"Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория почемучек»"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
совместная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с применением ТИКО-конструктора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sovmestnoy_poznavatelno_detyat.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 131 Невского района г.Санкт-Петербург
Методическая разработка
Совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе.
Тема: «Лаборатория почемучек»
Воспитатель: Карпушина Ирина Васильевна
2020г.
Задачи:
Образовательные:
-Углубить представления детей о живой и неживой природе;
-Закрепить и уточнить знания детей о строении растений через игровые действия с картинкой цветка.
- Учить использовать разные исследовательские действия.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательной активность в процессе экспериментирования, уметь сравнивать и делать правильные выводы, суждения «Растение живое, потому что...»
- -Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношении; Выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.
- Совершенствовать связанную речь, расширить кругозор.
-Познакомить детей с лабораторным оборудованием - микроскоп.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Образовательные технологии: игровая, проблемная ситуация, здоровьесберегающая, ТИКО-конструирование.
Оборудование: таблицы, схемы, указатели, карандаши, почва, стаканы, лупа, стаканы с водой, цветы живые, искусственный цветок.
- Мотивационно-побудительный этап: Психогимнастика:
Наши нежные цветки открывают лепестки...
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают тихо засыпают.
- Организационно-поисковый этап:
Решение проблемной ситуации:
стук в двери – приносят посылку. Давайте посмотрим кто нам ее прислал и что же там такое? Кто как думает – что там? (ответы детей).
Воспитатель заглядывает в посылку и достает послание от Профессора ПОЧЕМУЧКИНА.
Здравствуйте дети группы «Почемучки». Я профессор Почемучкин.
Я постоянно наблюдаю за вами и удивляюсь какие вы умные. Я много знаю и могу ответить на любые вопросы, а вы? Предлагаю вам- посмотреть что я вам прислал? И надеюсь вы мне сможете ответить на вопрос? Что общего и в чем различие? Докажите? И что за новый лабораторный инструмент я вам послал? Желаю успехов!
Итак дети давайте посмотрим что же нам прислал Профессор Почемучкин. ( достаем цветы- один настоящий живой, второй – искусственный из ТИКО –конструктора).
Это цветы! Так посмотрите и подумайте в чем сходство и в чем различие? Но сначала нужно вспомнить из каких частей состоит растение. (корень, стебель, листья, цветок).
-Правильно! Игра «Собери разрезную картинку».
Вспомнили. Хорошо.
А теперь возвращаемся к вопросу: Что общего и чем отличаются эти два цветка?
Сходство: цветы, есть стебель, есть цветок,
Различие: одно растение живое, а второе – не живое( искусственное) Почему?
А чтобы правильно и точно ответить на эти вопросы, мы предлагаем вам отправиться в Лабораторию «Почемучек». Но чтобы туда дойти нужно сначала размяться:
Физминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда
Только это не беда
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
Ой, ребята, у меня был такой красивый цветок, но у него все же улетели лепестки, а я хотела вам его показать. Он удивительной красоты был. Но если вы мне поможете его собрать, то все вместе сможем увидеть небывалой красоты цветок и узнаем что ему необходимо, что бы быть таким красивым. А его лепестки разлетелись по всей нашей лаборатории и их нужно будет собрать.
Итак, отправляемся в лабораторию! Готовы? Теперь вы будете называться Учеными -ЛАБОРАНТАМИ (это люди которые работают в лаборатории проводят опыты)
Опыт № 1: «В погоне за светом»
Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.
Оборудование: два растения
Ход опыта: Педагог обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисовывают.
лаборанты! Вот посмотрите мы нашли один лепесток от нашего цветка. Давайте его прикрепим на панно Вот уже есть цветок с одним лепестком, на котором есть обозначение СОЛНЫШКО. (свет) Значит цветку необходимо – Свет!
Опыт № 2: Как дышат растения?
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа
Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;
вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;
встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.
Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Вот вы прекрасные лаборанты! Мы нашли второй лепесток с обозначением «Воздух». Прикрепляем его к нашему цветку.
Опыт № 3: Может ли растение дышать?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Обучающиеся определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
И вот мы третий лепесток нашли – он с обозначением «Дыхание», значит он дышит. Прикрепляем его на панно.
Опыт №4: Запасливые стебли
Цель: выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Оборудование: губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой
Ход опыта: Обучающиеся рассматривают брусочки разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка). В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую — губки, оставляют на пять минут. Рассуждают, куда больше впитается воды (в губку — в ней больше места для воды). Наблюдают за выделением пузырьков. Проверяют бруски и губки в емкости. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку). Приподнимают губку, из нее капает вода. Объясняют, где дольше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1—2 часа).
Нашли четвертый лепесток – с обозначением «Влага» Вода.
Опыт №5 : Итоговый опыт. Фабрика питания (замкнутая система)
Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.
Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Ход опыта: Внутрь прозрачной большой емкости дети помещают черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву поливают. Емкость герметично закрывают крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за растением. Выясняют, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают. (Растение кормит само себя).
Вот и пятый лепесток – с обозначением «Питание» Почва» Посмотрите мы собрали наш красивый, большой цветок.
Итак лаборанты! Закончились опыты и можем ответить на все вопросы.
Вывод: Какой он красивый! Нравится вам? Значит что же нужно растениям чтобы они росли хорошо и быстро? (ответы детей) .Смотрите на наш цветок из каких лепестков состоит?т (воздух, солнце, почва, воды).
Значит давайте выясним что есть живое и неживое? ( живое- питается, дышит, размножается, растет.., а неживое – это что сделано человеком)
Значит мы ответили на вопросы Профессора Почемучкина? Давайте этот красивый цветок отправим ему на память в качестве подарка.
А теперь скажите ребята, вам понравилось сегодня быть лаборантами? что больше всего понравилось? Что увидели новое?
Правильно. Молодцы.
А, если мы посадим наш ТИКО –цветок в землю, он вырастет? Или нет? А давайте посадим его в банку с водой, что бы он дал корни, а потом в горшочек с землей и будем проверять что с ним станет?
Всем спасибо за внимание.
Здравствуйте дети группы «Почемучки».
Пишет вам профессор Почемучкин!!!
Я много ЧИТАЮ, ПУТЕШЕСТВУЮ И МНОГО ЗНАЮ. Поэтому могу ответить на любые вопросы, а вы?
Предлагаю вам- посмотреть что я вам прислал? И надеюсь вы мне сможете ответить на вопрос: «Что это? Что общего и в чем различие? Докажите? И что за новый лабораторный инструмент я вам послал?
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по безопасности тема: «Пожарная безопасность»
Конспект для педагогов старших дошкольных групп.ОО "Познание"...
Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.
Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита...
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема НОД «Бабушкин сундук».
Технологическая карта (конструкт)Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физическому развитию с использованием русских народных иг...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....