Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_mnemotehnike.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование мнемотехники
в развитии связной речи дошкольников»
Подготовила и провела:
Воспитатель Коморникова Л.В.
Конспект мастер-класса на тему
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений, сказок;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование:
- мультимедийная установка (проектор, экран);
- мультимедийная презентация;
- мнемотаблицы
- тексты.
Время проведения: 12.02.2015г.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей
Ход мероприятия:
Педагог:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Актуальность
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенность логического мышления.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Итакой метод есть это метод мнемотехника. Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство).
Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. (показ схем).
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов также можно широко использовать мнемотехнику. Беседы по тексту, рассматривание иллюстрации и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создают вместе, сообща.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются естественные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений, загадок.
Синий домик у ворот
Угадай, кто в нём живёт
Дверца узкая под крышей
Не для белки, не для мыши
В эту дверь приходят вести
Полчаса проводят вместе
Вести долго не сидят
Во все стороны глядят.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Помимо этого, мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.
Белка – это дикое животное, она маленьких размеров. Белка живёт в дупле, хорошо прыгает с дерева на дерево. Хвост служит животному рулём и парашютом. На ушах животного имеются кисточки. Белка меняет шубку 2 раза в год – осенью и весной: зимой серая, а летом рыжая. Питается орехами, желудями, грибами, ягодами (показ схем)
Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его нужно осознать, а осознание как мы знаем это - анализ. Что ребёнку сделать очень трудно. Особая роль в развитии связанной речи отводится пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Практическая часть
Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.
Для примера педагог показывает варианты мнемотаблиц из практики работы с детьми, а слушатели составляют пересказ. Слушатели делятся на команды и самостоятельно составляют мнемотаблицы к заданным сказкам, затем презентуют составленные схемы.
Заключение:
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."
Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....
"Мастер-класс родительского собрания по развитию связной речи дошкольников"
Мастер-класс поможет педагогам ДОУ провести родительское собрание по развитию связной речи дошкольников....
Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"
Целью мастер-класса является создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи. ...
Мастер-класс Сторителлинг- эффективное средство развития связной речи
Мастер-класс для учителей-логопедов " Сторителлинг- как эффективноесредство развития речи дошкольников"...
Мастер-класс для воспитателей по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ТНР
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы с ТНР.Пересказ рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»...
Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»
Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов...