Статья Проектный метод как стимул познавательного развития дошкольника
статья на тему

Бычкова Светлана Васильевна

 В статье говорится об использовании метода проектов в детском саду.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот  основной тезис современного понимания метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bychkova_s._v.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СТИМУЛ              

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                              Бычкова C. В.

                                                                              воспитатель МАДОУ д/с №73,

                                                                             г. Старый Оскол

     В последнее время, всё чаще педагоги ДОУ задают себе вопрос: как сделать обучение  детей содержательным и интересным? Изучив различную литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что в своей работе надо использовать метод проектов. 

     Ряд авторов Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.                    В настоящее время термин проект связан с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, поэтому процесс обучения ребёнка становится не только содержательным, но и более увлекательным.

     Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием. Использование метода проектов  в работе позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление. Позволяет участникам проекта проявлять самостоятельность и инициативу, способствует развитию коммуникативных навыков у детей, умению отстаивать и доказывать свою точку зрения, публично выступать.

Участие в проектной деятельности способствует развитию творчества педагогов и личностному росту воспитанников, обеспечивает качественные результаты труда. Является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей. Заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе  всех сторон совершенно необходимо. Ребенок и взрослый – субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.                                                              На практике, довольно часто, мы сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенное количество родителей, занято повседневными  делами, житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных затрат и усилий. Однако познавательная активность детей в первую очередь зависит от позиции значимых взрослых, их веры в способности каждого ребёнка быть успешным.  Нас радует то, что большинство родителей  принимают участие в воспитательно-образовательном процессе,  в жизни группы и детского сада. Об этом говорят совместные разработанные проекты: «Тюльпаны в подарок любимой маме»,  «Все профессии нужны и для города важны»,  «Правила эти – знайте дети», участие в конкурсе «Я – исследователь» по теме «Гиганты прошлого». Совместно с родителями  участника проекта был изготовлен макет «Уголок древнего мира», собрана коллекция динозавров,  отснят фото и видео материал, напечатан плакат к презентации – лента времени. Родители оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом,  испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

     В связи с этим, необходимо отметить, что в нашей группе созданы условия для исследовательской деятельности.  Предметно-развивающая среда обеспечивает реализацию образовательного процесса. Трансформируемость пространства предполагает изменение среды в зависимости от интересов и возможностей детей. Периодическая сменяемость материала, предметов стимулирует познавательную активность детей. Мы стареемся  включать разные  виды проектов: исследовательские, информационно-практические, творческие. Побуждаем детей находить проблемы, а затем решать их.                                                                                             

     Общество  сегодня предъявляет  новые требования к компетентности педагога. И в первую очередь умение грамотно и творчески  подойти к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формированию их компетентности в различных областях и развитию общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.                                                                                                                                                 В соответствии с  ФГОС и требованиями, которые нам диктует современная жизнь, и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

     Главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. К сожалению, не все  воспитатели умеют мыслить и обучать детей по-новому. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Хочется верить в то, что инновационный и перспективный метод будут использовать многие педагоги в своей работе. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот  основной тезис современного понимания метода проектов.

Список литературы

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

     

Бычкова Светлана Васильевна, воспитатель

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     центр развития ребёнка – детский сад №73 «Мишутка»,

     г. Старый Оскол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему: « Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"

В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....

Выступление на Ресурсном центре для заместителей заведующих ДОУ. Тема: «Использование проектного метода в условиях коммуникативного развития дошкольников»

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»Л. Н. ТолстойСоздание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности ...

Презентация "Проектный метод в стимуляции познавательной активности дошкольников"

В презентации представлен материал, позволяющий получить информацию о проектном методе и этапах работы над проектом...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами наход...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

В данной статье освещен вопрос использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно...

Статья "Проектный метод в современных условиях образования дошкольников"

Использование проектного метода в современных условиях образования....