Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Севостьянова Ирина Анатольевна

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_lyudi_na_rusi.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи.

• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

• Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

• Воспитывать интерес к истории России.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Давайте вместе с вами ответим  на вопрос, что такое Родина?

Дети: Родина – значит родная. Родина это место где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка и дедушка. Родина это наша страна Россия.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Родина на древнерусском языке – это семья.

Приготовьте пальчики, начинается игра.

Пальчиковая игра «Родина».

У меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое –

Это все мое,  родное.

Всех люблю на свете  я –

Это – Родина моя!

(Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту нашей Родины. Какая она?

Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть моря, реки, озера, горы и леса.

Воспитатель: Но не всегда наша Родина   была такой.

В. А как называлась наша страна раньше?

Дети: Русь.

(Слайд 2)

 В. Была наша страна  вначале маленькая, но для наших предков – она была Родиной. А кто такие предки?

Д. Предки это люди которые жили много, много лет тому назад.

В. Правильно, а как называли себя наши предки.

Д. Славяне.

В. Подумайте, на какое слово оно похоже?

Д. «Славяне» похоже на слово слава.

В. А это значит, что славяне – это славный народ. В старину люди очень тщательно выбирали место для  постройки избы. Как вы думаете, где нужно строить избу?

Д. Возле реки, возле леса.

В. Правильно. В лесистых местах, по берегам рек, озер ставили свои дома, хозяйственные постройки наши предки. И пословица есть, какая?

Д. «Возле леса жить – голодному не быть».

В. Почему?

Д. В лесу много грибов, ягод, животных, птиц, лекарственных растений. Из бревен строили избы.

В. Да, русские избы строили из бревен, потому, что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда тепло, а в жару и зной было прохладно и свежо. Строили избу единовременно до 20 человек. «Чем больше рук, тем легче труд». И строили избу только с помощью топора. За один светлый день плотники могли построить избу. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили  «Делу время, а потехе час». Вот и мы сейчас поиграем в народную игру «Яша».

Русская народная игра «Яша».

 В. Да, ребята, богата русская земля всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Народная мудрость гласит: Защита Отечества – долг тех, кто ест хлеб, пьет воду ее, любуется красотой ее. В давние - давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

(Слайд 3)

Ребята, посмотрите на экран. Кто скажет, как называется эта картина, и кто ее написал?

Д. Картина называется «Богатыри», написал ее Васнецов.

В. А кто такие богатыри?

Д. Силачи, защитники, воины.

В. А какие были богатыри?

Д. Большие, смелые, сильные, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, быстрые, могучие.

В. Что помогало богатырям в борьбе с врагом земли русской.

Д. Сила, храбрость, смелость, любовь к Родине.

В. Мы сейчас покажем какие мы, богатыри.

Динамическая пауза.

В. Назовите имена богатырей, которых вы знаете.

Д. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.

В. Ребята, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине.

Д. Из былин, сказаний, сказок…

В. Что такое былина?

Д. Слово былина произошло от слов было, быль.

(Слайд 4)

В. Правильно, былина – это песня о подвигах богатырей. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословения у отца, матери или у старшего по роду, надевали доспехи, брали оружие. А вот какие доспехи и оружие были у богатырей, вы узнаете, отгадав загадки. А вы будьте внимательны и если правильно отгадаете, то отгадка появится на экране.

Презентация «Загадки о доспехах».

Рубашку такую не вяжут, не шьют.

Ее из колечек железных плетут.

Дети: Кольчуга (слайд 5)

Правильно. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом.

Дети: Шлем (слайд 6)

 Правильно. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшали шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал воина-богатыря от ударов.

Оружие это не просто поднять.

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч.

Ну, что, догадались? Конечно же…

Дети: Меч. (слайд7)

 Верно. Меч был главным оружием богатырей и ратников. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.

Чтобы грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…

Дети: Щит (слайд 8)

 Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.

Воспитатель: Какие еще доспехи имелись у богатырей?

Дети: Лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, булава. (слайд 9)

Воспитатель: Молодцы. Теперь вы знаете, какие доспехи были у богатырей.

Ребята, а какие заповеди богатырей вы знаете?

Воспитатель: В Древней Руси родовым деревом считался дуб.

(Слайд 10)

Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть землицы. Этот обычай - брать с собой горсть земли сохранился до сих пор. Дуб - могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь давайте встанем в круг и совершим хороводный обряд – поклонение дубу.

Дети встают в круг и выполняют движения

У нас рос дубок вот такой! (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Корень да его вот так глубок! (наклоняются вниз)

Листья да его вот так широки! (разводят руки в стороны)

Ветки да его вот так высоки! (руки поднимают вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч (покачивают руками)

Дай мне силы, отваги, добра. (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную защитить от врага!

Дуб считался – родовым деревом, а как называется дерево – символ России?

Д. Береза.

В. Правильно. За руки беритесь, мы споем песню «Земелюшка чернозем».

Воспитатель: Закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. Будем с вами беречь память о великом прошлом и делать лучше будущее наше и нашей Родины. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"

Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...