Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Занятие проводится в школьном краеведческом музее "Истоки".В музее имеется уголок старинной избы ,оформленный в соответствии с традициями прошлых лет. Цель данного занятия состоит в том, чтобы продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhili_na_rusi.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Костино-Отдельская СОШ
структурное подразделение Костино-Отдельский детский сад»
Конспект занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада
на тему:
«Как люди жили на Руси»
Подготовила : старший воспитатель Илларионова С.М.
2018год.
Программное содержание:
Цель:. Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.
Предварительная работа: беседа с детьми о быте крестьян, предметах домашней утвари, о значении печки в русской избе. Рисование и лепка предметов домашней утвари. Чтение русских народных сказок «Лиса лапотница» обр. В.Даля, чтение потешек «Кот на печку пошел…», «Сегодня целый день…», чтение русских народных пословиц «хлеба ни куска – стол доска», «хороша каша, да мала чаша», «если щи хороши, другой пищи не ищи». Слушание русских народных песен «Ах, ты береза», «Жили у бабуси», русские народные игры «Узелок», «Ленок», «Тень-тень-потетень».
Оборудование: чугунок, «горница», печь, ухват, кочерга, самовар, горшок, ложка деревянная, материал для рисования.
Ход занятия.
Воспитатель в роли «хозяйки избы» здоровается с детьми: «Здраве буде».
Как вы думаете: почему я с вами поздоровалась такими словами? Да, ребята, так здоровались раньше на Руси. Это означает, будьте здоровы!
Воспитатель: - Раньше русский народ жил на Руси, а сейчас наша страна как называется? (Наша страна называется Россия).
Воспитатель: Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
«Сядем рядком, да поговорим ладком».(приглашает детей присесть на лавку)
Посмотрите, ребята, какая у меня просторная изба и сегодня я хочу показать вам предметы домашней утвари.
—Вот ,например у меня есть вот такая необычная посуда! Кто знает как она называется, может быть, кастрюля? (чугунок)
— Верно, чугунок, попробуйте подержите, какой он? (тяжелый, черный)
— А может кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
-Потому что он сделан из чугуна.
-А что такое чугун? (такое железо)
-Чугунок сделан из чугуна – значит какой он? (чугунный)
А сейчас я загадаю вам загадку:
Рогат,да не бык;хватает,да не сыт,людям пищу дает,а сам в угол идет. (ухват)
-Правильно, а знаете, для чего он нужен был в доме? Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься. А стоял он всегда в уголу возле печки, чтобы он всегда под рукой был.
-А вот скажите мне как называется самый пузатый, блестящий, необычный предмет? (самовар)
-Какое интересное название, самовар – значит сам варю. А что же он варит? (чай)
-Посмотрите, вот от какой(показ) Я – самовар, птица жар! Кран открывается, чай наливается.
-В старину было принято собираться всей семьей за чайком с баранками да сахарком, долго-долго чаевничать, беседовать.
-А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
-Сейчас и самовары стали делать электрическими, чтобы и в квартире можно было попить чай.
-В давние времена не было так же и холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?
-А вот в чем-в горшке (у него широкое горлышко,размером он небольшого до 3 литров)(показ)
-А из чего она сделан? (из глины)
-Значит он какой? (глиняный)
-Правильно, так как горшок глиняный, он плохо нагревался, поэтому молоко не портилось. А еще в таких крынках хранили русский народный напиток – квас, сметану, масло и оно так же долго не портилось.
-А мы сейчас с вами отдохнем да про киселек расскажем.
Бабушка кисель варила
На горнушечке, в черепушке
Для Андрюшечки.
Летел, летел соколок,
Через бабушкин порог,
Крыльями забил,
Киселек пролил,
Вот и нету киселька,
Бабка плачет! Ай-ай-ай!
Не плачь, бабка, не рыдай,
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя.
-Отдохнули? Тогда послушайте еще одну загадку.
Маленький черпачок,
Деревянный колпачок,
3 раза в день берется,
Да опять на место кладется. (ложка)
-Верно, вот она, из чего же сделана? (из дерева)
-Значит она какая? (деревянная)
-А у вас дома есть такие ложки?
-Сейчас в наше время редко у кого есть такие ложки, а вот раньше все ложки были деревянными. (Демонстрация) Вся семья собиралась за столом, хозяйка ставила на середину стола миску с щами или кашей, хозяин нарезал всем по куску хлеба, все помолившись принимались за еду, каждый своей ложкой черпал из общей миски, а чтобы ни капли не пролить под ложку подставляли свой кусок хлеба и так до рта. К хлебу и пище относились бережно.
-А чтобы кушать было веселее, ложки раскрашивали да расписывали разными узорами. Посмотрите внимательно, какой узор на этой ложке? Что видите? (ягоды, листочки)
-На прошлом занятии мы с вами начали раскрашивать ложки, а сегодня я предлагаю закончить работу, ягодки будем рисовать тычками, а листочки – штампиками.
В ходе занятия звучит музыка.
-Молодцы, все постарались и поэтому получились такие замечательные ложки.
Наша встреча подошла к концу ,но мне как хозяйке избы хочется пригласить вас попить чайку с баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"
В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....
Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....
Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...
Конспект занятия "Как жили люди на Руси"
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....
ООД "Как жили люди на Руси". Конспект открытого занятия
Интегрированное образовательное занятие, которое включает различные виды деятельности: дидактические игры, видеофильм, народные игры с приговороми, беседу, продуктивную деятельность детей в виде экспе...
Комплексное занятие в детском саду. Тема « Как жили люди на Руси?».
Комплексное занятие в детском саду....
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Как жили люди на Руси"
Конспект занятия...