Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "Малахитовые бусы" лепка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Занятие познакомит детей с поделочным камнем - малахитом, напомнит детям сказы уральского писателя П.П.Бажова, научит подбирать пластилин по цвету, смешивать его, добиваясь повторения фактуры малахита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): Малахитовые бусы

Возрастная группа: старшая 

Форма НОД: Лепка

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповая

Учебно-методический комплект:  Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –62с., Толстикова О.В., Смирнова З. И.  Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала: система занятий. – Екатеринбург, ИРРО. 2003г. – с.56.

Предварительная работа: Чтение сказов П.П.Бажова, рассматривание иллюстраций в книгах, рассматривание бус разной формы, иллюстрации из книги «Малахит».

Средства:

Наглядные – Кукла: Хозяйка медной горы; портрет П.П.Бажова; шкатулка; украшения из уральских поделочных камней; малахит для обследования детьми.

мультимедийные - иллюстративный материал – поделки из уральских камней.

литературные загадка, выставка книг П.П.Бажова.

музыкальные _____________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Ознакомление детей с поделочным камнем – малахитом.
  2.  Развитие представлений о том, что можно сделать из этого камня.
  3.  Развитие умений детей подбирать пластилин по цвету, правильно смешивать его, чтобы получить тот или иной цвет малахита; вылепить бусы разной формы, используя знакомые приемы лепки.
  4. Напомнить детям произведения П.П.Бажова, главных персонажей сказов.
  5. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; уважительное отношение к труду уральских умельцев.

Даша, Кира – активизировать в речи детей названия цветов и их оттенков.

Матвей – закрепить умение смешивания пластилина, формирования бусин.

Илья, Ульяна – закрепить название узора на камне – полоски, круги, скорлупки.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Обсуждение реального или вымышленного события

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Светлана Анатольевна.

Я живу в городе Асбесте. А в каком городе живете вы? Как называется наш край? (Слайд 1)

- О чудесной хозяйке рассказ поведем, о крае, в котором мы с вами живем. А кто про хозяйку горы написал, нам сказы чудесные он рассказал?  (Портрет П.П.Бажова)

 Слайд 2

- Бажов нам истории те рассказал, шкатулку прекрасную всем показал. А мастер сделал чудо-цветок, из камня высек цветок-огонек. Хозяйка горы показала богатства, руду, малахит, изумруд и топаз. Богата уральская земля самоцветами.

- Смотрит Степушка, глядит,

Девица на камушке сидит.

А сама-то – красота,

У нее длинная да черная коса.

Оглянулся он, и в тот же миг –

Ящерка на камне том сидит.

Назовите-ка, друзья,

О ящерке какой рассказываю я? (Медной Горы Хозяйка) 

- Угадали, о какой Хозяйке идет речь? Слайд 3 (показ куклы)

- воспитатель знакомится с детьми

- инициирует общее обсуждение

 - эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

-использует информационные средства

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- выражают собственные мысли, чувства

- делятся впечатлениями

- выражают свое мнение по вопросу

- рассказывают

- объясняют

Эмоциональное проявление интереса к предстоящей деятельности 

Постановка цели Создание интереса к предстоящей деятельности

Конечно, хозяйка я медной горы, и все богатства тоже мои. Хочу – награжу, а хочу – накажу за жадность, за ложь, за плохие дела. Но не за тем я сегодня пришла.

- У меня беда. С ней пришла к вам я. Было несколько шкатулок, друзья, в них лежали разные украшения у меня. А вот в этой шкатулке лежали бусы малахитовые. А теперь она пуста. Помогите мне, пожалуйста, вернуть бусы в шкатулку.

- Ребята, вы хотите помочь Хозяйке медной горы? А вы знаете, как выглядит малахит?

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- поощряет желание детей помочь

- поощряет детей к высказыванию

- выражают свое мнение по вопросу

- активны в постановке цели

- дети принимают цель

- выражают желание помочь

- заинтересованы предстоящей деятельностью

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

 - А кто знает, что такое малахит? (Дети или молчат, или отвечают: камень, больше ничего не знают). Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины. Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется — так и образуется малахит. Слайд 4

- Дети, сегодня я познакомлю вас с поделочным камнем малахитом. Он всегда зеленого цвета. Но зелень его разнообразна по оттенкам: от светло-нежного, почти белого, до густого, почти черного. Другая особенность камня – разнообразный рисунок – узор на камне. Это могут быть узкие или широкие полоски, круги, скорлупки. Слайд 5 

Малахит, не спутаешь ни с каким другим камнем, он похож на самого себя и цвет у него -  малахитовый. Из малахита можно делать различные ювелирные украшения: броши, серьги, кулоны, бусы.

Слайд 6, 7, 8, 9

- проявляет свое отношение  к факту

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

- поощряет детей к высказыванию

- проявляет уважение к детским высказываниям

- стимулирует любознательность, интерес

- эмоционально включает в действие

- вводит элемент новизны, показывает иллюстрации

- вводит элемент новизны

-проявляют сопереживание

- выражают собственные мысли

- выражают свое мнение по вопросу

- обсуждение идей

- предположения детей по поводу возникших вопросов, проблем

- ищут, находят решение

- в процессе активного обсуждения дети получают новые знания о малахите.

Работа в подгруппах: смешивание пластилина, изготовление бусин, расположение их на крышках

Объяснение нового материала. Обследование образца камня.

- Каков основной цвет? (ответы детей)

- Сейчас мы приступим к созданию малахита.

Возьмем кусочек пластилина светло-зеленого и темно-зеленого цвета, кусочек черного и белого цвета. Смешаем их 4-5 раз и скатаем колбаску.

Затем разрежем на кусочки стекой – это бусинки. Они могут быть разной формы и размера. На срезе виден узор.

Теперь надо собрать бусы. Расположите бусинки на крышке, подбирая их по размеру, форме, цвету.

Поощрять самостоятельность детей, помочь затрудняющимся детям советом, показом иллюстраций, образцов.

- инициирует обсуждение

- вовлекает детей в совместную деятельность

- согласовывает с детьми действия, их последовательность

- вводит элемент новизны

- конструктивно корректирует работу детей

- наблюдает за детьми во время выполнения задания

- выражает искреннее восхищение

- организует, поддерживает советует

- рассказывают, объясняют

- анализируют

- сравнивают

- осуществляют деятельность с пластилином

- определена цель

- спланированы этапы работы

- дети активно включились в деятельность.

Инициирует выход на новую проблему

-   Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные бусы!

В моих владениях много красивых камней.

Слайд 10

- А что бы вы хотели еще узнать?

- Где мы это можем узнать?

- Если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня – посетите музей камня в вашем городе. Слайд 11.

 А еще – почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей каменного царства Хозяйки медной горы. Прощайте, ребята, мне пора!

Вы сегодня молодцы, помогли мне от души.

Подарю вам камни я,

Что хранит уральская земля.

Ну а мне пора, до свиданья, детвора!

(Дарит коллекцию «Уральские камни»).

- побуждает детей оценить собственную деятельность

- выражает искреннее восхищение

- предлагает  детям предметный материал, обеспечивающий продолжение исследования в свободной деятельности

-  собирают бусы на одном столе

- упорядочивают

- обобщают

- проводят посильный анализ с подачи взрослого

- определена цель дальнейшей работы

- спланированы этапы дальнейшей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Подарки для цыплёнка Цыпа"

Познавательно-исследовательская деятельность. Технология развивающего обучения с элементами технологии программы "Сообщество"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Чудесный песок"

Развивающие:•         Расширять  представления о песке, его свойствах, способах деятельности с песком.•         Раз...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Веселое путешествие» первая младшая группа (2-3 лет)

Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиВоспитатель: Авдеенко Алла ВладимировнаДОУ: МБДОУ «Детский сад  № 52» АГОТема:  «Веселое путе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «Невероятные приключения детей в сказочной стране»Возрастная группа:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Разнообразные игровые приёмы, ситуации побуждают детей к познавательной деятельности и используются как средство создания игровых форм занятий...