Использование инновационной образовательной технологии ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении
статья (средняя группа)
В статье раскрывается опыть работы педагога ДОУ по внедрению технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационной образовательной технологии
ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении
Современный процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Качество образовательного процесса зависит от того, насколько данный процесс интересен и комфортен для детей. Образовательная деятельность должна вызывать в ребенке интенсивное внутреннее побуждение к познанию, напряженному мыслительному труду.
Успех образовательной деятельности во многом зависит от выбора педагогических методик и технологий, т.е. инструментарий педагогической деятельности. Решение проблемы повышения качества образовательного процесса возможно при условии перехода на образовательные технологии деятельностного типа. Одной из таких инновационных образовательных технологий является технология ТИКО- моделирования (Автор -Логинова Ирина Викторовна).
Мы считаем, что использование данной технологии очень актуальна на сегодняшний день, т.к. наша страна нуждается в социально активных, самостоятельных и творческих людях, способных к саморазвитию, наблюдается низкий статус инженерного образования, очень слабо развиты у детей пространственное, ассоциативное, инженерное мышление.
В чем же новизна ТИКО-технологии?
В процессе конструирования ребенок наглядно видит процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Набор ярких плоскостных фигур разных размеров и разных цветов шарнирно соединяются друг с другом, что позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.
При помощи ТИКО - конструктора дети могут конструировать бесконечное множество фигур (плоскостных и объемных): робота, инопланетянина, космические корабли разной конфигурации и т.д. Могут создать сюжетные постройки.
ТИКО - конструктор способствует максимальному самовыражению дошкольника: ребенок не подражает действиям взрослого, он сам творит, созидает, самостоятельно решает сложные т.е. постепенно переходит к самостоятельному решению конструктивных задач, которые усложняются по мере развития ребенка
В чем же инновационность и педагогическая целесообразность технологии ТИКО - моделирования в свете внедрения ФГОС ДО?
- Дети овладевают всеми мыслительными процессами( сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение). Ведь именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.
- Бурно развиваются все познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление (пространственное, абстрактное и логическое), речь.
- Развиваются творческие способности детей (возможность создавать оригинальные конструкции).
- Развиваются коммуникативные умения (ребенок овладевает способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками),
- Возрастает уровень самостоятельности, учится ставить цели и находить способы их достижения, саморегулирует свои действия), повышается самооценка и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
- Прививается художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений),
- Совершенствуется физическое развитие (координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук.
- Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
- Способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
Технологию ТИКО-моделирования мы берем как вариативную часть образовательной программы. С целью полной, последовательной реализации технологии были закуплены несколько наборов ТИКО-конструктора : ТИКО «Геометрия» (для освоения геометрии, объема тел, пространственных фигур и их развертки, изометрической проекции тел на плоскость); ТИКО «Арифметика» (для обучения детей счёту и составления примеров на арифметические действия), ТИКО «Грамматика» (для обучения грамоте). Нами был разработан долгосрочный педагогический проект " Тикушка - изобретатель".
Знакомство с ТИКО- конструктором мы начали с детьми средней группы (4- 5 года) с блока «Плоскостное моделирование». При организации образовательной деятельности мы использовали наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Сначала мы рассматривали детали конструктора, учились соединять детали конструктора, это совсем непросто.
Затем мы с детьми знакомились с геометрическими фигурами и их свойствами, выполняли различные задания на классификацию деталей по цвету, размеру и форме, создавали различные плоскостные модели. Часто дети самостоятельно придумывали различные фигуры животных, людей, птиц и предметы неживой природы. Фантазии не было предела.
В старшей группе (5-6 лет) конструирование усложнили, использовали элементы среднего размера, применяли более сложные варианты соединения деталей. Также продолжали работу с геометрическими фигурами и их свойствами, исследовали формы и свойства многоугольников, сравнивали, классифицировали, выявляли закономерности, выполняли задания на пространственное ориентирование, выделяли части и целое. Использовали схемы, графические диктанты, цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети выполняли постройку, созидательная деятельность осуществлялась по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
Уже начиная со второй половины года плавно начали создавать объемные фигуры, т.е. перешли к блоку «Объемное моделирование»: исследовали и конструировали сложные многогранники, предметы, имеющие форму призмы, предмете пирамидальной формы.
В подготовительной к школе группе (6–7 лет) работа с конструктором ТИКО еще более усложнили. Для технического творчества предлагались детям разнообразные виды ТИКО, давались задания на замещение геометрических фигур: сконструируйте квадрат из двух прямоугольников, сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов, сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Писали мы с детьми слуховые диктанты, н/р:
1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной. Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. В процессе игры обязательно называем все фигуры, цветовую гамму с целью обогащения словарного запаса детей. Все полученные в результате конструирования предметы оживляем и обыгрываем или используем в театрализованной деятельности.
За время работы с технологией ТИКО-моделирования нам удалось добиться неплохих результатов. Дети научились различать и называть геометрические фигуры и тела; ориентироваться в пространственных понятиях; конструировать плоскостные и объемные геометрические фигуры по полной, контурной схемам, по слуховому диктанту, решать логические задачи на сериацию, аналогию, классификацию, обобщение; конструировать по условию, по собственному замыслу, некоторые довольно успешно конструируют 3D модели; имеют представление о правилах составления узоров и орнаментов; могут конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию; воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях; создавать коллективные сюжетные композиции; взаимодействовать в парах и мини-группах при воплощении конструктивного замысла.
Мы думаем, что использование данной технологии в ДОУ оправданно и целесообразно.
Итак, технология ТИКО-моделирования для дошкольников это первая ступенька не только для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе, но и универсальное средство для общего развития ребенка-дошкольника, т.к. она позволяет реализовать интеграцию образовательных областей в условиях ФГОС ДО, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, закладывать дополнительные предпосылки к учебной деятельности и возможности для успешной социализации ребенка; способствует развитию свободной, мыслящей, созидающей личности, повышает профессиональную компетентность педагогов, использующих прогрессивные методики обучения и развития.
Список литературы
1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО»: пособие для педагогов/М.С. Ишмакова. - М.: ИПЦ "Маска", 2013.
2 .Логинова И.В. «ТИКО-мастера»: Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет / Логинова И.В. и др.- Великий Новгород, 2011.
3. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, ООО НПО «РАНТИС», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная образовательная технология "ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ".
В 2018-2019 учебном году на Всероссийском форуме "Педагоги России" мы познакомились с автором инновационной образовательной технологии "ТИКО-МОДЕЛИРОВА...
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников ...
Мастер-класс. Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».
Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста. Реализация ФГОС ДО тр...
Саморазвитие «Повышение интереса к конструированию через применение образовательной технологии «ТИКО – моделирование с детьми старшего дошкольного возраста»
: Реализация образовательной технологии «ТИКО - моделирование» в детском саду....
Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста
Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ор...
Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....
«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»
laquo;ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результ...