Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование метода фасилитированной дискуссии по картине (портрет)
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)
Особое внимание в последние годы уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Метод фасилитированной дискуссии является одним из способов развитию у детей способности понимать и выражать эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
данной темы заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из областей развития выделяет социально-коммуникативную область. Человек с высоким эмоциональным интеллектом лучше социализируется в обществе, он хорошо понимает настроения других, ему комфортнее общаться с близкими. Актуальность
Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на: внимание, память , способность к обучению , умение общаться физическое и умственное здоровье . Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи. Значение
Эмоциональный интеллект- - умение распознавать свои и чужие эмоции - умение управлять ими. 1985г.- Рувен Бар-ОН ввел понятие EQ 1990 г.- Дж. Майер и Питер Саловей .Статья «Эмоциональный интеллект» 1995г.- Даниэль Гоулман , журналист переработал статью Майера , написал книгу, ему досталась слава.
Точные возрастные рамки к данным этапам не установлены, но считается, что к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен пройти их все. - Осознаёт собственные эмоции , а затем распознаёт эмоциональные проявления других людей. - Может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям : веселье, грусть, гнев и др. - Расширяется словарный запас, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами. - Начинает проявлять сочувствие, эмпатию : беспокоится, когда кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам – младшим детям, животным. - Появляется навык контроля над эмоциями: ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства. - Может выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих . - Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением. Этапы становления EQ у детей
Задачи: Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации; Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; Способствовать Формированию адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения ; Научить дошкольников поддерживать сотрудничество; Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Маковский Константин В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА 1881 На картине Константин Маковский изображает своего маленького сына, который собирается завладеть аппетитным яблоком. Сам живописец называл свое произведение "маленький вор". Герой полотна Маковского, в сползающей с плеча белой рубашке стремится стащить из приготовленного натюрморта понравившийся ему плод. Спящий на пестром ковре огромный пес, не обращает никакого внимания на проделки малыша. Действие картины разворачивается в мастерской художника. Проблема воровства, самооценки, умения обращаться с просьбой Сказки «Про гуся» «Волшебное яблоко»
«Предложение мира» Чарльз Хэй-Вуд 1885 год Ссора. Выход из трудной ситуации. Необдуманные действия, гиперактивность. Умение просить прощения и прощать. Сказки «Волшебное яблоко» «Искорка» «Шапка-невидимка»
Фасилитированная дискуссия- это педагогическая технология организации группового взаимодействия для обмена информацией, выявления проблем, поиска и принятия решений. Название происходит от глагола « Facilitate » (от англ.) – помогать, облегчать.
Правила проведения фасилитированной дискуссии Перед обсуждением произведения искусства никакой предварительной информации педагог не дает . Поэтому дети вынуждены «черпать» информацию исключительно из самого произведения и личного житейского опыта. Такой подход позволяет превратить рассматривание картины в ее исследование детьми. Задаются вопросы «открытого типа», на которые каждый участник обсуждения может отозваться по-своему , нет однозначно правильных ответов. Вопросы вводятся последовательно , чтобы дошкольники научились смотреть и видеть, высказываться и слушать других. На первых порах достаточно трех вопросов: Что ты видишь? Что происходит? Что ты увидел здесь такого, что позволяет тебе сделать такой вывод ?
Педагог обязательно делает перефраз , то есть повторяет и перефразирует ответ каждого ребенка. Значение : Принятие ответа Уточнение ответа Анонсирование ответа для других участников дискуссии Развитие дискуссии (объединение ответов, показ различных точек зрения) - Работа над речью участников Итогом дискуссии всегда является совокупность интерпретаций, данных детьми В конце педагог делает обобщение, в котором показывает, какой сюжет удалось «считать детям» и какие смыслы перед ними открылись Особые правила: - предоставлять возможность каждому ребенку быть услышанным н е высказывать собственного мнения н е оценивать ответы детей
Чарльз Бертон Барбер «Наказанные» 1893 год Щенок разделяет наказание своей маленькой хозяйки из-за разбитой вазы. Проблема непослушания, обиды, наказания Сказки «Королева капризов»
Чарльз Хэй-Вуд «Время для чтения» Развитие интереса к познавательной деятельности
Владислав Николаевич Леонович Гиперактивность, неумение ждать Сказка «Про голубую искорку»
Владислав Николаевич Леонович Развитие познавательного интереса
Владислав Николаевич Леонович Жадность Развитие способности делиться Сказки: «Два медвежонка» «Мешок яблок»
Владислав Николаевич Леонович Развитие эмпатии, умения сочувствовать и сопереживать, помогать
Владислав Николаевич Леонович Дружба, удивление, интересные моменты в жизни
Художник Владислав Николаевич Леонович Я нарисую вам счастье Принимайте и дарите радость
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/12/picture-383014-1613156261.jpg)
Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»
Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-655234-1633415026.jpg)
Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800418-1467214428.jpg)
«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»
Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-950204-1507559805.jpg)
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/25/picture-1121090-1551051038.jpg)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
презентация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-795891-1465453609.jpg)
«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271582-1600863086.jpg)
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...