ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Алла Геннадьевна Черноусова

Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде эксперимента. Это позволяет заинтересовать детей и в ненавязчивой форме познакомить с материалом по теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого занятия. ООД.600.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 54 развивающего вида»

Тема ООД: «Как жили люди на Руси»

 

 Подготовительная к школе группа «Академики»

hello_html_84e4ec9.jpg

                                                         

                   Воспитатель ВКК: Черноусова Алла Геннадьевна

                                               

                                               2019 г.

Тема: «Как жили люди на Руси»

Цель:

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить  с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

- закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды,  кухонной утвари;

-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–русскими словами: предки, славяне и др.;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

Виды деятельности:

- интеллектуально-познавательная;

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая;

 -двигательная;

Оборудование:

демонстрационный: русский народный костюм,  клубочек ниток,  видеофильм «Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка;

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт славян”; карточки «Раньше и теперь»;

материал для экспериментирования:  свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие.

Содержание деятельности детей (этапы деятельности):

I. Мотивационно-организационный.

Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т.п.)

- А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко)

- Оно есть?

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. звать):

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

- Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?

- Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками)

- Что они значат?

- Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи?

(вешаю солнышко)

- Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться.

Введение в тему (самоопределение темы)

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук)

- Что у вас получилось, знаете?

- Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?

- А откуда они? (из старины)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор?  Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков  на Руси)

- А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок)

II. Основной этап

- Где жили наши предки? Узнаем из фильма.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали?

 (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)

2. Беседа с детьми.

- Как называется жилище наших предков?

- Что значит «изба»? (отапливаемое помещение)

- Что ещё можете рассказать?

- Какие предметы быта вы увидели?

- А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)

- Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю)

 - И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки.

Замечают клубок ниток.

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

4. Физминутка (на ковре)

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите
, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки: (встают)

А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

- Как молодые люди на Руси наряжались?

- Вот мы и пришли к избе  (обращаю внимание на деревянную  избушку)

- Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)

(выходит девушка в русском народном костюме)

- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)

- По добру ль доехали?

- Гляжу на вас одежка справная.

- Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. 

- Куда сами путь держите?

- Ой, дети, на каком  языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно)

Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.

- Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь  (например, печь- котёл)

- Хозяйка поможет нам.

5. Дидактическая игра «Раньше и теперь».

(предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта)

 (дети  работают с карточками)

- Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д.по очереди)

- Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?

6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)

- Посмотрите на русский народный  костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)

- Чем могли красить ткани? (ответы детей)

Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)

-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).

- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).

-А как я получила коричневую краску?  (предположения детей)

- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской.

(Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)

- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть.

(дети садятся)

III.Итог

- Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили?

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)

(Хозяйка выносит каравай)

- У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.

- Давайте посмотрим, как украшен пирог?

Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!

Приложение 1

hello_html_m513b037.jpg

hello_html_452ef137.jpg

hello_html_m3f4497c0.jpg

hello_html_208bd9d1.jpg

hello_html_m30608a56.jpg

hello_html_4ac17f90.png

hello_html_m1a96dbb8.jpg

hello_html_239cc7ab.png

hello_html_5a32f2df.jpg

hello_html_m12d3f1d2.jpg

hello_html_m581f530d.png

сундук

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"

Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, что...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Как жили люди на Руси"

Цель:  создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его ха...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Как жили люди на Руси»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе« Как жили люди на Руси»...