Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"
консультация

Михеева Валерия Олеговна

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_osnove_triz.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида №6 «Зоренька»)

Мастер-класс на тему: «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря»

Составила:

воспитатель Михеева В.О.

Ступино
2020

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ. Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история: «В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца». Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Ответы педагогов.

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.

Сегодня мы остановимся на использовании игр на основе ТРИЗ технологии для развитии речи дошкольников. Всем нам известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и т.д), связную речь. Предлагаю вам познакомиться с этими играми.

«Объяснялки»

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Изображения яблони и ложки.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. Составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Я начинаю цепочку, а вы продолжайте.

— В саду росла яблонька, на которой …
— Висели вкусные и спелые яблочки.
— Яблочки были спелые и поэтому сами …
— Сами падали на землю.
— Так как яблочки падали, бабушка…
— Бабушка их собирала.
— Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
— Варила вкусное варенье.
— Варенье было вкусное, поэтому…
— Внуки ели его прямо ложками..

 «Яблоко с лучами»

Перед вами лежит лист и карандаш, предлагаю вам нарисовать яблоко и добавлять к нему лучи, произнося фразы со словами, обозначающими действия, связанные со словом яблоко, например: яблоко зреет, висит, пахнет и т.д. А теперь будем добавлять к нему лучи, произнося фразы со словами обозначающие признаки яблока (яблоко крупное, зрелое и т.д.) Побеждает самое лучистое яблоко.

Мы продолжаем, и я вам предлагаю найти «Необычное в обычном». Вам нужно найти необычное применение обычному листу бумаги, а именно попробовать сделать игрушки для детей без клея и ножниц. А затем прорекламировать их. (веер, шляпу, подзорную трубу и т. д.)

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

- «Спасательные ситуации в сказках». Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. 

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей: ‒ снимается чувство скованности, ‒ преодолевается застенчивость, ‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива, ‒ повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования

Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Мастер – класс на тему «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»

Мастер - класс на тему "Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников"...

Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...