ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал
Актуальность
В современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи.
Отмечено, что у детей с ТНР страдают все структурные компоненты речи: грамматический, лексический строй речи; связная речь, фонематические процессы, звукопроизношение.
Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление. Развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческих способностей и речетворчества у детей является ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Именно поэтому, в своей работе я выбрала элементы ТРИЗ-технологии, как средство развития связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_tarasenko_aa.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад №150
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в формировании навыков связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Сроки реализации: сентябрь 2023г. – май 2025г.
Воспитатель группы №8 компенсирующей направленности
для детей с ТНР:
Тарасенко Анна Андреевна
ФИО: Тарасенко Анна Андреевна
Специальность: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Место работы: МБДОУ г. Иркутска детский сад №150
Стаж: 9,8 лет
Категория: ВКК
Дата начала работы над темой: 04.09.2023г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.
Тема самообразования: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в формировании навыков связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Возраст: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Актуальность
В современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи.
Отмечено, что у детей с ТНР страдают все структурные компоненты речи: грамматический, лексический строй речи; связная речь, фонематические процессы, звукопроизношение.
Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление. Развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческих способностей и речетворчества у детей является ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Именно поэтому, в своей работе я выбрала элементы ТРИЗ-технологии, как средство формирования навыков связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Цель: совершенствовать педагогическую компетентность в вопросах использования элементов ТРИЗ-технологии в формировании навыков связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность, путём изучения литературы по ТРИЗ-технологии.
- Создать методическую базу по ТРИЗ-технологии (подбор литературы, разработка перспективного плана работы, картотек, дидактических игр, пособий, методических разработок, консультаций).
- Организовать условия для формирования навыков связной речи и творческих способностей детей.
- Обобщить собственный опыт.
Ожидаемый результат
Ребенок должен знать: о причинно-следственной связи событий; знать простейшие приемы и методы фантазирования; иметь представления о назначении и функциях объектов и знать его части, иметь представление о противоречиях.
Ребенок должен уметь: строить причинно-следственные цепи событий, пользоваться приемами развития воображения, находить и использовать скрытые свойства объекта. Формировать противоречия, формулировать идеальное конечное решение в задаче, выявлять и применять ресурсы, решать открытые задачи. Составлять рассказ на основе творческого воображения, отвечать на вопросы развернутым ответом.
План работы на 2023-2024 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май 2023-2024 уч.г. Сентябрь | Изучение литературы. Разработка перспективного планирования по теме. | 1.Изучение методической литературы, материалов интернет-ресурсов. 2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Использование ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – 2000г. 3.Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. И. Гин - «ТРИЗ-профи», 2013. 4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). – 2004г. 5. ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е . И . Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004. 6. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 7. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. - 4-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. |
Предметно-развивающая среда | Сентябрь Октябрь Ноябрь - апрель Февраль Апрель | Составление картотеки «Игры ТРИЗ» Изготовление дидактической игры «Загадочное животное», «Наши органы чувств» Изготовление «кругов Луллия» по лексическим темам Разработка дидактической игры «Где живут маленькие человечки» Разработка дидактического пособия «Системный лифт» Разработка дидактического пособия «Волшебный экран» | Использование картотеки игр ТРИЗ на фронтальных и индивидуальных занятиях, а также в самостоятельной игривой деятельности детей. Использование дидактических игр, пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей. |
Работа с детьми | Сентябрь Ноябрь-май | Знакомство детей с играми Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Применение их в совместной и самостоятельной деятельности Использование материала для индивидуальных занятий |
Работа с родителями | Октябрь Декабрь Апрель Май | Консультация «Что такое ТРИЗ-технология» Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома» Мастер-класс «Мы, играя понимаем, что мы очень много знаем» Показ открытого занятия | Составление консультации. Размещение на стенде. Составление консультации, проведение с родителями. Составление консультации. Проведение и показ. Открытое занятие. |
Участие в методической работе детского сада | Ноябрь Апрель-май | Консультация для воспитателей на тему: «Использование ТРИЗ технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Показ открытого занятия на МО | Поделиться опытом с коллегами. Поделиться опытом с коллегами по использованию элементов ТРИЗ-технологии на занятиях по развитию речи. |
Перспективное планирование ООД по ТРИЗ технологии с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Месяц | Тема | Цель | |
Октябрь | 3 неделя | ЗАНЯТИЕ 1 Противоречия в погоде | активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы. Оборудование: «черный ящик», полотенце. |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 2 Противоречия в предметах | систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. Оборудование: «мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток) | |
Ноябрь | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 3 Противоречия в предметах (продолжение) | систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию. Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник. |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 4 Противоречия в ситуациях | обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. Оборудование: бинт, шарф. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 5 Противоречия в размерах | активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. Оборудование: кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 6 Противоречия в количестве | активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. Оборудование: конфета. | |
Декабрь | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 7 Противоположные признаки | систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма». Оборудование: пакет от подарка. |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 8 Обобщающее занятие по противоречиям | систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 9 Подсистемы человека | систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение. Оборудование: бумажные части тела робота. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 10 Подсистемы предметов: объект «чайник» | систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать Оборудование: настоящий и игрушечный чайники. | |
Январь | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ11 Подсистемы предметов: объект «машина» | систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения. Оборудование: машина «грузовик», игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки раз- личных машин. |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 12 Обобщающее занятие по подсистемам | систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. Оборудование: разборные игрушки. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 13 Метод «маленьких человечков» | познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины. Оборудование: мяч. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 14 «Твердые и жидкие человечки» | активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов. Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики. | |
Февраль | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 15 «Газообразные человечки» | активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Оборудование: карточки с «маленькими человечками». |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 16 «Цветные человечки» | активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление. Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 17 Обобщающее занятие по ММЧ | развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы. Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 18 Функции подсистем | систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. Оборудование: кубики. | |
Март | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 19 «Системный лифт» | развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок. |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 20 Надсистемы и подсистемы объекта | активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 21 Обобщающее занятие по над- и подсистемам | закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт». Оборудование: «системный лифт», наборы карточек. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 22 Прошлое | обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч. | |
Апрель | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 23 Будущее человека | систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 24 Будущее предметов | развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. Оборудование: мяч. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 25 «Системный оператор» Волшебный телевизор | познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание. Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно), мороженое, книга. | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 26 Обобщающее занятие по «системному оператору» | закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы. | |
Май | 1 неделя | ЗАНЯТИЕ 27 Анализ сказки по «системному оператору» | формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию. Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка». |
2 неделя | ЗАНЯТИЕ 28 Использование ресурсов для сочинения сказки | обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Оборудование: рисунки Колобка и Ежика. | |
3 неделя | ЗАНЯТИЕ 29 Другая точка зрения | систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию. Оборудование: «волшебная палочка». | |
4 неделя | ЗАНЯТИЕ 30 Обобщающее занятие за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...
«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....
План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"
quot;Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...
Развитие связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники
Работа с мнемотехниками для детей старшего дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченн...