Картотека дидактических игр по формированию количественных представлений в младшей группе (3-4года)
картотека (младшая группа)
Данный файл содержит множество дидактических игр для работы
с детьми младшего дошкольного возраста.
Материал будет полезен для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по формированию количественных представлений
в младшей группе
1.«Угости зайчат»
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Оборудование: вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».
2.«Чего больше - чего меньше»
Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.
3. «Один – много»
Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить
знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на
вопрос полными предложениями.
Оборудование: картинки на одной половине нарисованы много предметов , тарелочки, много других картинок.
Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной
половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету.
Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в
тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где
один?
4. «Бабочки и цветы»
Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Оборудование: Иллюстрация бабочки, вырезанные цветочки
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».
5. «В лес за грибами»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Оборудование: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота)
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .
6.«Жучки на листиках»
Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: вырезанные из бумаги жучки, и листочки разноцветные
Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдет себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
7. «Построим дома»
Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование: 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Ход игры: Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
8.«Много — мало».
Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.
Оборудование и материалы: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.
Ход игры: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!»
9.«Поезд»
Дидактические задачи: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.
Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
10. Медведь и пчелы
Дидактические задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один
Оборудование: стульчики, маска медведя.
Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? - Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». - Сколько «медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе.
Учить детей классифицировать по цвету и форме. Закрепить умение считать до трех. Закрепить понятия: один - много, большой - маленький, широкий- узкий, длинный- короткий, лево - право, геометрические ф...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...
Рекомендации к содержанию предметно – развивающей среды по формированию сенсорных представлений в младшей группе ДОУ компенсирующего вида
Данная консультанция будет интересна и полезна тем педагогам, в том числе и молодым специалистам, которые хотели бы систематизировать дидактический материал по сенсорному развитию...
НОД по познавательному развитию на формирование экологических представлений в младшей группе «Лесные жители».
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо всё потрогать. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит...
«Возможности использования палочек Кюизенера для формирования количественных представлений в разновозрастной группе ДОУ»
Для детей дошкольного возраста формирование и развитие элементарных математических представлений имеет огромную ценность. Происходит интенсивное умственное развитие ребенка, раскрываются его познавате...
Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
Конспект по формированию математических представлений в младшей группе на тему "Один","Много","Мало"
Тема: «Один, «Много», «Мало»Цель. Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.2. Задачи:Обучающие: закреплять умения раз...