ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
проект
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» | 818.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№ 46 «Незабудка» поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района
ПРОЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ»
В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Д.Дьюц
Пояснительная записка
В настоящее время особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов ребенок, который не познакомится с основами технической деятельности до 7-8 лет в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту. Поэтому мы решили формировать у детей готовность к изучению технических наук средствами конструктора ТИКО.
Инновационность ТИКО:
Для дошкольников – эта первая ступенька для освоения универсальных логических действий роботехники и развития навыков конструирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Такие инженерные конструкторы являются великолепным средством для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, использования элементарных представлений о программировании, для развития технического творчества и формирования научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста, а также вызывают интерес к профессиям технической направленности.
Инновационность заключается в:
- адаптации ТИКО в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста;
- формировании у детей элементарных представлений из области геометрии.
Таким образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование»
Актуальность:
В настоящее время ТИКО-технология (автор технологии «ТИКО-моделирование И.В.Логинова) значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию пяти образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое).
Также в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества, способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
ТИКО – универсальный предметно-дидактический материал для развития и обучения детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Что же такое ТИКО?
ТИКО – или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
«Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Очень, очень разные:
Желтые и красные,
Зеленые и синие-
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться».
С помощью данного конструктора можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур.
С эти конструктором с удовольствием занимаются все дети, он практичен, гигиенически безопасен, разнообразен, имеет сертификат качества.
Мы же расшифровываем эту аббревиатуру так:
Т – творчество
И – интеллект
К – командная работа
О – оригинальность мышления
Существует несколько видов разновидностей ТИКО:
- «МАЛЫШ»
- «ФАНТАЗЕР»
- «ГЕОМЕТРИЯ»
- «АЗБУКА»
- «ШАРЫ»
- «АРХИМЕД»
- «ГРАММАТИКА»
- «АРИФМЕТИКА»
Тема проекта: «Образовательная технология «ТИКО-моделирование» в рамках инновационного проекта ДОУ «Образовательный туризм»».
Цель «ТИКО-технологии»:
- Внедрение конструктора нового поколения для объемного 3D моделирования «ТИКО» в образовательный процесс.
Задачи:
1. Формировать у детей готовность к изучению технических наук средствами «ТИКО-технологий», т.к. освоение 3D моделей является первым шагом на пути к программированию.
2. Создать условия для формирования предпосылок профессиональной ориентации и развития познавательного интереса у дошкольников к инженерно-технической, конструкторской и исследовательской деятельности дошкольников.
3. Ознакомление с историей возникновения инженерной профессии, ее разнообразие, ценности и значимости в жизни нашего региона через игровую, продуктивную, творческую деятельность.
4. Обучение основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техномоделирования, роботехники.
5. Формирование способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
6. Развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов.
7. Воспитание личностных качеств: трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умению сотрудничать другими людьми.
Вид проекта: познавательно-творческий-ориентированный.
Тип проекта: детско-взрослый.
Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)ю
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка», педагоги, родители воспитанников.
Методы обучения:
- информационно-рецептивный - включает в себя приемы рассматривания и показа образца воспитателя.
- репродуктивный - направлен на закрепление знаний и навыков детей до уровня автоматизации.
- эвристический – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии.
- исследовательский – направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества. Воспитанники сами выполняют работу.
- поисковый – самостоятельное решение проблемы.
- метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в котором воспитанники ставят и решают собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Прогнозируемые результаты:
- сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет. Выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- развито умение применить свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
- совершенствованы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Имеются представления:
- о деталях конструктора и способах их соединения;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о связи между формой конструкции и ее функциями;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный
- Приобретение конструкторов нового поколения для объёмного 3D моделирования «ТИКО»: «Шары», «Азбука», «Арифметика», «Фантазер», «Малыш», «Геометрия»
- Создание «ТИКО-центра»
- Приобретение методической литературы по ТИКО-моделированию (И.В.Логинова) :
- папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций для детей 5-7 лет;
- тетрадь по ТИКО-моделированию «Контурные схемы»;
- технологические карты № 1, № 2.
- Познакомиться с программой «Ритм» Л.Е.Захарова «Родничок и ТИКО моделируют».
- Разработать план мероприятий по реализации проекта.
- Самообразование: пройти вебинары по ТИКО-технологиям.
- Познакомить родителей с данным видом конструктора.
2 этап – основной (организация работы по реализации проекта)
состоит из 2-х модулей
1 МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование».
Цель: исследование многоугольников, конструирование и моделирование на плоскости.
2 МОДУЛЬ «Объемное моделирование».
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
- Практическое осуществление экспериментальной деятельности:
- знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их;
- организация работы с конструкторами;
- технологические карты и развертки по ТИКО-моделированию;
- подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента;
- мастер-класс по работе с детьми и родителями;
- выставка «Фотостенд моих построек»;
- просмотр презентаций;
- интеграция «ТИКО-моделирование» с различными образовательными областями;
- разработка методических материалов (практические занятия, мастер-классы, консультации для родителей);
- подготовить материал «Творческие будни группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка» о проекте «Образовательная технология «ТИКО-моделирование»
на сайт ДОУ «Незабудка».
3 этап - заключительный
- Оформление материалов по проекту.
- Итоговое мероприятия: круглый стол «Дошкольник и технические устройства».
- Выставки детских работ из конструкторов «ТИКО», организуемые в группе.
- Презентация опыта работы по реализации проекта.
- Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» по созданию технопарка в группе.
- Информационные стенды: устная и письменная информация для родителей.
- Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров!»
- Праздник «Грамотей по имени ТИКО».
- Конкурс для зрителей и родителей «Задания для умных».
- Конкурс для детей подготовительной группы и старшей группы «Собрать из ТИКО-букв отгадку».
- Участие педагога по распространению опыта в конкурсах, фестивалях.
- На сайт ДОУ «Незабудка» nezabudka-serbor.caduk.ru, раздел «Новости» выставлен материал «Творческие будни группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка» о подготовке и проведении проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование».
План реализации проекта
«Образовательная технология «ТИКО-моделирование».
Выяснив объем знаний детей, их интерес и пожелания мы определили перспективу: составили план «Паутинку»
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ: - Различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей (футбольные мячи и мячи для боулинга – набор «Шары»); - Эстафеты с ТИКО; - Конкурсы с ТИКО. | ЦЕНТР НАУКИ: - итоговое мероприятие Круглый стол «Дошкольники и технические устройства»; - Фотовыставка «Инженерные профессии»; - Творческие проекты «Юные конструкторы»; - День открытых дверей для родителей; - Познавательный мультфильм; - Создание мини-музея «Колмар»; - Беседы-диалоги «Мир построен вокруг нас инженерами» - Презентации «Инженеры на предприятиях нашего города». | ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ: - Сказка «Город Геометрика»; - Графический диктант; - Дидактическая игра «Найди клад»; - Геометрический тренинг: форма, размер; - Дидактическая игра «Помоги Колобку»; - ТИКО-моделирование математическое: игра «Цифровой коврик», игра «Кто в домике живет?» |
ЦЕНТР КНИГИ: - Подготовить книгу-альбом «Грамотей по имени ТИКО»; - Чтение и рассматривание иллюстраций «Азбука инженерных профессий». | ПРОЕКТ «ТИКО-моделирование» | ЦЕНТР «ГРАМОТЕЙКА» - Конкурс «Собрать из ТИО-букв отгадку»; - Тематические недели «Море», «Техника»; - Дидактическая игра «Мы запомним много слов»; - Игры с буквами и словами; - Рабочие карточки по обучению грамоте; - Слуховые диктанты; - Клуб подготовки к школе «ТИКО-знатоки». |
ЦЕНТР «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» - Выставка детских работ «Город ТИКО-мастеров»; - Собрать из ТИКО- деталей: мебель, дом; - Знакомство с роботом «ТИКОша»; - «Конструкторское бюро» обмен опытом семейного конструирования. | ЦЕНТР ИСКУССТВА: - Праздник «Грамотей по имени ТИКО»; - Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров»; - «Красочные узоры и орнаменты»; - Музыкальные инструменты; - Выставка ко Дню Энергетика, к Дню космонавта, Всемирному Дню воды, Дню шахтера. | ЦЕНТР ИГРЫ: - Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» (создание технопарка); - из ТИКО – кукольная мебель, транспорт, продукты и т.д. - Режиссерские игры: «Космодром», «Угощение друзей»; - Модели служебного транспорта; - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин-кафе», «Салон сотовой связи», «Сладости», «Ромашка» |
Продукт проекта:
- Создана современная развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в группе, обеспечивающая развитие у дошкольников инженерно-технической, конструкторской и исследовательской деятельности.
- Организовано эффективное взаимодействие детей и взрослых на основе активного участия родителей в образовательной деятельности по приобщению к техническому творчеству.
- Представлена фотовыставка и выставка творческих работ воспитанников и родителей «Город ТИКО-мастеров» - это итог всей нашей работы.
- Праздник «Грамотей по имени ТИКО».
- Провели акцию «Конструктор и я – лучшие друзья» (создание технопарка).
- Представлена фотовыставка «Инженерные профессии».
Выводы проекта:
Таким образом, ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения представляет собой инновационную разработку, которая включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. Несмотря на игровой процесс, это непосредственно-образовательная деятельность, в которой могут быть задействованы воспитанники дошкольного возраста.
Задумав создание проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование» в рамках инновационного проекта ДОУ «Образовательный туризм», мы старались, чтоб дети и их родители заинтересовались инженерными конструкторами 3D моделирования «ТИКО» для совместной творческой деятельности.
Оснащенность ТИКО-конструкторами позволило нам определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативность работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечивало положительный результат проекта.
Решение поставленных в проекте задач позволило нам в группе №6 «Божья коровка» положить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ-ПРОЕКТ на тему: «Рисуем сказку». в рамках инновационного проекта: «Наше кино. Сделано в России».
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...
Инновационная образовательная технология "ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ".
В 2018-2019 учебном году на Всероссийском форуме "Педагоги России" мы познакомились с автором инновационной образовательной технологии "ТИКО-МОДЕЛИРОВА...
Использование инновационной образовательной технологии ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении
В статье раскрывается опыть работы педагога ДОУ по внедрению технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в дошкольном учреждении....
Мастер-класс. Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».
Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста. Реализация ФГОС ДО тр...
Саморазвитие «Повышение интереса к конструированию через применение образовательной технологии «ТИКО – моделирование с детьми старшего дошкольного возраста»
: Реализация образовательной технологии «ТИКО - моделирование» в детском саду....
Саморазвитие «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»
Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – иг...
Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста
Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ор...