Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.
статья
Внедрение традиций православной культуры в воспитательный процесс младших дошкольников через художественно – эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) средствами «тестопластики».
А. В. Михайлова
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 143» г. Чебоксары mihailowa.anna2011@yandex.ru
«Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого развития детей у старших дошкольников, как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Описывается опыт внедрения разработанной программы развитие творческих способностей детей средствами тестопластики.
Ключевые слова: творческое развитие, самостоятельность замысла, творческая личность.
Художественно-эстетическая деятельность – специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Л. С. Выготский проблему развития детского творчества выделяет, как один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задача по развитию детского творчества ставится при овладении содержанием образовательной области «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и пониманий произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Всё это определяет необходимость развития детского творчества в период дошкольного детства.
При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова), с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Проблема изучения и развития творческих способностей детей через тестопластику поставлена авторами программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и «Маленький художник» Н.А. Горяевой. Методы и приемы предлагаемые этими авторами доступны детям дошкольного возраста.
С целью побуждения воспитанников к продуктивной деятельности в группе необходимо оборудовать уголок творчества. Интерьер группы оформить сюжетными, предметными картинами и поделками из соленого теста. Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
Каждую деятельность включить как сказочную ситуацию. Используя различный литературный материал-стихи, потешки, народные сказки и песенки. В процессе занятия детям предлагаются упражнения на развитие общей и мелкой моторики, пальчиковой гимнастики. Следующим этапом является обсуждение замысла и этапов работы, после чего дети приступают к изготовлению изделий из солёного теста, потом изделия сушат, раскрашивают. А затем презентация готовых изделий, выставка. Занятие заканчивается подвижной игрой.
Дети старшей группы знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Создают образы народной игрушки, осваивают приёмы лепки и росписи. Воспитанники узнают, что орнамент используется для украшения предмета, а так же в виде оберега. Детям нужно предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения. Например, при лепке посуды, формируем умение лепить посуду по мотивам народной культуры. Соприкасаясь с народным творчеством с детьми, воспитываем гордость за свой народ, поддерживаем интерес к его истории и культуры.
Развитие творческих способностей детей, способствует организация самостоятельной изобразительной деятельности с детьми. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет средства изображения, выполняет работу и получает результат.
Для сюжетно-ролевых игр детям дать возможность самостоятельно вылепить хлебобулочные изделия: пряники, тортики, баранки, конфеты из соленого теста.
Соленое тесто является хорошим материалом для изготовления дидактических игр (Д/и «Разноцветный мир»). Процесс получается творческим и увлекательным. Применение различных игровых технологий, обыгрывание поделок, оживление их различными способами способствует не только творческому развитию, но и развитию речи, с поделками можно разговаривать, играть.
Лепка из солёного теста это настолько увлекательный процесс, что им нужно заинтересовать и родителей воспитанников. Для самообразования родителей подобрать литературу, организовать выставку поделок, оформить наглядно-информационное пространство (буклетами, инструкциями, консультациями). Проводить мастер-классы.
Для поддержания интереса к творчеству с детьми можно лепить сувениры, подарки и картины. По календарю праздников например, к новому году вылепить картину с символом нового года. Будет красивым украшением для домашнего интерьера. Сюжетными картинами украсить групповое помещение по временам года.
Работая с детьми по тестопластике, важно проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности. Для поддержания интереса к творчеству детей должен быть положительный настрой от воспитателя, который благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Тестопластика является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
Литература:
- Горяева Н. А. Программа «Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений». М.: Просвещение, 2011. 207 с.
- Горяева Н. А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 5-6 лет.- М.: Просвещение, 2011. 96 с.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.:ИД «Цветной мир»,2011. 144с
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народными и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 168с.
- Щербакова Р.Ф. Тестопластика в детском саду. // Дошкольная педагогика. – 2010.- №8 . С.27-31.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...
"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...
Приобщение детей подготовительной группы к русской народной культуре через художественное -эстетическое развития.
Консультация...
Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.
Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков...
Выступление на тему: "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
Выступление на педагогическом совете...