Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи. | 747.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Как жили люди на Руси».
Цель:
Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков. Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей. Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.
Задачи:
Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, записи с русской народной музыкой, изображения транспорта, посуды, домом, муз. инструментов, костюмов наших предков.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята как называется наша страна?
Дети. Россия.
Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А называлась наша страна раньше Русь!
Ребята представьте себе ,что получится, если из нашей жизни вдруг исчезнут телевидение, радио, компьютеры, телефоны, самолёты, автомобили. А ведь все эти изобретения были сделаны совсем недавно. Когда наши прабабушки, прадедушки, бабушки , дедушки были маленькие, никаких телевизоров, компьютеров, телефонов не было. Наша жизнь изменилась всего за каких то сто лет. А давайте представим себе, как жили наши предки. Тогда было всё иначе, всё по другому.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель; Дети посмотрите наши ребятки переоделись в русский народные костюмы.
Выходят дети- одетые в русский народный костюм .
Воспитатель; Ребята, а так одевались наши предки, в руках у них плетёные лапти. Тогда не было магазинов где можно было купить себе одежду. Каждый сам себе строил дом, ткал ткани, шил одежду. Самой привычной обувью были лапти.
Все дети рассматривают лапти.
Воспитатель.Наша Родина всегда была богата густыми лесами и широкими лугами, многоводными реками и огромными голубыми озёрами. Все что попадала на стол к древнему русичу, он добывал своими руками. Мужчины охотились, ловили рыбу; женщины и дети собирали грибы, ягоды, мёд.
Воспитатель раздаёт детям набор иллюстраций: (костюмы, избы, посуда, транспорт, музыкальные инструменты).
Дети смотрят иллюстрации, задают вопросы.
Воспитатель. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди?
Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду.
Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы.
Фильм «Ставенки».
Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком.
Русская народная игра «Ручеек».
Показ презентации. «Русская изба»
Текст к слайдам:
1. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
2.Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
3.Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок.
4.На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова.
5. Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. В сундуках хранили вещи.
6. А это-прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки.
7. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали в люльке.
8. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
9. Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я говорю предложение, а вы должны его закончить.
Это куколка Акулька,
У нее кроватка – (люлька)
В печку слазить очень рад,
А зовут его (ухват) .
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка) .
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок).
Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним.
Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска»,
«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».
«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».
Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор».,
Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве.
Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Умей в гости звать умей и угощать».
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас мы послушаем Русскую народную песню «Во поли берёза стояла».
Дети по желанию выходят и танцуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в средней группе "Жили-были овощи"
«Жили-были овощи». Конспект занятия по развитию речиЦель: обогащать знания детей по теме «овощи»Задачи: Закреплять знание овощей фруктов, Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать общу...
конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Жили - были овощи"
Цели:1. Учить понимать идею сказки, передавать её содержание, подражать интонационно героям.2.Учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками, образовывать прилагательные с...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Жили - были овощи"
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Задачи:- закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т.д.- ...
«Жили-были овощи». Конспект занятия по развитию речи
Образовательные задачи:учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками; учить образовывать...
Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...
Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Как жили люди на Руси"
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его ха...