демонстрация способа изготовления одежды.

Выставка вариантов вырезанной одежды.

Разыгрывание представления пальчикового театра по текстам знакомых  песенок и потешек.

Мое село

Рисование

«Кукла в национальном костюме»

(Татарский орнамент)

Т.С.Комарова, с.129

Задачи: Закреплять умение изображать фигуру человека. Учить передавать характерные детали татарского костюма. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Упражнять в создании контура простым карандашом и в аккуратном закрашивании цветными карандашами.

Рассматривание куклы в национальном костюме.

Рассказ о татарском национальном костюме.

Показ последовательности создания изображения.

Напоминание о правильном рисовании простым карандашом.

Направление внимания детей на более точную передачу характерных особенностей костюма.

Лепка «По замыслу» С.Комарова, с.128)

Задачи: Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательности создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Предложение детям подумать, что бы каждый хотел слепить. Придумывание интересного содержания  работы.

Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Направление детей на продумывание выразительности и полной передачи содержания.

Аппликация

«Украшение тюбетейки»

Задачи:  Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Учить вырезать элементы татарского орнамента. Развивать технические умения.

Знакомство с татарским головным убором.

Показ татарского орнамента и способа вырезывания.

Показ последовательности создания изображения.

Построение определенных композиций узора при украшении тюбетейки.

Выполнение работы.

Весна

Рисование

«Весеннее небо»

Задача: учить изображать небо способом цветовой растяжки «по- мокрому». Создать условие для отражения в рисунке весенних впечатлений(9, с.168) Лыкова.

«Солнышко, нарядись!»

Задача: вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики. Обратить внимание на декоративные элементы. Умело пользоваться кистью.(9, с.152) Лыкова.

Чтение отрывка из «Истории про мальчика, который хотел стать художником».

Экспериментирование с акварельными красками для получения светлотных оттенков

Выкладывание работ вместе в ряд.

Чтение стих. И.Никитина «Полюбуйся, весна наступает».

Чтение отрывка из «Истории про мальчика, который хотел стать художником».

Беседа по вопросам.

Предложение нарисовать «красное солнышко».

Составление на палитре сложного цвета.

Рисование солнышка.

Рассказывание песенки Г.Р.Лагздынь «Словно яркий апельсин».

Проведение экспресс выставки.

Лепка

 «Весенний ковер» Лыкова с.166

Задачи: Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

Рассказ об искусстве создания ковров.

Предложить сплести ковры из пластилина.

Показ плетения ковра из жгутиков.

Украшение ковриков узорами из цветов, ягод, солнышек, бабочек и т.д.

Оформление единого ковра.

Аппликация

«Нежные подснежники»

Задача: учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах. Совершенствовать аппликативную технику – составлять цветок из отдельных элементов(9, с.170), И.А.Лыкова.

Чтение стих.»А.Майкова «Подснежник»».

Беседа по содержанию.

Экспериментирование с цветом и оттенком.

Изображение подснежника из частей.

Оформление выставки и продумывание названия выставки.

Чтение стих. «Подснежник»

Обувь

Рисование

«Украшение сапога (ичиги) (татарская роспись)

Задача: Продолжать учить рисовать красками, знакомить с элементами татарской росписи и рисовать их.

Знакомство с татарским орнаментом.

Показ техники рисования отдельных элементов татарского орнамента.

Построение определенных композиций узора при украшении сапога.

Лепка «По замыслу» С.Комарова, с.128)

Задачи: Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательности создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Предложение детям подумать, что бы каждый хотел слепить. Придумывание интересного содержания  работы.

Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Направление детей на продумывание выразительности и полной передачи содержания.

Аппликация

«Башмак в луже»

Задача: учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов(сапожки, туфли, башмаки, кроссовки). Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику. Учить точно передавать форму и предавать ей дополнительные черты выразительности. Развивать творческое воображение(9, с.158)Лыкова, с.150

Чтение шуточного стих. Е.Стеквашовой «Как пройти мне мимо лужи?»

Выставление  на фланелеграфе вариативных образцов, демонстрирующих форму обуви.

Показ способа симметричной аппликации, придачи дополнительной выразительности обуви, общипывая по краям.

Выполнение работы.

Оформление экспресс-выставки «Башмаки в луже.

Чтение стих. «Весна» Г.Р.Лагздынь.

Головные уборы

Рисование

«Украшение шапочки» Мордовская роспись.

Задача: Продолжать учить рисовать красками, знакомить с элементами мордовской росписи и рисовать их.

«Укрась платочек ромашками» Комарова с.83

 Задача: Учить составлять узор на квадрате, использовать приемы примакивания, рисования концом кисти. Развивать чувство симметрии.

Знакомство с мордовской вышивкой.

Показ техники рисования отдельных элементов мордовского орнамента.

Построение определенных композиций узора при украшении шапочки.

Предложить украсить «платочки» (квадраты белой бумаги) цветами.

Объяснить способы заполнения квадрата узором.

Определение последовательности выполнения узора.

Познакомить со способом примакивания

Лепка «По замыслу» С.Комарова, с.128)

Задачи: Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательности создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Предложение детям подумать, что бы каждый хотел слепить (какой головной убор)

Придумывание интересного содержания  работы.

Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Направление детей на продумывание выразительности и полной передачи содержания.

Аппликация

 «Шляпа фокусника» Лыкова с.122

Задачи: Учить детей составлять коллективную композицию из аппликативных элементов на основе на основе шляпы. Показать рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества.

Показ фокуса со шляпой.

Знакомство детей со способом вырезывания  из бумаги, сложенной гармошкой или дважды  –четырежды пополам.

Придумывание рисунка, рисование контура и вырезывание по нарисованному контуру.

Перенос ленточной аппликации на общую композицию.

День Победы

Рисование

«Пограничник с собакой» Т.С.Комарова, с.115

Задачи: Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей. Учить хорошо располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками).

«Салют над городом в честь Праздника Победы» Т.С.Комарова, с.132

Задачи: Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Развивать художественное творчество. Закреплять умение смешивать краски.

Уточнение позы пограничника с собакой.

Предложение подумать о содержании рисунка и начать рисовать.

Использование правильных приемов работы простым и цветными карандашами.

Предложение детям нарисовать салют в честь Праздника Победы.

Беседа о том, как взлетают вверх огни салюта.

Показ руками полета огней салюта.

Продумывание композиции и рисование салюта над городом.

Показ возможных способов рисования салюта.

Лепка «По всей России обелиски как души, рвутся из земли» Волчкова, с.81

Задачи: Познакомить детей с мемориальной скульптурой. Воспитывать любовь и уважение к советским воинам, интерес к различным родам войск. Продолжать учить лепить фигуру человека, добиваясь выразительности позы.

Рассказ воспитателя о монументальной скульптуре.

Показ способов лепки.

Объяснение  использования дополнительных предметов для устойчивости вертикальной фигуры.

Чтение стих. Р.Рождественского «Реквием»- «» Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?»

Аппликация

«Наша Армия родная» Т.Г.Казакова, с.123

Задачи: Закреплять у детей умение коллективно выполнять аппликацию, использовать навыки вырезывания круглых и овальных форм.

Д/и «Каких солдат знаешь?».

Распределение на подгруппы для выполнения коллективной работы.

Вырезывание фигурок человека и силуэтов танков, самолетов, корабля по нарисованному предварительно контуру.

Самостоятельное вырезывание флажков, звездочек.

Составление композиции плаката.

Грибы

Рисование

«По замыслу» Т.С.Комарова, с.97.

Задачи: Развивать творчество, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного видели, о чем читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками и простым карандашом. Учить радоваться красивым рисункам, рассказывать, что в них больше всего понравилось. Отмечать разнообразие решений.

Вспомнить, о каких грибах детям читали, какие грибы знают и видели.

Вспомнить ,как собирали грибы и где их находили.

Предложить изобразить увиденное и услышанное в рисунке.

Напоминать, как правильно пользоваться  восковыми мелками и простым карандашом.

Поощрять интересный замысел.

Рассмотреть рисунки и выбрать наиболее выразительные.

Лепка

«Грибы» Т.С.Комарова, с.80

Задачи: Закреплять умение лепить предметы и их части круглой, овальной, дискообразной  формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок, утолщающиеся ножки

Рассматривание муляжей грибов.

Уточнение форм шляпок, ножек.

Сравнение грибов.

Уточнение приемов лепки.

Показ лепки шляпки сыроежки.

Лепка и получение характерной формы грибов.

Рассматривание готовых грибов, подчеркнуть разнообразие решений.

Аппликация

«Грибы» Т.С.Комарова с.81

Задачи: Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой, овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию.

Рассматривание муляжей грибов.

Уточнение форм шляпок, ножек.

Показ приемов вырезывания частей грибов.

Правильное использование приемов работы ножницами и наклеивания.

Создание нескольких изображений и красивое расположение их на листе.

Туалетные принадлежности

Рисование «Украшение полотенца» Мордовская роспись.

Задача: Продолжать учить рисовать красками, знакомить с элементами мордовской росписи и рисовать их.

Знакомство с мордовской вышивкой.

Показ техники рисования отдельных элементов мордовского орнамента.

Построение определенных композиций узора при украшении полотенца.

Лепка «По замыслу» С.Комарова, с.128)

Задачи: Развивать умение задумывать содержание своей лепки, приемы исполнения и последовательности создания изображения. Воспитывать стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.

Предложение детям подумать, что бы каждый хотел слепить. Придумывание интересного содержания  работы.

Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Направление детей на продумывание выразительности и полной передачи содержания.

Аппликация

«Украшение салфетки»

Задачи:  Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Учить вырезать элементы татарского орнамента. Развивать технические умения

Знакомство с татарским орнаментом.

Показ техники рисования отдельных элементов татарского орнамента.

Построение определенных композиций узора при украшении салфетки.

Космос

Рисование

«Летим на ракете», Т.Г Казакова, с.129

Задачи:  Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, умение дорисовывать лица детей- космонавтов, звезды

Небольшая беседа о празднике 12 апреля.

Предложить отправиться в космический полет.

Рисование фломастерами на готовых ракетах в окнах иллюминаторах лиц детей- космонавтов.

Рисование красками на темном небе маленьких звезд.

Имитация проводов космонавтов (машут руками космонавтам, улетающим в космос).

Лепка по замыслу

«Ракета летит к звездам»

Задача: Закреплять умения передавать форму знакомых предметов, их пропорции. Использовать усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы.

Предложение детям подумать, что бы каждый хотел слепить. Придумывание интересного содержания  работы.

Уточнение приемов и последовательности выполнения работы.

Направление детей на продумывание выразительности и полной передачи содержания.

Аппликация

«Летим на ракете» Т.Г Казакова, с.129

Задача:  Воспитывать у детей интерес к космонавтам, развивать воображение, творчество, вырезать ракету из бумаги (наклеить иллюминаторы). Продолжать учить приемам симметричного вырезания с учетом очертаний. Закреплять умения по сюжетно – тематической аппликации. Развивать чувство цвета и композиции. 

Небольшая беседа о празднике 12 апреля.

Предложить отправиться в космический полет.

Предложить построить ракету.

Показ способов вырезывания и наклеивания частей ракеты.

Выполнение работы подгруппами по 3-4 человека.

Рассматривание ракет и составление их вместе - «как много ракет полетят в космос».

Жилище

Рисование

«На селе построены разные дома»  Т.С.Комарова, с.98

Задача: учить детей передавать разнообразие сельских домов, закреплять умение передавать форму частей домов.

Показ иллюстраций с изображением сельских старых и новых домов.

Уточнение формы и конструкции домов, их расположение в пространстве.

Обращение внимания на разную величину и пропорцию домов.

Напоминание приемов рисования цветными мелками.

Использование разных оттенков с помощью разного нажима на карандаш.

Выполнение работы.

Рассматривание готовых работ (в каком доме я хотел бы жить).

Лепка

«Укрась ставни окон» Валдоня, журналы с различными народными росписями.

Задача: Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи, передавая ее колорит,

элементы.

Выбор детьми формы ставней(квадрат, прямоугольник).

Рассматривание образцов различной росписи.

Д/и «Отгадай, какая роспись».

Беседа об особенностях каждого узора.

Самостоятельное украшение ставней.

Аппликация

«Избушка, в которой жили три медведя» Т.Г.Казакова, с.106

Задачи: Развивать у детей творческое  воображение, связывать содержание с образами, уметь вырезать избушку из бумаги путем закругления полоски(бревна), сложить из них избушку.

Предложение сделать избушку, в которой жили три медведя.

Показ разных способов изображения избушки (из полосок).

Выполнение работы на выкройке.

Коллективная  работа за столами.

Выбор более удачной избушки, где бы хотели жить медведи..

Предметы быта.

Рисование

«Смотрим телевизор» Т.Комарова с.113

Задача: Учить детей задумывать содержание рисунка. Развивать воображение, стремление доводить замысел до конца. 

Беседа о детских передачах.

Предложить на экран е телевизора, сделанного на аппликации  нарисовать картинку, которую можно будет показать куклам.

Рассказ об изображенной передаче.

Лепка «Степашка, Филя, Хрюша смотрят детскую передачу»

Задача: Учить детей лепить фигурки различных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Предложить детям вспомнить персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши!».

Предложить слепить этих персонажей.

Лепка по желанию одного из персонажей.

Помощь в уточнении и выделении некоторых деталей образа.

Игра с телевизором.

Выбор наиболее удачной и выразительной работы.

Аппликация

«Делаем телевизор» Казакова, с.113

Задача: Вызвать у детей интерес и желание самостоятельно сделать из бумаги экран телевизора, научить приклеивать полоски для того, чтобы картинка держалась.

Беседа о детских передачах.

Предложить сделать экран телевизора.

Показ способов  выполнения экрана и работы устойчивой.

Просмотр кадров из картинок.

Значение воды и воздуха.

Рисование

«Я рисую море » (Лыкова с.172)

Задача: Вызвать интерес к созданию образа моря различными техниками. Развивать воображение, чувство ритма, композиции.

Чтение эпизода из «Истории про мальчика, который хотел стать художником».

Проведение опыта (увидеть радугу с помощью зеркала).

Экспериментирование с художественными материалами для изображения волн и моря.

Чтение стих. В.Орлова «Я рисую море».

Отдых у моря.

Лепка

«Лодка»

«Ветер по морю гуляет» Лыкова с.176

Задача: Познакомить с новым приемом лепки-растяжкой, поиск способов передачи движения ветра.

Вспомнить сказки  А.С.Пушкина:

 «Сказка о царе Салтане…», «Сказку о мертвой царевне…» и декломирование с воспитателем отрывков.

Показ репродукций с изображением кораблей.

Знакомство с новым приемом лепки - цветовая растяжка и показ выполнения работы. Подсказки, помощь и напоминание по ходу работы.

Тематическая выставка с указанием авторов и названий.

Проведение экскурсии с экскурсоводом – ребенком.

Аппликация

«По морям по волнам» (Лыкова с 174)

Задача: Учить детей создавать из бумаги кораблики. Развивать композиционные умения.

Чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Разбор выражений: «по морю гуляет», «на раздутых парусах».

Эксперимент «Подуй».

Показ нескольких репродукций с изображением кораблей.Показ способов вырезывания.Объяснение изготовления раздутых парусов с наглядным показом.

Выполнение работы детьми.Экспресс выставка

Животные Севера и Юга.

Рисование «Какие животные живут в жарких странах» (Казакова с.135)

 Задача: Учить детей передавать в рисунке характерные особенности животных жарких стран, создавать небольшой сюжет.

Д/и «Назови животных из телепередач».

Д/и «Назови животных жарких стран».

Д/и «Что делает?».

Показ способов рисования животных жарких стран.

Выполнение работы.

Рассказ о том, кого нарисовали.

Лепка

«Топают по острову слоны и носороги» Лыкова с.186

Задача: Продолжать освоение разных техник лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог) на основе общей исходной формы (валик согнутый дугой и надрез). Совершенствовать технику оттягивания, прищипывания.

Показ плаката, иллюстрации или отдельные фото с изображением слона, носорога и бегемота.

Сравнение этих животных: чем похожи?

Описание животных.

Показ обобщенного способа лепки.

Лепка животных по желанию.

Составление композиции «Наш остров».

Аппликация «Обезьянки на пальмах» с.184.

Задачи. Учить составлять сюжетную композицию из разнородных элементов. Продолжать учить соотносить элементы композиции по величине и пропорциям. Активизировать умение варьировать разные художественные материалы, техники и приемы работы.

Прослушивание шума моря.

Рассматривание Основы для коллективной композиции «Обитаемый остров».

Предложить разместить на острове пальмы.

Показ выполнения пальм  разными способами (Из пластилина, картонных трубочек и цветной бумаги).

Изготовление плодов пальм из скатанных комочков бумаги.

Объяснить, как придать пальме устойчивость.

Выбор детьми материала и создание композиции.

Рыбы

Рисование  «Наш аквариум»Т.Г.Казакова, с.119

Задачи. Вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, изображать рыбок, рисовать плавным движением кисти овальную форму, добиваться выразительности образа.

Д/и «Назови рыбок».

Рассматривание работ по аппликации и лепке.

Предложение нарисовать на своем аквариуме плавающих рыб.

Рисование рыб контуром и закрашивание их.

Оформление аквариума водорослями и камнями.

Рассматривание готовых работ и сравнение их с аппликацией и лепкой.

Лепка

«Плавают по морю киты и кашалоты». Лыкова с.180

Задачи. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону, украшать налепами, прорезными рисунками, развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки, вызвать интерес к раскрытию темы

Показ иллюстраций с изображениями морских животных (кит, дельфин, акула)

Показ способов лепки.

Украшение и моделирование образа.

Применение вспомогательных способов и приемов.

Выставка. Помещение фигурок в маленький аквариум.

Аппликация «Наш аквариум» Лыкова с.194

Задачи. Учить детей гармоничные образы рыбок из отдельных элементов. Активизировать способы вырезания кругов и овалов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Обогащать опыт сотрудничества при создании коллективной композиции

Выкладывание на фланелеграфе нескольких рыбок из разных геометрических фигур.

Д/и «Составим рыбку».

Показ и рассматривание вылепленных рыбок.

Вырезание рыбок и помещение их в нарисованный аквариум.

Использование различных приемов оформления.

Продукты питания

Рисование «Придумай узор» (для торта)

Задачи. Развивать у детей чувство цвета, умение самостоятельно составить узор из знакомых элементов дымковской, филимоновской, городецкой росписи (по желанию), а также придумать другое сочетание.

Выбор детьми формы торта (Круг, квадрат, овал или прямоугольник).

Рассматривание образцов различной росписи.

Д/и «Отгадай, какая роспись».

Беседа об особенностях каждого узора.

Самостоятельное украшение торта.

Организация с-р игры (придумать название.)

Лепка «Крямнямчики» Лыкова, с.144

Задачи. Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий для угощения. Активизировать приемы декорирования лепных образов.

Знакомство с тестом.

Чтение сказки – притчи В.Крутова «Крямнямчики».

Показ возможных форм кондитерских изделий.

Лепка и украшение крямнямчиков по–своему или вырезание из формочек.

Выкладывание готовых изделий на противень.

Чтение народной венгерской песенки «Пирог».

Угощение.

Аппликация «Рыбки плавают в аквариуме» Т.Г.Казакова

Задачи. Развивать у детей умение композиционно располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одну за другой, учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы.

Рассматривание рыбок.

Показ на картинке и обведение жестом контур.

Показ приемов вырезывания.

Самостоятельная работа.

Помещение рыбок в аквариум.

Живая неживая природа

Рисование «Превращения камешков» Лыкова с.190

Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).Познакомить сразными приемами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Показ детям нескольких скульптур малых форм.

Беседа с детьми о скульптуре.

Предложить создать необычные скульптуры из камней и камешков.

Выбор детьми камешка, рассматривание и рассказывание  о том, что он напоминает.

Чтение стих. В.Шипуновой «Картинки из лужи».

Рисование на камешке фломастерами.

Составление рассказа о своих «оживших камешках»

Лепка «Чудесные раковины» Лыкова с.192

Задачи. Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять ее для создания выразительных образов, показать способ изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыграть этот образ.

Чтение стих. А.Барто «Раковина»

Рассматривание раковин.

Рассказ восточной легенды.

Объяснение и показ способов лепки разных раковин.

Выполнение работы.

Выставка раковин как музейных экспонатов.

Аппликация» Звездочки танцуют» Лыкова, с.96

Задачи. Учить детей вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной дважды по диагонали. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию для интерьера группы. Формировать композиционные умения.

Чтение стих. В.Татаринова «Дед Мороз».

Показ образцов звездочек и снежинок , вырезанных из фольги и красивой цветной бумаги.

Показ способа вырезывания.

Показ оформления краев.

Выставка вариантов форм для наглядного ориентира.

Выбор детьми фантиков и вырезание звездочек.

Наклеивание готовых работ на «Зимнее окошко».

Рассказ о том, что дети видят в этом импровизированном окне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы в средней группе по ФГТ на 2012-2013 уч.год

Непосредственная образовательная деятельность на сентябрь месяцПонедельникМузыкаХудожественное творчество( Конструирование/аппликация) АппликацияКрасивые флажкиКонструирование«Домики»«Заборчики»«...

Перспективный план работы с родителями по художественно - эстетическому развитию

В процессе работы родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который перерастает в содружество дошкольной организации и семьи, что позволяет родителям реализовать свои спо...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫв образовательной области«Художественно-эстетическое развитие»в младшей подгруппе (дети 3-5лет)НОД: Рисование...