Картотеки игр на развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников
картотека (младшая группа)
Картотеки игр на развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста
Цель: познакомить с эмоциями человека, осознанием своих эмоций; умение распознавать эмоциональные реакциии других детей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Рассказывая стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Мишка», дети учатся сопереживать героям, испытывают горе, радость, обиду, желание помочь, пожалеть.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В этом помогают «Ласковые игры»: дети сидят по кругу друг за другом, гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
Игры «В кругу», «Бубен», «Колокольчик» развивают навыки общения, способствуют воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, совершенствуют разные виды эмоций.
Дошкольники любят, играя, выполнять разные роли (ролевые игры). Дети подражают поведению окружающих их взрослых. Во время игры педагог держит всех детей в поле зрения, для того, что бы вовремя помочь, поддержать замысел игры, направить его на решения поставленной задачи. Например, у ребенка не получается запеленать куклу. Он взволнован, раздражен и здесь необходима помощь взрослого.
Педагог ненавязчиво руководит игрой, используя различные методы и приемы. Иногда достаточно одного предложения: «Чей это ребенок плачет?», чтобы вызвать сочувствие к брошенной кукле на ковре.
Маленькие дети больше радуются игре, если она связана с мелодией и стихотворным текстом. Для этого есть много музыкальных игр, которые включают в себя выражение разных видов эмоций. Например «Колокольчик», «Бубен», «Зайка», «Птичка» и другие.
«Рычи лев, рычи. Стучи, поезд, стучи»
Педагог говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. «Это — паровоз, он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт» (Каждый слушает и подстраивается под соседей)
Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
«Найди друга»
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Ролевое проигрывание ситуаций»
Упражнение выполняется в парах, направлено на применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию...
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
«Что изменилось?»
Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, за это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.
«Давайте поздороваемся!»
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия)
«Как я говорю?»
Педагог предлагает произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.). Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
«Угадай!»
- Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.
«Эмоциональные танцы»
Танцы – это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Предложите детям придумать свой "танец радости" или "танец разочарования", "танец интереса" или "танец грусти". В этой игре важно работать с разным настроением, и под каждую эмоцию ребенок двигается по своему усмотрению.
Если играет группа детей, то все по очереди предлагают свое движение, которое повторяют остальные. Так получается самый искренний, импровизированный танец.
«Горячо – холодно»
Прячем сюрприз и предлагаем ребенку его найти. Если ребенок удаляется от цели – наше выражение лица становится грустнее, если приближается к ней – мы проявляем все больше радости. И вот в момент, когда сюрприз найден, все счастливы, поздравляют и обнимают друг друга! При этом эмоция поддерживается всеми участниками игры.
Эта игра учит понимать свои и чужие эмоции, она также формирует навык сопереживания и поддержки друг друга, позволяет почувствовать искреннюю радость за другого человека.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
Игра «Эстафета добра»
1. Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.
2. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне очень нравится твоя улыбка».
- «Ты слепил очень красивую гусеницу».
- «Я рад, что мы с тобой друзья».
3. Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
На что обратить внимание
Приятности не должны повторяться.
Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:
«Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».
Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент.
Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта. Актуальность данной проблемы в современной педагогике....
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...
Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
В картотеке собраны игры, игры-тренинги, занятия арт-терапии по развитию эмоционального интеллекта дошкольников...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....
картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Наше общество и технологии стремительно развиваются. Уже вближайшем будущем необходимо будет изобретать что-то принципиальноновое. Работа в команде тоже всегда в приоритете. Именно поэтому детям ужесе...
Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста...