РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (средняя группа) по теме
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый» характеризуется тем, как ребенок «эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shavalieva_statya__razvitie_emocionalnoy_otzyvchivosti.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В. И. Шавалиева
МБДОУ «Детский сад №66»
(Россия, г. Березники)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Реформирование системы дошкольного образо вания в связи с выходом в свет федеральных го сударственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в тео рии и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является новое требование, обозна ченное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей. Современные цели и задачи дошкольного воспи тания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкально сти, способности эмоционально воспринимать му зыку, приобщение к музыкальному искусству".[5; 12]
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый» характеризуется тем, как ребенок «эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики.[3; 157]
Поэтому в практике воспитания детей дошкольного возраста значительное место отводится развитию эмоциональной отзывчивости именно средствами музыкально-художественной деятельности.
Исходя из этого, мною была определена методическая тема «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через музыкально-художественную деятельность», в концепции которой интеграция трех блоков: работа с детьми, сотрудничество с воспитателями и взаимодействие с родителями. Это позволило мне сформулировать задачи:
-способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
- создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
- подвести родителей к пониманию значимости формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
Учитывая исходный уровень музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости детей на музыку, я постаралась выстроить сам процесс развития эмоциональной отзывчивости средствами музыкально-художественной деятельности на основе программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» (авт. И. М. Каплунова И. А. Новоскольцева) в форме долгосрочного проекта «Музыкальный калейдоскоп настроений».
Обращая внимание на эмоциональный отклик и восприимчивость детей, внесла в тематическое планирование цикл тематических занятий «Музыка настроения», основу которых составляют музыкальные этюды, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций окружающих, развитие умения адекватно выражать свои эмоции, обучить приемам регуляции и саморегуляции.
Так на тематических занятиях «Сказка рядом с нами» формирую у детей представления о чувствах, легко узнаваемых в жизни и искусстве (радость, печаль, спокойствие, страх, удивление); стимулирую возникновение адекватных переживаний, вызванных общением с разнохарактерными произведениями разных видов искусства; расширяю возможности осознания детьми выраженных в музыке эмоций. Дети без труда определяют моменты изобразительности в музыке и произведениях других видов искусства «здесь как будто Аленушка сидит и грустит», «летит грубая и злая Баба-Яга», «идет важный и грозный Черномор», «ласковая и задумчивая Снегурочка», «сказочная и волшебная Царевна-лебедь». Данная работа позволяет мне обогащать их личностный эмоционально-слуховой опыт, а также словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.[6; 7]
Считаю, что, используя на своих занятиях взаимосвязь музыки с разными видами искусств, я смогу значительно повысить эффективность развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Выявление линий взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства способствует обогащению музыкального опыта детей, побуждает их к эмоционально-осознанному переживанию содержания музыки, развивает творческую активность в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, музыкально-игровой). Л.С. Выгодский говорит, что «ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет...» Предпочтение отдаю беспредметному рисованию, так как оно наиболее доступно детям и не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, а позволяет каждому подстраиваться к музыкальным интонациям.[1;36] Поэтому в своей педагогической деятельности использую упражнения, в ходе которых, развивая эмоциональную отзывчивость на музыку, учу дошкольников выражать в рисунке свои эмоции. Так, предлагая детям прослушать фрагменты музыки Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» с закрытыми глазами, а затем нарисовать с помощью упражнения «Танцующая кисточка» свое впечатление, свои эмоции, тем самым развиваю умение передавать контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
В своей педагогической практике должное внимание уделяю пению, ведь пение это - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Даже отдельное песенное звукоподражание, например мычание коровы, чирикание синичек в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть беззаботным или хмурым, радостным, сердитым и обиженным. Пересмотрев музыкальный репертуар, я знакомлю детей с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными. Текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук с помощью игровых упражнений и заданий.
Посредством музыкально-игровых методик развиваю способность эмоционального отклика музыке. В своей деятельности применяю музыкальные игры, развивающие музыкальный и динамический слух, музыкальную память и чувство ритма; музыкально-игровые композиции. В процессе игры дети выразительно и эмоционально передают игровые образы через определенные действия: групповое и сольное пение, шаг и бег, хороводный шаг, притопы, хлопки, кружения и импровизационно-подражательные движения «кузнецы куют», «комар задорно играет на дудочке», «стрекоза танцует», «Дуня плачет», «косарь весело пляшет». Весь этот музыкально-игровой материал пробуждает в детях эмоциональную отзывчивость, обогащает музыкальные впечатления, наполняют жизнь радостными переживаниями и эмоциями, почувствовать себя участниками происходящего.[2; 43] Подбираю такие музыкальные игры, в которых присутствует и слушание музыки, и пение, и музыкально-ритмические движения, и игра на музыкальных инструментах. Именно поэтому считаю, что музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку. Процесс эмоциональной передачи музыкальных образов в детских играх - импровизациях исследую и анализирую, а все данные беру за основу для мониторинга развития у детей музыкальности.
Свою педагогическую деятельность строю в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, с целью обеспечения эмоционального комфорта, увлекательной и интересной жизни малышам в ДОУ. В рамках реализации проекта была открыта Музыкальная гостиная, где родители, дети и педагоги были активными участниками мероприятий. Интересной и увлекательной совместной формой работы с родителями и детьми были практикумы «Наши эмоции», мастер-класс «Улыбнись друг другу» музыкальный аутотренинг «Азбука настроения», в ходе которых все участники учились передавать свои эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, знакомились со способами снятия негативных настроений, побывав в роли злого волка, Карабаса-Барабаса. [4; 164]
В условиях информатизации образования включаю информационные коммуникационные технологии в общую систему традиционных дидактических средств, как в работе с детьми, так и во взаимодействии с воспитателями и родителями, что позволяет мне наглядно продемонстрировать сложный мир эмоций. Так участникам образовательного процесса были предложены видеоролики «Настроение в музыке», презентации «Наши эмоции», игровые программы «Определи настроение», с помощью которых было показано, что эстетические чувства при восприятии музы ки закрепляются в виде личностных нравст венно-эстетических и внешних эмоцио нальных проявлений. [5; 1]
В умении различать проявления чувствительности и эмоциональной отзывчивости детей, а так же в развитии и воспитании у них высших человеческих эмоций и заключается одна из важнейших воспитательных задач. Успешность и эффективность ее решения зависят, прежде всего, от организации жизни детей в коллективе. Если ребенок научится распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл, это будет серьезным шагом на пути к овладению своими переживаниями, к выработке навыков произвольности действий и психической саморегуляции, подготовка к успешному обучению в школе, развитие коммуникативных качеств, навыками общения со сверстниками и взрослыми. И именно музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Литература
1.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников - М., 1958
2. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста / Н. И. .Льговская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 272 с, ил.
5. Радынова О.П. Журнал "Справочник музыкального руководителя" №0, 2012 год
6. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1997 Ч.1. – 608 с.: нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».
Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ». Как сказал Антон Семёно...
Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук, существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...
Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
этот доклад из опыта работы по теме моего самообразования....
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...
"Игровая деятельность дошкольника-ведущий вид деятельности детей 3-4 лет"
презентайия на тему "Игровая деятельность дошкольника- ведущий вид деятельности детей 3-4 лет"....
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...