Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста
материал по логопедии (старшая группа)

Кулакова Дарья Сергеевна

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной  речи и обогащение словаря

в процессе нравственно-патриотического воспитания

детей старшего возраста.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам?

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Согласно календарно-тематическому планированию группы компенсирующей направленности (ОНР) проводятся занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание. Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. 

По теме «Семья» был запланирован краткосрочный проект «Дерево моей семьи», основная цель которого, расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о семье, родословной, о семейных традициях.

В ходе проекта дети изучают родословную своей семьи, что способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки. На заключительном этапе дети сами рассказывают о семейной принадлежности каждого члена большой семьи.

Лексическая тема недели «Родной край».  Обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы, необходимость бережного отношения к ней. На занятии по формированию связной речи «Приезжайте к нам в Поволжье» дети не только расширяют глагольный словарь (что мы будем делать на берегу?), запоминают названия рек родного края, но и учатся употреблять в речи приставочные глаголы (от берега отплыли, по реке поплыли, реку переплыли, до другого берега доплыли…) А так же пытаются составить рекламные сообщения и письма друзьям о местах отдыха и туризма родного края.

Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу. Для развития связной речи я опять обращаю внимание детей на семью. Составление рассказов «Как мой папа (дедушка) служил в армии».Дети приносят фотографии своих отцов или дедов, отслуживших в Вооруженных силах, на которых запечатлены солдатские будни и интересные моменты службы в армии. Дети с любовью и гордостью рассказывают о своих папах, когда они служили в армии, в каких войсках, какие трудности преодолевали.  Так же можно использовать интеллект-карту «Я бы в армию пошел, пусть меня научат». Воспитанники, составляя рассказ о том, кем бы он хотел стать, учатся образовывать притяжательные прилагательные (матросская бескозырка, матросский воротник, танкистский шлем, офицерская фуражка, солдатская шинель и т.п.

Тема недели «Мой город». Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблицам. В игре «Экскурсоводы» дети закрепляют знания о достопримечательностях родного города, а также учатся составлять рассказы по фотографиям, слайдам или по памяти. Расширяют словарь признаков (мой город красивый, больший, богатый…). Закрепляют умение образовывать приставочные глаголы (подъехали, проехали, переехали, приехали). В подготовительной к школе группе можно провести игру «Если бы я был мэром», где дети учатся строить фразы в будущем времени (я бы построил детский парк, создал.., пригласил…)

Изучая тему «Космос» у детей формируется понятие о том, какой праздник отмечают в нашей стране 12 апреля, и почему он так называется «Всемирный День Космонавтики». В игре «Завтрак космонавта» дети не только закрепляют дифференциацию звуков Л и Р, но и развивают активный словарь. На занятии по формированию связной речи я предлагаю детям составить творческий рассказ «Если бы я был космонавтом». Эта тема расширяет кругозор и монологическую речь дошкольников, воспитывает у ребенка уважение к героям космоса и чувство гордости за Родину и её героев.

Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно в наше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей. Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

На занятии по формированию связной речи я предлагаю детям для пересказа небольшой рассказ Льва Кассиля «Сестра», где дети учатся сопереживать героям произведения и оценивать их поступки. Еще предлагаю воспитанникам рассказать о своих родных – ветеранах войны. Может даже принести фотографии или какие –то личные вещи тех далеких лет. Дети с гордостью рассказывают о своих родных – героях.

Таким образом, на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования

Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Доклад на педсовет по теме «Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи д...