Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_poznavatelno.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы
«НЕИЗВЕДАННОЕ, ЗАГАДОЧНОЕ РЯДОМ»
Актуальность проекта
Ребенок по природе - исследователь.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследование - естественный процесс для ребенка, он изучает все, что происходит вокруг. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление.
Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опыты чем-то напоминают детские фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния познавательно- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Цель проекта: развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования посредствам экологического воспитания.
Задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
- Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира.
- Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование, умение делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать познавательную активность ребенка, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами.
Сроки реализации проекта: 2 месяца (январь-февраль)
Ожидаемые результаты.
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- Расширение и углубление знаний и представлений ребенка об окружающем мире (воздух, вода, песок и снег).
- Формирование умения детей проводить исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования.
- Формирование умения детей делать выводы на основе практического опыта.
- Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.
- Улучшение речевого развития, основ логического мышления, коммуникативных навыков.
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов. Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования. Выявление знаний детей о предметах неживой природы. Выстраивание система работы по организации исследовательской деятельности детей. Создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Основной этап – исследовательский
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний, умений в разнообразных видах деятельности: беседы, игровые, обучающие и творческие ситуации разного типа, трудовая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, решение проблемных задач и ситуаций, дидактические, интеллектуальные игры.
Заключительный – итоговый.
Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Ожидаемые результаты
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы. Возрастают умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности. Проявляется инициатива и творчество в решении поставленных задач. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно общаются друг с другом, проявляется взаимопомощь, взаимоуважение, непринужденное поведение.
Литература.
- Аксенова З.Ф. «Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М. Сфера,2008г.
- Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
- Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»,2006г.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска».
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
- Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
- Прохорова Л. И. «Экспериментальная деятельность дошкольников»
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.
Работа с детьми | Работа воспитателя с родителями | ||||
Вид деятельности | Дата | Программные задачи | |||
1. «Что такое снег и лед?» | |||||
1.Беседы «Что мы знаем про снег и лед?», «Снег вокруг нас», «Снежинки» 2.Чтение х/л. Я. Аким «Первый снег», С. Козлов «Зимняя сказка», Русская народная сказка «Снегурочка». 3.Опытно- экспериментальная деятельность. «Куда исчезает снег?», «Тонет/плавает снег и лед», «Разноцветный лед» 4. Игры. Д/и «Назови какой снег», «Разложи снежинки вряд», Дых/гим. «Снежинки и ветер». | 09.01.23 11.01.23 12.01.23 12.01.23 16.01.23 13.01.23 11.01.23 11.01.23 16.01.23 16.01.23 11.01.23 13.01.23 | 1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. 2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Закрепление представлений о свойствах снега и льда. 3. Развивать творческую и познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности. Обратить внимание детей на особенности снега, на строение снежинок в зависимости от погоды. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды 4. Активизация знаний о снеге, развитие памяти, внимания, обогащение словаря. | Консультация для родителей «Как закалять детей в домашних условиях» |
2. «Волшебница вода» | |||
1. Беседы. «Зачем нужна вода?», «Где мы можем встретить воду?», «В какой пище есть вода?» «Чистоплотные дети», «Вымой руки», 2. Чтение х/л. Д. Сучкова «Ручеек», А. Хината «Вода», экологическая сказка «Живая вода». Стих. «Вы слыхали о воде?», Т. Крюкова «Дождик». 3. Опытно- экспериментальная деятельность. «Узнай, какая вода», «Какого цвета станет вода, если в нее добавить краску?», «Куда делась лужица? Пар» 4. Игры. «Дождь! Дождь!», «Дождик чаще! Дождик пуще!», «Солнышко и дождик». «Угостим кукол чаем» «Купание куклы» | 17.01.23 16.01.23 16.01.23 18.01.23 30.01.23 17.01.23 18.01.23 25.01.23 24.01.23 23.01.23 24.01.23 19.01.23 17.01.23 | 1. Углубить и расширить знание детей о воде. Активизировать и обогащать словарь за счет слов: прозрачная, без вкуса, без запаха, льется, растворяет, холодная/горячая. 2. Способствовать развитию речи как средства общения. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержания сюжета текста. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воды. 3. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, возможность окрашивания. Дать представление о том. Что воду можно собрать различными предметами. Воспитывать бережное отношение к воде. 4. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Способствовать обогащению игрового опыта детей, посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Обобщить полученные знания в процессе игры | Методический материал: «Экспериментальная деятельность с водой в развитии познавательных интересов дошкольника».
|
3. «Воздух - невидимка» | |||
1. Беседы. «Откуда берется воздух», «Почему дует ветер?», «Как летит воздушный шарик?», «Какой воздух в нашем городе?» 2. Чтение х/л. «Д. Понамарева «Воздух», В.Скорнякова «Воздушный шар», Носов Н. «Незнайка на воздушном шарике», С. Маршак «Мыльные пузыри», сказка «Пузырь» 3. Опытно- экспериментальная деятельность. «Как поймать воздух», «Воздух в стакане», «Парашют», «Рисование воздухом: веселые осьминожки». 4. Игры. «Самолеты», «Воздушный шарик», «Кораблик плывет по воде», «На какой картинке дует ветер?» | 01.02.23 08.02.23 09.02.23 14.02.23 02.02.23 03.02.23 19.02.23 10.02.23 18.02.23 07.02.23 13.02.23 18.02.23 02.02.23 06.02.23 09.02.23 06.02.23 | 1. Рассказать, как важен воздух для жизни на нашей планете всего живого и человека. Дать представление детям о том, как летит воздушный шарик, какие свойства воздуха использует человек для полета на воздушном шаре. Обсудить экологическую обстановку в нашем городе, влияние состояния воздуха на наше здоровье. 2. Развивать память, умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать развитию речи как средства общения. Обобщать и закреплять полученные знания о свойствах воздуха. 3. Расширять представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пусты пространства, создавать ветер. Дать детям представления о том, что ветер – это движение воздуха. 4. Обобщить, уточнить полученные знания о свойствах воздуха в процессе игры. | Оформление стенда: «О пользе регулярных прогулок на свежем, чистом воздухе». Экскурсия в парк «Дышите легко и свободно!». Предложить родителям отправиться на прогулку в парк; провести дыхательную гимнастику; обсудить ощущения, полученные от прогулки в парке. |
4. «Удивительный песок» | |||
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | |||
1. Беседы. «Из чего состоит песок?», «Легко ли сыпется песок?», «Где используют песок» 2.Чтение х/л. «Кто живет в песке?», К. Балдина «Мы в песочнице играли», Е. Шампова. «Мы на море отдыхали,» 3. Опытно- экспериментальна я деятельность. «Песок», «Отпечатки», «Маленькие художники», «Сыплем- лепим» 4. Игры. «Узнай на ощупь», «На какой картинке дует ветер?» | 20.02.23 24.02.23 20.02.23 24.02.23 23.02.23 26.02.23 21.02.23 27.02.23 28.02.23 22.02.23 22.02.23 | 1. Объяснить детям, откуда появляется песок. Выяснить легко ли сыпется и рассыпается на песчинки сухой песок. Развивать представления детей о том, что сырая глина- мягкая, пластичная, хорошо мнется. Рассказать о том, где и как песок используют. 2. Учить детей внимательно слушать произведения, понимать содержание. Вызвать эмоциональный отклик, формировать интерес к художественному слову. Обобщить и закрепить полученные знания. 3. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой. 4. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображени...
Психологические особенности развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей раннего возраста в условиях ДОУ
Материал по проблеме экспериментирования адресован воспитателям групп раннего возраста...
Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир. Опытно-экспериментальная деятельность» c детьми старшей разновозрастной группы
Тип проекта: познавательный, групповойВид проекта: исследовательская деятельность старших дошкольниковПродолжительность проекта: краткосрочныйСроки реализации: февраль- мартВозраст дете...
Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...