Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhili_lyudi_na_rusi.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи.
• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
• Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Воспитывать интерес к истории России.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Давайте вместе с вами ответим на вопрос, что такое Родина?
Дети: Родина – значит родная. Родина это место где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка и дедушка. Родина это наша страна Россия.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Родина на древнерусском языке – это семья.
Приготовьте пальчики, начинается игра.
Пальчиковая игра «Родина».
У меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Всех люблю на свете я –
Это – Родина моя!
(Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту нашей Родины. Какая она?
Дети: Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть моря, реки, озера, горы и леса.
Воспитатель: Но не всегда наша Родина была такой.
В. А как называлась наша страна раньше?
Дети: Русь.
(Слайд 2)
В. Была наша страна вначале маленькая, но для наших предков – она была Родиной. А кто такие предки?
Д. Предки это люди которые жили много, много лет тому назад.
В. Правильно, а как называли себя наши предки.
Д. Славяне.
В. Подумайте, на какое слово оно похоже?
Д. «Славяне» похоже на слово слава.
В. А это значит, что славяне – это славный народ. В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки избы. Как вы думаете, где нужно строить избу?
Д. Возле реки, возле леса.
В. Правильно. В лесистых местах, по берегам рек, озер ставили свои дома, хозяйственные постройки наши предки. И пословица есть, какая?
Д. «Возле леса жить – голодному не быть».
В. Почему?
Д. В лесу много грибов, ягод, животных, птиц, лекарственных растений. Из бревен строили избы.
В. Да, русские избы строили из бревен, потому, что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда тепло, а в жару и зной было прохладно и свежо. Строили избу единовременно до 20 человек. «Чем больше рук, тем легче труд». И строили избу только с помощью топора. За один светлый день плотники могли построить избу. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили «Делу время, а потехе час». Вот и мы сейчас поиграем в народную игру «Яша».
Русская народная игра «Яша».
В. Да, ребята, богата русская земля всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Народная мудрость гласит: Защита Отечества – долг тех, кто ест хлеб, пьет воду ее, любуется красотой ее. В давние - давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
(Слайд 3)
Ребята, посмотрите на экран. Кто скажет, как называется эта картина, и кто ее написал?
Д. Картина называется «Богатыри», написал ее Васнецов.
В. А кто такие богатыри?
Д. Силачи, защитники, воины.
В. А какие были богатыри?
Д. Большие, смелые, сильные, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, быстрые, могучие.
В. Что помогало богатырям в борьбе с врагом земли русской.
Д. Сила, храбрость, смелость, любовь к Родине.
В. Мы сейчас покажем какие мы, богатыри.
Динамическая пауза.
В. Назовите имена богатырей, которых вы знаете.
Д. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.
В. Ребята, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине.
Д. Из былин, сказаний, сказок…
В. Что такое былина?
Д. Слово былина произошло от слов было, быль.
(Слайд 4)
В. Правильно, былина – это песня о подвигах богатырей. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословения у отца, матери или у старшего по роду, надевали доспехи, брали оружие. А вот какие доспехи и оружие были у богатырей, вы узнаете, отгадав загадки. А вы будьте внимательны и если правильно отгадаете, то отгадка появится на экране.
Презентация «Загадки о доспехах».
Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга (слайд 5)
Правильно. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом,
А впереди клюв навис над лицом.
Дети: Шлем (слайд 6)
Правильно. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшали шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал воина-богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять.
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну, что, догадались? Конечно же…
Дети: Меч. (слайд7)
Верно. Меч был главным оружием богатырей и ратников. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну.
Чтобы грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
Дети: Щит (слайд 8)
Щиты были разные: большие, которые полностью закрывали воина, и маленькие, защищающие только руку богатыря.
Воспитатель: Какие еще доспехи имелись у богатырей?
Дети: Лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, булава. (слайд 9)
Воспитатель: Молодцы. Теперь вы знаете, какие доспехи были у богатырей.
Ребята, а какие заповеди богатырей вы знаете?
Воспитатель: В Древней Руси родовым деревом считался дуб.
(Слайд 10)
Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть землицы. Этот обычай - брать с собой горсть земли сохранился до сих пор. Дуб - могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. А теперь давайте встанем в круг и совершим хороводный обряд – поклонение дубу.
Дети встают в круг и выполняют движения
У нас рос дубок вот такой! (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)
Корень да его вот так глубок! (наклоняются вниз)
Листья да его вот так широки! (разводят руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки! (руки поднимают вверх)
Ах ты, дуб-дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч (покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра. (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защитить от врага!
Дуб считался – родовым деревом, а как называется дерево – символ России?
Д. Береза.
В. Правильно. За руки беритесь, мы споем песню «Земелюшка чернозем».
Воспитатель: Закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое. Будем с вами беречь память о великом прошлом и делать лучше будущее наше и нашей Родины. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"
В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....
Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....
Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...
Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"
Конспект организованной образовательной деятельности...
Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...
Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...