Использование инновационной образовательной технологии ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении
статья (средняя группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

В статье раскрывается опыть работы педагога ДОУ по внедрению технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационной образовательной технологии

ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении

                                             

     Современный процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Качество образовательного процесса зависит от того, насколько данный процесс интересен и комфортен для детей. Образовательная деятельность должна вызывать в ребенке интенсивное   внутреннее побуждение к познанию, напряженному мыслительному труду.

Успех образовательной деятельности  во многом зависит от выбора педагогических методик и технологий, т.е. инструментарий педагогической деятельности. Решение проблемы повышения качества образовательного процесса возможно при условии перехода на образовательные технологии деятельностного типа. Одной  из таких инновационных образовательных технологий является технология ТИКО- моделирования (Автор -Логинова Ирина Викторовна).

   Мы считаем, что использование данной технологии очень  актуальна на сегодняшний день, т.к. наша страна нуждается в социально активных, самостоятельных и творческих людях, способных к саморазвитию, наблюдается низкий статус инженерного образования, очень слабо развиты у детей пространственное, ассоциативное, инженерное мышление.

В чем же новизна ТИКО-технологии?

В процессе конструирования ребенок наглядно видит процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.    

Набор ярких плоскостных фигур разных размеров и разных цветов шарнирно соединяются друг с другом, что позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

При помощи ТИКО - конструктора дети могут конструировать бесконечное множество фигур (плоскостных и объемных): робота, инопланетянина, космические корабли разной конфигурации и т.д. Могут создать сюжетные постройки.

ТИКО - конструктор способствует  максимальному самовыражению дошкольника: ребенок не подражает действиям взрослого, он сам творит, созидает, самостоятельно решает сложные т.е. постепенно переходит к самостоятельному решению конструктивных задач, которые усложняются по мере развития ребенка

В чем же инновационность и педагогическая целесообразность технологии ТИКО - моделирования в свете внедрения ФГОС ДО?

-   Дети овладевают всеми мыслительными процессами( сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение). Ведь именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.

-  Бурно развиваются все познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление (пространственное, абстрактное и логическое), речь.

- Развиваются творческие способности детей (возможность создавать оригинальные конструкции).

- Развиваются коммуникативные умения (ребенок овладевает способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками), 

- Возрастает уровень самостоятельности, учится ставить цели и находить способы их достижения, саморегулирует свои действия), повышается  самооценка и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.

- Прививается художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений), 

- Совершенствуется физическое развитие (координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук.

- Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

- Способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

          Технологию ТИКО-моделирования мы берем как вариативную часть образовательной программы. С целью полной, последовательной реализации технологии были закуплены несколько наборов  ТИКО-конструктора : ТИКО «Геометрия» (для освоения геометрии, объема тел, пространственных фигур и их развертки, изометрической проекции тел на плоскость); ТИКО «Арифметика» (для обучения детей счёту и составления примеров на арифметические действия), ТИКО «Грамматика» (для обучения грамоте). Нами был разработан долгосрочный педагогический проект " Тикушка - изобретатель".

           Знакомство с ТИКО- конструктором мы начали с детьми  средней группы (4- 5 года) с блока «Плоскостное моделирование». При организации образовательной деятельности  мы использовали наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Сначала мы рассматривали детали конструктора, учились соединять  детали конструктора, это  совсем непросто.

          Затем мы с детьми знакомились с геометрическими фигурами и их свойствами, выполняли  различные задания на классификацию деталей по цвету, размеру и форме, создавали различные плоскостные модели. Часто дети самостоятельно придумывали различные фигуры животных, людей, птиц и предметы неживой природы. Фантазии не было предела.

          В старшей группе (5-6 лет) конструирование усложнили, использовали  элементы среднего размера, применяли более сложные варианты соединения деталей. Также  продолжали работу с геометрическими фигурами и их свойствами, исследовали формы и свойства многоугольников, сравнивали, классифицировали, выявляли закономерности, выполняли задания на пространственное ориентирование, выделяли  части и целое. Использовали схемы, графические диктанты, цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети выполняли  постройку, созидательная деятельность осуществлялась по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

        Уже начиная со второй половины года  плавно начали создавать объемные фигуры, т.е. перешли к блоку  «Объемное моделирование»: исследовали и конструировали сложные многогранники, предметы, имеющие форму призмы, предмете пирамидальной формы.

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) работа с конструктором ТИКО еще более усложнили. Для технического творчества предлагались детям  разнообразные виды ТИКО,  давались задания на замещение геометрических фигур: сконструируйте квадрат из двух прямоугольников, сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов, сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

        Писали мы с детьми слуховые диктанты, н/р:

 1.  Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2.  К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3.  Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4.  К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка) 
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной. Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. В  процессе игры обязательно называем все фигуры, цветовую гамму с целью обогащения словарного запаса детей. Все полученные в результате конструирования предметы оживляем и обыгрываем или  используем в театрализованной деятельности.

     За время работы с технологией ТИКО-моделирования нам удалось добиться неплохих результатов. Дети научились различать и называть геометрические фигуры и тела;  ориентироваться в пространственных понятиях; конструировать плоскостные  и объемные геометрические фигуры по полной, контурной схемам, по слуховому диктанту, решать логические задачи на сериацию,  аналогию,  классификацию, обобщение; конструировать по  условию, по собственному замыслу,  некоторые довольно успешно конструируют 3D модели; имеют представление о правилах составления узоров и орнаментов; могут  конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию; воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях; создавать коллективные сюжетные композиции; взаимодействовать в парах и мини-группах при воплощении конструктивного замысла.

        Мы думаем, что использование данной технологии в ДОУ оправданно и целесообразно.

         Итак, технология ТИКО-моделирования для дошкольников это первая ступенька не только для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе, но и универсальное средство для общего развития ребенка-дошкольника, т.к. она  позволяет реализовать интеграцию образовательных областей в условиях ФГОС ДО, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, закладывать дополнительные предпосылки к учебной деятельности и возможности для успешной социализации ребенка; способствует развитию свободной, мыслящей, созидающей личности, повышает профессиональную компетентность педагогов, использующих прогрессивные методики обучения и развития.

Список литературы

1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО»: пособие для педагогов/М.С. Ишмакова. - М.: ИПЦ "Маска", 2013.

2 .Логинова И.В. «ТИКО-мастера»: Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет / Логинова И.В. и др.-  Великий Новгород, 2011.

3. Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, ООО НПО «РАНТИС», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная образовательная технология "ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ".

       В 2018-2019 учебном году на Всероссийском форуме "Педагоги России" мы познакомились с автором инновационной образовательной технологии "ТИКО-МОДЕЛИРОВА...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников ...

Мастер-класс. Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».

Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста. Реализация ФГОС ДО тр...

Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста

Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ор...

Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....

«Использование технологии ТИКО-моделирования в дошкольном учреждении для развития исследовательских навыков детей»

laquo;ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результ...