Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".
материал (старшая группа) на тему
"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной стране, к её истории. Прошлому и настоящему, ко всему человечеству." Д.С.Лихачёв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_-_opyt_raboty_po_teme.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания
детей старшего возраста».
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к Родной стране, к её истории.
Прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачов.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизма "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с геральдикой происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается связная речь и обогащается словарь.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей мы реализуем в течение трёх лет, начиная со средней группы, по следующим мини-проектам:
«Здравствуй, это Я!»;
«Вместе дружная семья» (семья и детский сад);
«Моя малая Родина» (город, микрорайон) и
«Широка страна моя родная».
Реализуя каждый мини-проект, мы развиваем связную речь и обогащаем словарь дошкольника, так как каждый проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические игры и решение грамматических задач.
Рассмотрим, как развивается речь детей на конкретной теме: «Геральдика». Психологические особенности детей пятого-шестого года жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным гербом и флагом нашей страны.
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Приведём примеры этих задач:
- Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).
- Формировать представление о значении Государственного флага.
- Воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к Родине, гордость за неё.
- Углубить представление детей о России как государстве, в котором они живут (столица, президент).
- Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи.
- Обогащать словарный запас, расширять кругозор.
- Поддерживать познавательный интерес к истории страны.
Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросить, что это, зачем нужен герб, флаг. Для этого не нужно проводить специального занятия. В процессе свободной детской деятельности, на прогулке можно задать вопросы и определить уровень знаний своих воспитанников.
В качестве примерных вопросов для беседы с детьми, предлагаю использовать следующие:
· Что это? (Герб России, флаг России).
· Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный).
· Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту; белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки и моря, красный – огонь).
· Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).
· Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце).
· Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).
· Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).
· Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран).
· Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображении на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Например, знания и впечатления, полученные на занятии, посвященному образу солнца в русском фольклоре, отразились в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок». Проведены мероприятия согласно тематических планов по нравственно-патриотическому воспитанию.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Тема | Содержание занятия по развитию речи | Связь с другими видами деятельности | Сроки выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Моя семья» | Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня») Заучивание стихов о сестренке, братишке. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» | Рисование на тему «Моя семья». Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Сентябрь |
«Мой любимый детский садик» | Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с. Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы. Пение песен и чтение стихов о д/с. | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Труд по уборке листьев на участке детского сада. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» | Октябрь |
«Мой район и город, в котором я живу» | Экскурсия по району и городу на «автобусе» (по фотографиям). Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров. Прослушивание песен о Ейске. | Экскурсия по району и городу. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Изготовление альбома «Природа моего края». Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с). | Ноябрь |
«Я и мое имя» | Для чего человеку имя? (беседа). «Полное и «неполное» имя (игра). Этюд «Назови ласково». | Изготовление именинных карточек. Рисование на тему «Мой лучший друг». Развлечение «Друг в беде не бросит». | Декабрь 1-2 недели |
«Новый год у ворот» | Загадки о зиме. Беседа о встрече Нового года в других странах. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. Составление письма Деду Морозу. | Рисование на тему «Новогоднее представление». Аппликация «Елка». Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). Акция «Покорми птиц». | Декабрь 3-4 недели |
«Наша Родина – Россия» | Рассматривание репродукций с картин о родной природе. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Объяснение значения пословиц о Родине. Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага). | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рисование на тему «Моя Родина». Пение русских народных частушек, песен, колядок. Рождественское развлечение. Народные игры. | Январь |
«Москва – главный город нашей Родины» | Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве-реке». «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям). «Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям). «Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве). | Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины». (вместе с родителями). Конструирование Московского Кремля. Чтение стихов о Москве. Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). | Февраль 1-2 недели |
«Наши защитники» | Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества». Пение песен об армии. | Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Рассказы пап о службе в армии. | Февраль 3-4 недели |
«Очень я люблю маму милую мою» | Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». Пение песен о маме, чтение стихов. | Рисование портрета «Моя мама». Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой». | Март |
«Наши космонавты» | Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видеофильма). Беседа о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. Игра «Космонавты». | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты». Рисование на данную тему. Конструирование космического корабля. | Апрель |
«Этот День Победы» | Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного характера). | Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Высаживание цветов на клумбы д/с. Оформление стенда. | Май |
«Мой край родной – Ейск» | Семейная экскурсия по городу. | Июнь- август |
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
Тема | Содержание занятия по развитию речи | Связь с другими видами деятельности | Сроки выполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Моя семья» | Разгадывание ребуса «7 Я». Работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение» Рисование дома для семьи. | Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью». Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам – члены семьи). | Сентябрь |
«Я люблю свой д/с и район где я живу» | Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду. Рассказы заранее подготовленных детей об исторических местах города и его знаменитых людях ( в честь которых названы улицы). Рассматривание улиц. Пометка на карте города интересных объектов, д/с. | Экскурсия по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад». Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками). Семейный праздник «Моя родословная» | Октябрь 1-2 недели |
«Город Ейск» | Рассказ воспитателя о городе Ейске (месторасположение, особенности, прошлое). О знаменитых людях, в честь которых названы улицы. | Экскурсия по городу. Изготовление панно из природного материала «Герб Ейска». Рисование на тему «Мой город» | Октябрь 3-4 недели |
«Законы, по которым мы живем» | Беседа о Конституции. Чтение отрывка из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства) | Выставка поделок «Руками детей и их родителей». | Ноябрь |
«По карте г. Ейска» | Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте. Беседа о Ейских символах. Рассказ о Ейских обычаях. | Показ вертепа* со сценами рождения Христа. Зимние постройки из снега для малышей. Акция «Поможем птицам зимой» | Декабрь |
«Наша родина – Россия» | Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина». Беседа о березке – символе России. Стихи и песни о березке. Народные игры. | Рисование на тему «Моя Родина». Беседа о народных приметах. Беседа о народных промыслах. | Январь 1-2 недели |
«Живем в России» | Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Работа над понятием «гражданин». Слушание песен о Родине. | Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Составление рассказов о будущем Родины. Семейные национальные праздники. | Январь 3-4 недели |
«Москва – столица нашей Родины» | Рассматривание макета города Москвы. Рассказ об основании Москвы. Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва». Слушание песен о Москве. | Рассказы детей из личного (кто побывал в Москве). Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля». | Февраль 1-2 недели |
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) | Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Беседе о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.) | Просмотр фильмов «Защитники Отечества». Изготовление подарков папам и дедушкам. Спортивные развлечения «Вместе с папой». | Февраль 3-4 недели |
«Моя мама» | Мама самое прекрасное слово на земле (обсуждение). Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»). Рассказы детей о своих мамах. Чтение стихов и пение песен о маме. | Викторина «Что ты знаешь о своих родителях». Оформление семейных уголков. Изготовление подарков для мам. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды. | Март |
«Наши космонавты» | Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах. | Спортивное развлечение «Мы – космонавты». Конструирование космического корабля. | Апрель 1-2 недели |
«Наше государство – Российская Федерация» | Беседа о государстве – «Российская Федерация». Знакомство с различными городами России. Знакомство с флагом, гербом и гимном России. Прослушивание гимна. | Разукрашивание в альбомах Российского флага. Оформление на карте РФ мест, где были дети. | Апрель 3-4 недели |
«Этот День Победы» | Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма. | Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Высаживание цветов на клумбы д/с. Оформление стенда. | Май |
«Ейск раньше и теперь» | Семейная экскурсия по городу с экскурсоводом. | Июнь-Август |
Для обогащения и активизации словарного запаса проводились дидактические игры: «Составь герб детского сада», «Разрезная картинка», «Ошибка художника» (дорисовать недостающую деталь в гербе), «Собери флаг».
Проводя диагностику в подготовительной группе в конце года достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Приведём пример знаний и представлений о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.
Знания | Характеристика | ||
минимальный | базовый | максимальный | |
Знать и называть | Называет флаг, герб и гимн | Называет флаг, герб и гимн | Называет флаг, герб и гимн |
По результатам проведённой диагностики мы увидели, что у детей значительно повысился уровень речевых умений: дети научились давать анализ пословиц. Так о пословице «Труд кормит, а лень портит» Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, его уважают»; «Лень портит человека»; «Кто не хочет трудиться, тот будет жить не честно» и т.д. Могут составлять небольшие рассказы по пословицам. С интересом рассказывают о своей семье, стараясь сказать как можно больше и интереснее, чаще используют в своей речи сложные предложения, стараясь строить их в грамматически правильной форме. На предложение рассказать стих, который знают, рассказывают про герб (мы разучили 3 стихотворения и они их все помнят, хотя другие выученные стихи, начинают говорить после подсказки). Повысился интерес к устному народному творчеству, к былинам и чтению стихов и произведений о Родине, о солдатах, о героях войны.
Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Проведены для родителей, и совместно с родителями.
- Консультации: «Зачем изучать геральдику в детском саду», «Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с семьёй».
- Акции: «Составь родословное древо», «Придумай герб своей семьи».
- Приглашение на тематическое занятие «Герб семьи».
- Совместный досуг с детьми «Знатоки геральдики».
Таким образом: работая по нравственно-патриотическому воспитанию мы решали и речевые задачи: работая над обогащением словарного запаса велись одновременно и работы по совершенствованию звукопроизношения и формированию грамматического строя речи. В речи детей появилось много новых слов, таких как: государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава, патриот, столица, президент, семья, родственники близкие и дальние, родовое поместье, гены, гениалогическое древо и другие. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, мы обогащали его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Процесс знакомства с геральдикой, семьёй, Родным краем во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать изучаемый предмет и явление со всех сторон.
Вывод: Развитие речи в процессе ознакомления с геральдикой, семьёй, Родным краем, происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой и художественной деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
В течение нескольких лет работы над темой ««Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания». Мы изучили и проанализировали литературу:
• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
- «Патриотическое воспитание дошкольников» -2007 год
(Сборник материалов. Часть I), управление образования администрации ЗАТО г. Снежинск, Челябинской области;
- Волкова Жанна Геннадьевна, Методическая разработка (средняя группа) на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности";
- А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду»,
- А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,
- Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»,
- О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»,
- О.В Дыбина «Ознакомление с предметным миром и социальным окружением»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»
развитие речи...
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования
Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....
Опыт воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (методическая разработка)
Методическая разработка...
Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».
Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...
Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»
Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...
Мастер – класс на тему: «Развитие речи детей и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания»
повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста, в процессе нравственно - патриотического воспитания....