Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
статья
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emots.intellekta_deteyi.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников
через художественно-эстетическую деятельность
В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально- коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.
Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.
Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.
Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
- самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
- Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
- Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает»
Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру, самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.
«Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое сердце... Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», – говорили древние философы
Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития эмоционального интеллекта.
Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.
Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.
Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.
Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:
- на литературные произведения (восприятие художественной литературы и фольклора)
- Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, – без лукавства и фальши.
- Сказка – органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
«Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его пси- хоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.
Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», – подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой., 2017). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.
- на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)
Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.
Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му- зыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.
- в процессе художественно-игровой деятельности
(это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности). Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспита- нию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них.
Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.
Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.
Игра – творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Результатом художественно-игровой деятельности являются:
- игровое изображение – продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
- изобразительная игра – это сфера применения детского творческого продукта (те- атрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и исто- рий)
Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:
- сказки, потешки, загадки;
- игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
- беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
- театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
- музицирование;
- художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.
Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.
Литература
- Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
- Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие....
«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)
Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоц...