Мастер-класс. Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».
план-конспект занятия
Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста.
Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать развитие, образование и воспитание детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Анализ современной методической и практической литературы, посвященной «Технологии ТИКО – моделирования», показал, что, данная инновационная технология действительно развивает познавательные способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_tiko.docx | 489.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».
Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста.
Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать развитие, образование и воспитание детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Анализ современной методической и практической литературы, посвященной «Технологии ТИКО – моделирования», показал, что, данная инновационная технология действительно развивает познавательные способности ребенка.
В чем особенность работы с конструктором ТИКО.
Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет.
Практические занятия и занимательные упражнения позволяют нам формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.
Дети успешно овладевают основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Что развивает ТИКО:
Т - творческие умения
И - интеллектуальные умения
К - коммуникативные умения
О - организаторские и оценочные умения
Основные развивающие задачи ТИКО:
- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;
- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику, это залог и предпосылки к успешного обучения письму в начальной школе;
- штриховка схем — обеспечивает развитие зрительно—моторной координации.
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
- Развивать операции логического мышления,
Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой.
ТИКО – технология включает в себя 10 различных наборов.
Каждый набор рассчитан для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. К наборам прилагаются папки по моделированию для создания плоскостных конструкций и технологические карты для создания объемных конструкций.
Практическая часть.
Работа с конструктором включает в себя 2 модуля – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
«Плоскостное моделирование»
Освоение с детьми технических навыков с конструктором ТИКО происходит постепенно от простого к сложному, как и с любым другим конструктором. Сейчас я хочу рассказать о поэтапном внедрении тико-технологии.
Первое что мы делаем – это осматриваем детали конструктора. Вместе с детьми мы выяснили, что в нем есть треугольники, квадраты, прямоугольники. Далее, обратим внимание на то, что они имеют разный цвет, а так же разного размера. Следовательно, мы можем классифицировать: по форме, по цвету, и по размеру.
Далее, когда дети познакомятся с деталями конструктора, мы учимся их соединять. Важно, соединять их под углом. Делаем самые простые задания. Например, дорожку для зайчика (зайчик убегает от волка).
Когда дети хорошо научились соединять детали конструктора, приступаем к работе с полными схемами. В них все делали прорисованы.
Собирать по схеме конструкцию: в 3 уровня:
- педагог сам готовит все детали.
- педагог кладет лишние детали.
- работа с замещением.
Развивают умения: внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме); находить и раскрашивать отдельные детали конструкции; дорисовывать недостающую деталь конструкции, дорисовывать несколько недостающих деталей конструкции, рисовать детали, из которых собрана конструкция, соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединённую тематически.
Сконструируй фигуру (дом) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали. |
Работа с контурными схемами.
Схемы для удобства можно распечатать заламинировать и дети прорисовывают детали фломастером.
Развиваем умения:
- расчерчивать схему на ТИКО-детали.
- собирать по контурной схеме конструкцию:
(Возможны различные варианты сборки конструкции, важно, чтобы была достигнута цель – контуры конструкции должны по форме точно совпадать с контурами схемы; если дети затрудняются в сборке конструкции, педагог в помощь детям на доске частично расчерчивает схему.)
- находить различные варианты сборки одной и той же конструкции;
Сконструируй фигуру по контурной схеме. Расчерти и раскрась схему. Внизу нарисуй ТИКО-детали, из которых собрана конструкция. |
Работа с логическими задачами:
Сконструируй фигуру (кот) и раскрась схему. Внизу раскрась ТИКО-детали, из которых составлена фигура. Дорисуй недостающие ТИКО-детали. | Котёнок любит разноцветное печенье. Раскрась четырехугольное печенье оранжевым карандашом, треугольное печенье - зелёным карандашом, а пятиугольное печенье – синим карандашом.
|
Графические (слуховые) диктанты
Закрепление понятий «слева», «справа», «направо», «налево». Ребенок закрепить умение различать правую и левую руку. Изучить такие понятия, как «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз», «около», «выше», «ниже», «между».
Собака Детали: шестиугольник - 1, треугольник остроугольный - 1, треугольник равносторонний маленький – 2, квадрат маленький - 5. Задание: 1. Соедините три квадрата между собой. Расположите фигуру горизонтально. 2. К первому квадрату сверху прикрепите шестиугольник, а снизу квадрат. |
«Объемное моделирование»
При объемном моделировании для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
От квадрата к кубу. Начинать надо с развертки. Проговорить, какие нужны детали, сколько? Для начала, дети только сгибают, а далее соединяют. Обратить внимание на то, что в неправильную сторону детали не соединяются. Далее дети уже сами по схеме собирают развертки.
В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях:
можно приступить к конструированию на различную тематику. А так же объемное моделирование можно использовать и в проектной деятельности. Здесь можно организовать совместную работу с родителями.
Кроме того можно обыграть любое художественное произведение. Можно построить самих персонажей и использовать их для театрализации, или создать атрибуты для превращения в этих персонажей.
Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия. Набор «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи. Данный набор можно использовать по обучению детей грамоте.
ТИКО – Архимед – позволяет использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур. Познакомить с разными видами углов, с терминами «угол», «вершина», «грань», «ребро», «острый угол», «равные углы». В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Детям можно наглядно показать отличия плоскостных фигур (например, квадрат) от объемных (например, куб).
Заключительная часть:
И на прощание я предлагаю собрать чемодан в дорогу.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Я узнала что…
Я убедилась в том что…
Мне было интересно…
Мне не понравилось…
Для меня было новое…
Все участники мастер – класса получают бланк с незаконченным предложением. Закончив предложение, кладут бланк в «чемодан».
- Благодарю всех за работу!
Список использованной литературы:
1.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
2. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:
Справочное пособие. Шайдурова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития нравственности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- ...
Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образова-тельной технологии «ТИКО – моделирования»
Пояснительная записка: в данном приложении представлен Мастер-класс для родителей «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО &nda...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира»
Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...
Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.
Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....
Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...
Мастер-класс «Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность....