Саморазвитие «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
ПЛАН
по самообразованию
воспитателя Гусейновой Замины Рафиковны
Тема: «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор для Обучения,
представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Новизна: формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий - абстрактный словесно-логический уровень.
Также конструирование с ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования.
Цель для педагога:: Изучение методов и приёмов технологии ТИКО-моделирования.
Цель для детей: формирование представлений о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб») геометрических фигурах, формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях: о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб»)
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным
воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Методы проведения занятий:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Ожидаемый результат: 1 год обучения (4-5 года)
По окончании дети должны знать:
основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
понятия «один» - «много»;
числа от 1 до 5.
сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед;
конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
Перспективное планирование 2020-2021
Педагог.
№ п/п | Раздел плана | Сроки | Форма отчёта |
1. | Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет. | сентябрь-ноябрь | Создание образцы ТИКО фигур плоскостного и объемное моделирование Выступление на педсовете с отчётом. |
2. | Создание художественно – творческого центра. | ||
3. | Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам | ||
4. | Разработка календарно – тематического планирования, конспектов занятия. | ||
5 | Обсуждения вопросов с родителями. | Консультации Мастер -класс | |
6. | Педагогическая диагностика, проводимая в начале и конце каждого года обучения | Октябрь май | Диагностические карты |
Изучение методической литературы.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /
М. С. Ишмакова; Всерос. уч.метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013
ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Коллектив авторов:
Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.
ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42
Воспитанники.
№ | Месяц; номер занятия | Название темы | Цель |
1 | Октябрь Занятие №1 | Занятие «Знакомство с Зайчонком ТИКО» | Цель: Классификация геометрических фигур по цвету. Учить соединять ТИКО-детали. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: Зайчонок ТИКО |
№2 | Занятие №2 | Занятие «Печенье для Зайчонка» | Цель: Классификация геометрических фигур по цвету. Учить соединять ТИКО-детали. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: Печенье для Зайчонка. |
№3 | Занятие №3 | Занятие «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО» | Цель: Классификация геометрических фигур по цвету. Развивать умение классифицировать по цвету. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: Ёжик. |
№4 | Занятие №4 | Занятие «Грибы» | Цель: Классификация геометрических фигур по цвету. Развивать умение классифицировать по цвету. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: грибы. |
№5 | Занятие №5 | Занятие «Зайчонок с Ёжиком соревнуются» | Цель: Классификация геометрических фигур по размеру. Развивать умение классифицировать по размеру. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиватьпонятия «короткий - длинный». ТИКО-поделки: - грибы |
№6 | Занятие №6 | Занятие «Беговые дорожки» | Цель: Классификация геометрических фигур по размеру. Развивать умение классифицировать по размеру. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиватьпонятия «короткий - длинный». ТИКО-поделки: беговые дорожки. |
№7 | Занятие №7 | Занятие «Морковка для Зайчонка ТИКО» | Цель: Классификация геометрических фигур по форме. Развивать умение классифицировать по форме. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». ТИКО-поделки: морковка. |
№8 | Занятие №8 | Занятие «Домик для Зайчонка ТИКО» | Цель: Классификация геометрических фигур по форме. Развивать умение классифицировать по форме. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». ТИКО-поделки: домик. |
№9 | Занятие №9 | Занятие «Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО» | Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваивать понятие «пятиугольник». ТИКО-поделки: лиса |
№10 | Занятие №10 | Занятие «Угощение для Лисы» | Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Закреплять понятие «пятиугольник». ТИКО-поделки: рыба – скалярия. |
№11 | Занятие №11 | Занятие «Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО» | Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать по схеме. Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник». ТИКО-поделки: мышка. |
№12 | Занятие №12 | Занятие «День рождения у Мышки» | Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать по схеме. Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). ТИКО-поделки: цветок. |
№13 | Занятие №13 | Занятие «Птицы – наши друзья!» | Цель: Учить различать многоугольники. Повторить понятие «шестиугоугольник». Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры. Развивать мелкую моторику. ТИКО-поделки: птичка. |
№14 | Январь Занятие №14 | Занятие «День рождения Зайчонка ТИКО» | Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме. Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура). |
№15 | Занятие №15 | Занятие «Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО» | Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме и по образцу. Классификация: дикие и домашние животные. ТИКО-поделки: кот, блюдечко (объёмная фигура). |
№16 | Занятие №16 | Занятие «Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО» | Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. Учить конструировать по схеме и по образцу. Классификация - дикие и домашние животные. ТИКО-поделки: собака, будка (объёмная фигура). |
№17 | Занятие №17 | Занятие «Техника Победы!» | Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с военной техникой. ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмная фигура). |
№18 | Занятие №18 | Занятие «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба» | Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. Учить конструировать по схеме и по образцу. ТИКО-поделки: золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура). |
Мониторинг
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности творческой активности воспитанников
в различных видах деятельности
Высокий уровень Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием
Средний уровень Ребенок выполняет задания с помощью взрослого
Низкий уровень Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологий проектной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста
Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое пове...
Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Познакомить родителей дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...
Инновационный педагогический проект "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ИКТ"
В соответствии с ФГОС ДО мы должны выпустить из ДОО человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, ...
Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»
Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....
Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...
Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...