НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Волшебная рукавичка" (экспериментирование по расширению представлений у детей о магните)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.
Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. («Познание»)
2. Учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом, способствовать позитивному отношению к миру. («Социализация»)
3. Развивать умение поддержать беседу, работать в подгруппах, высказывать и отстаивать свою точку зрения. («Коммуникация»)
4. Эмоционально реагировать на литературные произведения. («Чтение художественной литературы»)
5. Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам, вырабатывать привычку убирать своё место. («Труд»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспериментирование по расширению представлений у детей о магните | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Волшебная рукавичка!»
(экспериментирование по расширению представлений у детей о магните).
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса, развитие логического мышления и наблюдательности формировать умения работать в коллективе, стремление к коллективным действиям.
Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. («Познание»)
2. Учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом, способствовать позитивному отношению к миру. («Социализация»)
3. Развивать умение поддержать беседу, работать в подгруппах, высказывать и отстаивать свою точку зрения. («Коммуникация»)
4. Эмоционально реагировать на литературные произведения. («Чтение художественной литературы»)
5. Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам, вырабатывать привычку убирать своё место. («Труд»)
Методы и приёмы: Практические (эксперименты, выполнение заданий с наглядным материалом);
Наглядные (демонстрация опыта);
Словесные (рассказывание, слушание вопросов, беседа).
Материалы и оборудование: Рукавичка с вшитым магнитом, магниты на каждого ребёнка, тарелочки, стаканчики, бумажные кораблики, «море» из картона, коробочка с металлическими предметами: скрепки, гвоздики, саморезы, болты, гайки и др; и неметаллическими предметами: бумага, крупа, дерево, пуговки. Вода, посылка, конверт, шляпа и накидка, ноутбук, проектор, пуфики.
Предварительная работа: Чтение глав из книги Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитными рыбками, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. (Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки)
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Восп. - К нам сегодня рано утром пришел в группу почтальон и принес посылку. Сейчас мы узнаем, от кого она пришла и кому предназначена, а для этого нужно прочитать адрес. (Воспитатель предлагает детям прочитать адрес).
- Ребенок читает: - Кому: Детский сад “Василёк” детям старшей группы “Кувшинка”. От кого: Магнита Магнитыча
- Восп. - Я думаю всем интересно, что же в этой посылке, и мы ее конечно откроем.
2. Проблемная ситуация. (Воспитатель открывает посылку).
- Восп. - Ой, ребята смотрите, какая красивая рукавичка. Как вы думаете что – же мне делать с ней?
- Ребёнок: - Рукавичку нужно надеть на руку.
- Восп. - Она может быть непростая, а волшебная? Ой, а здесь какая-то коробочка. Давайте, ребята, посмотрим, что в ней лежит.
- Сколько здесь различных предметов. (Открывает и берет предметы рукавичкой со словами…)
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
- Восп. – Ой! Что это? Что происходит с предметами?
- Дети: - Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают.
- Восп. - Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, что лежит в рукавице?
( рассматривание рукавицы, видят магнит).
- В чём же секрет рукавички? (Ответы детей).
- Восп. - Какое свойство есть у магнита?
- Дети: Он притягивает к себе предметы из металла, а из дерева, бумаги, пластмассы не притягивает. Поэтому, эти предметы примагнитились.
- Восп. – А здесь еще есть письмо (читает). Магнит Магнитыч приглашает нас в свою волшебную лабораторию, чтобы больше узнать о свойствах магнита.
А что бы в неё попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова: Покружись, покружись в лаборатории очутись. (Одеваю колпак и накидку)
3.Организация экспериментальной деятельности.
М.М.- Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы посетили мою лабораторию. Сначала напомню некоторые правила. В лаборатории нужно работать в специальной одежде. Предлагаю надеть вот эти колпаки. Во время работы должна быть тишина и порядок на столах. Нельзя шуметь и толкаться, выполнять только те действия, которые необходимы. В лаборатории надо работать дружно. (Дети присаживаются за столы)
- Я вижу, вы раскрыли тайну моей Волшебной рукавички?
- В чем же она заключается? Какие предметы притягивает магнит? (ответы)
– У вас на столах лежат магниты, давайте их рассмотрим. (дети рассматривают магниты)
Какой магнит на ощупь? (твердый, холодный, гладкий и т.д.)
-М.М. - Положите его на руку. Что вы чувствуете, какой магнит по весу? (магнит тяжелый)
ВЫВОД: Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, Магнит твердый, холодный, тяжелый. А кто знает стихи о магните?
- Ребенок: Мы с мамой взяли магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
- М.М.- Ребята, кто знает, откуда появился магнит? (ответы детей)
Я вам сейчас расскажу одну старинную легенду (Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка.)
Легенда о появлении магнита
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Ребята, почему же магнит так назвали?
Физкультминутка
Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (шаги на месте).
Я пою и ты поёшь – раз, два, три. (дирижируем двумя руками).
Мы идем и мы поём – раз, два, три. (шаги на месте).
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (хлопки руками).
- М.М. – Ребята, я вам предлагаю поиграть с магнитом и узнать много интересного о нём? (ответы детей).
Руки вверх, руки вниз,
Ждёт на занятии сюрприз!
Опыт №1. « Всё ли притягивает магнит?»
- М.М. - У вас на тарелочке лежат вперемешку предметы, вам нужно в пустую тарелочку переложить только те предметы, которые магнит притягивает. Как мы сможем это сделать?
- Дети: С помощью магнита.
- М.М. - Что бы переместить металлические предметы в пустую тарелочку, надо провести над ними магнитом.
Приступаем! (дети при помощи магнита перекладывают железные предметы в пустую тарелочку)
Ребята, расскажите, что вы делали и что получилось?
Дети: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
- М.М. - А какие предметы магнит не смог притянуть и почему?
- Дети: Магнит не притянул пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, потому что они сделаны не из железа.
Опыт №2. «Не замочи руки»
- М.М. – Ребята, а сейчас мы проверим, действует ли магнит через другие материалы? Скажите, можно ли достать из воды скрепку, не замочив рук?
- М.М. - Давайте возьмём стакан с водой и опустим в него скрепку. А затем медленно проведем магнитом по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
- М.М. - Расскажите, что получилось?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
- М.М. – Правильно. Магнит через стекло продвинул скрепку вверх не касаясь её. Это явление называется «магнитная сила», которая поднимает скрепку по стенкам стакана.
(Дети хором произносят)
- М.М. - Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
4. Дидактическая игра: “Магнитит – не магнитит”
- М.М. Я вас приглашаю поиграть в игру “Магнитит - не магнитит”. Я буду магнитом. (Ведущий называет поочередно предметы металлические например: болт, гвоздик, скрепка. На слова, обозначающие металлические предметы дети бегут к педагогу. На слова обозначающие предметы из других материалов, например: кубик, карандаш, ленточка дети остаются на месте.
Опыт№ 3. Игра «Гонки на кораблях».
- М.М. - Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы бумажный кораблик начал двигаться?
Дети: Ответ детей.
- М.М. - Давайте положим кораблик на лист картона (море), магнит под картон. Затем двигаем кораблик по нарисованным дорожкам.
- Приступаем к гонкам.
- М.М. - Какой можно сделать вывод? Почему кораблик двигается?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Путешествие в волшебную лабораторию подошло к концу. Но с магнитом и его применением мы будем знакомиться на следующих занятиях.
5. Итог занятия:
- Ребята, с чем вы сегодня познакомились?
- Что такое магнит? Магнит - это природный камень, который
умеет притягивать железо, Магнит твердый, холодный, тяжелый.
- Почему одни предметы магнит притягивает, а другие нет?
- М.М. - Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
- М.М. - Ребята, вы мне очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными. Но вам пора возвращаться в свою группу. А чтобы вы меня не забывали, я хочу подарить вам эти магнитики. А сейчас скажем волшебные слова: «Покружись, покружись в группе нашей очутись».
- Восп. – вот мы снова очутились в нашей группе.
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе «Почтальон Печкин в гостях у детей»
С помощью этого конспекта вы сможете ввести детей в сложный мир профессий, поможете им получить положительные эмоции, и выявите уровень актуального состояния детей. Отвечая на поставленные вами вопрос...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Я на представлении".
Предлагаемый план-конспект способствует расширению представлений детей о творческих профессиях, обогащению словаря по данной теме, воспитанию навыков правильного поведения в местах проведения культурн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей спец. группе для детей с нарушением зрения. ТЕМА: «Вода - волшебница» (опытно – экспериментальная деятельность)
Познакомить детей со свойством воды – текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, испарение....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детей ЗПР «Виды транспорта»
Задачи: Образовательные:- познакомить детей с разным видом транспорта;- познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный...
Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»
на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...