Занятие по окружающему миру для старшей группы «Волшебный лес»
материал по окружающему миру

Дьяченко Ирина Анатольевна

Занятие по окружающему миру для старшей группы

«Волшебный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру для старшей группы

«Волшебный лес»

Цели. Формировать экологическую культуру детей, совершенствовать нравственно-ценностное отношение старших дошкольников к природе.

Задачи. Развитие познавательного интереса, любознательности. Закрепление представлений о лесе и его обитателях. Воспитание любви к природе и стремление сохранить её.

Материалы и оборудование. Круги зеленого и красного цвета; презентация (или картинки) с изображением животных, птиц, деревьев, ягод; пазлы, аудиозапись «Звуки леса»; фишки (грибочки), плетеная корзина; книги о лесе  лесных жителях.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Веселый ветерок принес в детский сад кленовый листок с письмом от Старичка-лесовичка. Он приглашает нас в лес, поучаствовать в увлекательной игре. Закройте глаза. (Звучит мелодия «Звуки леса». На экране появляется изображение лесной поляны.)

Воспитатель. Открываем глаза. Мы с вами оказались в лесу на полянке. Здесь очень красиво и хорошо. Посмотрите! Я нашла корзинку с посланием от Старичка-лесовичка. Интересно, что он нам пишет.

Здравствуйте ребята! Узнали, кто я? Правильно, я хозяин этого леса. Зовут меня Старичок-лесовичок. Я очень рад видеть рад видеть вас у себя в гостях, на этой чудесной полянке. Ребята, лес – наш друг! И он большой живой организм. Для жизни ему необходимо солнце, дарящее тепло и свет, почва и вода, чистый воздух, покой и тишина. Чтобы сохранить лес, нужно знать определенные правила. А вы их знаете? Помните?

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: «Лисята» и «Медвежата». За каждый правильный ответ команды получают фишки-грибочки. Победит команда, которая наберет больше фишек.

Игра  «Наши пернатые друзья»

  • Кого мы называем пернатыми? (Птиц.)
  • Каких птиц вы знаете? (Ответы детей.)
  • Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел.)
  • Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
  • Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел.)
  • Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист.)
  • У какой птицы очень длинная шея и ноги? (У журавля.)
  • Какая птица охотится ночью? (Сова.)

Игра «Грибы и ягоды»

Воспитатель.

Послушайте пословицу: «Возле леса жить - голодному не быть». Чем в лесу можно полакомиться? (Грибами, ягодами.) А теперь каждая команда ответит на вопросы (задаются по очереди).

Вопросы команде «Лисята»

  • Какие съедобные ягоды вы знаете?
  • Какие вы знаете несъедобные грибы?
  • Какие ягоды растут на колючем кустарнике? (Ежевика.)
  • Какую ягоду используют, чтобы вылечиться от простуды? (Малину.)
  • Какая ягода сильно пачкает руки, лицо и язык, когда её ешь? (Черника.)
  • Грибы, которые растут под березой, называются…… (Подберезовики.)
  • Самый красивый ядовитый гриб называется…..(Мухомор.)

Вопросы команде «Медвежата»

  • Какие вы знаете съедобные грибы?
  • Какие вы знаете несъедобные ягоды?
  • Какая ягода растет на болоте и имеет кислый вкус? (Клюква.)
  • Какая ягода получила название от слова «земля»? (Земляника)
  • Грибы рыжего цвета называются ….(Рыжики.)
  • Грибы, которые растут под осиной, называются ….(Подосиновики.)
  • Какой гриб считается королем грибов? (Белый гриб.)

Воспитатель хвалит детей и достает две картинки, на которых написаны правила поведения в лесу.

На картинке с изображением гриба: НЕЛЬЗЯ СБИВАТЬ ГРИБЫ-

ВЫ МОЖЕТЕ ПОВРЕДИТЬ ИХ ГРИБНИЦК.

На картинке с изображением куста:

НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ!

Игра  «Зеленые обитатели леса-деревья»

  • Как называется плод дуба? (Желудь.)
  • На каком дереве растут шишки? (На ели, сосне.)
  • У какого дерева вместо листьев иголки? (У ели, сосны.)
  • Какое дерево остается зеленым зимой? (Ель, сосна.)
  • У какого дерева ствол белый с черными пятнышками? (У березы.)
  • У какого дерева есть сережки? (У березы.)
  • Сбрасывает ли дуб листья на зиму? (Нет.)

Игра «Что с какого дерева?»

Воспитатель. Сегодня утром дул такой сильный ветер, что перемешал все листья и плоды. Вам необходимо подобрать деревьям их листья и плоды. Подходите к столам. Готовы? Начали!

Необходимо собрать цепочку из трех пазлов. На первой карточке изображено дерево, на второй-лист, на третей-плод (ель-иголки-шишка; дуб-лист-желудь).

Каждая команда собирает цепочку. По окончании воспитатель предлагает перевернуть собранные цепочки и читает получившуюся фразу. БЕРЕГИ ЛЕС

Игра «Экологический светофор»

Воспитатель перечисляет, что можно а чего нельзя делать в лесу. Дети поднимают кружки: зеленый-если соглашаются с утверждением; красный-если не соглашаются.

В лесу можно:

  • Ломать ветки (красный кружок)
  • Оставлять после себя мусор (красный кружок)
  • Разорять гнезда и муравейники (красный кружок)
  • Сидеть на траве (зеленый кружок)
  • Собирать полезные ягоды (зеленый кружок)
  • Уничтожать ядовитые грибы (красный кружок)
  • Разжигать костры (красный кружок)
  • Отдыхать на пне (зеленый кружок)

Воспитатель. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в подвижную игру «Совушка». С помощью считалки определяется водящий. Остальные играющие свободно располагаются по группе. Обозначается дупло совы (обруч, стул). В дупле помещается водящий (Совушка). На слова воспитателя «День наступает-все оживает» играющие свободно двигаются по площадке, выполняют различные движения, имитируя полет птичек и повадки мышат. На слова воспитателя «Ночь наступает-все замирает, сова вылетает» играющие останавливаются в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелятся. Совушка медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того она забирает себе в дупло. Игра проводится два-три раза.

К концу игры воспитатель незаметно подкладывает в дупло небольшой свиток в виде бересты. Обращает на него внимание детей и читает правило поведения в лесу.

НЕ РАЗОРЯЙТЕ

 ГНЕЗДА ПТИЦ!

Игра «Лишняя картинка»

Каждой команде предлагается из ряда картинок (по 4 шт.) убрать лишнюю и объяснить свое решение.

  • Волк-лиса-дятел-заяц.
  • Бабочка-медведь-кузнечик-жук.

Воспитатель обращает внимание детей на отложенные картинки. Предлагает перевернуть их, читает правило. Нельзя загрязнять лес, это дом для зверей и птиц!

Игра «Лесные животные»

Воспитатель. Давайте проверим, что вы знаете о лесных жителях.

(Проводится соревнование. Команды по очереди отвечают на вопросы.)

  • Как заяц готовится к зиме? (Меняет окрас.)
  • Где живет белка? (На дереве, в дупле.)
  • У какого дикого животного есть рога и копыта? (У оленя, лося.)
  • Какое лесное животное питается желудями? (Кабан.)
  • Какое животное зимой впадает в спячку, как и медведь? (Еж.)
  • Как зимуют змеи? (Сворачиваются в большой клубок.)
  • Что означает выражение «лиса мышкует»? (Ловит мышей.)
  • Какое животное живет под землей и роет ходы? (Крот.)

В заключении воспитатель просит детей вспомнить те правила поведения в лесу, о которых говорилось на занятии. Определяется команда-победитель: дети складывают заработанные фишки (грибочки) в корзину.

Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. (Звучит мелодия «Звуки леса».) Вот мы и вернулись! Смотрите-из корзинки грибы исчезли и появились книги о лесе и лесных жителях. Это подарок от Старичка-лесовичка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе:"Волшебное путешествие".

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе. Тема "Витамины". Путешествие к Королеве Виталине за волшебным порошком(аскорбиновая кислота)....

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Волшебная рукавичка" (экспериментирование по расширению представлений у детей о магните)

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.Задачи: 1. ...

Занятие по окружающему миру для подготовительной группы "Волшебная вода"

Цель:- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, о состояниях- развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания;- воспитывать любовь к при...

Методическая разработка конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: Волшебная полянка...

10.01.2024 Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности. Тема: «Волшебная вода »

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе с элементами исследовательской деятельности.Тема: «Волшебная вода »...