Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
статья

Цупа Елена Степановна

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emots.intellekta_deteyi.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников

через художественно-эстетическую деятельность

В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально- коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.

Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме       представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение       различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

  • самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
  • самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
  • социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в        соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

  1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
  2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности       ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
  3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть        (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает»

Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру,         самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.

«Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое       сердце... Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», – говорили древние философы

Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития       эмоционального интеллекта.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на         эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески        активной личности.

Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к               образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.

Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.

Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.

Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:

  • на литературные произведения (восприятие художественной литературы и фольклора)
  1. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые       слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, – без лукавства и фальши.
  2. Сказка – органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

«Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы       наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его пси- хоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать            состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», – подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М.                Виноградовой., 2017). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.

  • на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)

Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности        ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.

Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития         эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му- зыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

  • в процессе художественно-игровой деятельности

(это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности). Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспита- нию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них.

Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.

Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в                    стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.

Игра – творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Результатом художественно-игровой деятельности являются:

  • игровое изображение – продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
  • изобразительная игра – это сфера применения детского творческого продукта (те- атрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и исто- рий)

Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:

  • сказки, потешки, загадки;
  • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
  • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
  • театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
  • музицирование;
  • художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.

Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

Литература

  1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
  2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
  3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.

Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие....

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)

Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...

Картотеки игр на развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников

Картотеки игр на развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников...