Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Цель:
1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей
дошкольного возраста.
2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям
дошкольных образовательных учреждений.
3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной
проблеме.
Методическое оснащение:
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал.
Методы:
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master2.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №9 «Светлячок» филиала ООО « Газпромтрансгаз Нижний Новгород»-
Моркинское ЛПУМГ
Мастер – класс
«Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Тосакова
Галина Васильевна
п.Морки 2012г.
Цель:
1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей
дошкольного возраста.
2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям
дошкольных образовательных учреждений.
3. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной
проблеме.
Методическое оснащение:
Материалы для проведения практикума: карточки с символами, чистые карточки, маркеры, напечатанный текст рассказа «Четыре желания» по абзацам, дидактический материал.
Методы:
Рассказ, беседа, демонстрация готовых работ, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.
План проведения:
I. Актуальность. Постановка проблемы.
II. Основные элементы опыта.
III. Практикум. Практические занятия путем обучения основным приемам
моделирования.
- Составление рассказа с использованием моделей по теме «Вода».
- Заучивание стихотворения «Весна» по схеме.
- Составление графического плана рассказа «Четыре желания» по К.Ушинскому. Пересказ текста.
IV. Рефлексия.
I.Актуальность.
Тема моего мастер – класса «Роль моделирования в развитии связной речи детей
старшего дошкольного возраста». Над этой темой я работаю на протяжении двух лет и сегодня я хочу поделиться с вами некоторым опытом работы в этой области.
В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:
- при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и признаков;
- при самостоятельном пересказе текста;
-не могут удерживать в памяти эту последовательность;
- четко и последовательно изложить мысль;
- выучить наизусть стихотворение.
Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития связной речи дошкольников может быть использование схем и моделей.
Какие же результаты я отметила к концу года.
- у детей появилось желание пересказывать тексты;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- дети преодолели робость, застенчивость.
II.Основные элементы опыта.
В нашем детском саду работа в этом направлении ведется во всех группах. В младших группах дети рассказывают сказки, составляют рассказы с помощью воспитателя, в средней группе составляют описательные рассказы. В старшем дошкольном возрасте работа по использованию схем и моделей ведется во всех видах деятельности.
Какова же последовательность работы со схемами.
- Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных, времени
года, деревьев, действий). Часто употребляемые предметы, образы должны
обозначаться одним и тем же символом, действия стрелками, показывающими
направление. Мы должны развить умение видеть главное, т.е. уметь
свертывать понятия.
- Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах
деятельности ).
- Сочетание символов, чтение их цепочки.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –
либо качество.
- Творческое создание детьми опорных схем.
III. Практикум.
- Сегодня я предлагаю вам составить рассказ по ознакомлению с окружающим
миром по теме «Вода», опираясь на модель.
2. Заучить стихотворение «Весна» по схеме.
3. Составить графический план рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому),
рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать его.
1.Сначала обязательно нужно поставить проблемный вопрос. Например:
- Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?
Что еще должны знать дети по этой теме?
Итак, получился своеобразный план рассказа по этой теме в виде моделей. Модели в отличие от схем, это изображение предметов, приближенных к действительности.
Можно дополнить сведения о воде, провести опыты и рассказать о свойствах воды.
Попробуем рассказать.
2.Выучим стихотворение «Весна» с опорой на схемы.
Послушайте его. О чем это стихотворение? Что значит отшумела злая вьюга?
Теперь я еще раз буду читать стихотворение, а вы выбирать нужную схему и располагать их по порядку.
Теперь попробуем запомнить этот стих по четверостишью. Кто запомнил?
Рассказываем с выражением.
3.Перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре желания».
Послушайте текст.
Составим схему первого абзаца совместно.
Теперь разделимся на три группы. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более 6 карточек.
Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы.
IV. Рефлексия.
1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
Вопросы к педагогу.
I.Актуальность.
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно
либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь
ребенка, передать каждому из них любовь к слову.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение пользоваться связной речью.
В 2009 учебном году я приняла группу детей старшего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь. Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:
- определить главные свойства и признаки предмета;
- удерживать в памяти эту последовательность;
- четко и последовательно изложить мысль;
- самостоятельно пересказать текст;
- выучить наизусть стихотворение.
Одним из успешных и эффективных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников может быть использование схем и моделей. Именно схемы и модели являются прекрасным подспорьем в развитии мыслительных операций, психических процессов. Также я убедилась, что использование схем и моделей ведет к созданию стойкого интереса у дошкольников к занятиям по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, экологии, опытнической деятельности. Развивает речь всех детей, независимо от их жизненного и речевого опыта.
II.Основные элементы опыта.
1.В нашем детском саду работа по моделированию ведется уже пятый год в
каждой возрастной группе. В младших группах дети знакомятся с символикой и
по предложенному образцу составляют рассказы, рассказывают сказки,
заучивают стихотворения. В средней группе количество символов увеличивается
и детям уже предлагаются схемы описательных рассказов. В старшей и
подготовительных группах моделирование используется при:
- Составлении описательных рассказов.
- Пересказе текста.
- Сочинении сказок.
- Заучивании стихов.
- Составлении рассказов об окружающей действительности.
Особая роль в формировании связной речи старших дошкольников принадлежит пересказу, т.к. именно на пересказе основывается обучение в школе. А использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
2. Из каких этапов состоит работа по использованию схем при пересказе?
1 этап: рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.
2 этап: преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: пересказ текста. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно.
3.Какова же последовательность работы со схемами.
- Введение элементов символов (формы, величины, людей, животных, времени
- года, деревьев, действий).
- Привыкание к символам (использование опорных схем во всех видах
деятельности ).
- Сочетание символов, чтение их цепочки.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое –
либо качество.
- Творческое создание детьми опорных схем.
III. Практикум.
Сегодня я предлагаю вам составить графический план рассказа «Четыре желания»
(по К.Ушинскому), рекомендуемый для подготовительной группы и пересказать
его по составленному плану.
-Что мы должны сделать в первую очередь? (познакомиться с символами). Они
перед вами. Часто употребляемые предметы, образы должны обозначаться одним и
тем же символом, действия стрелками, показывающими направление. Мы должны
научить детей умению видеть самое главное, т.е. уметь «свертывать» понятия.
-Дальше что мы должны сделать?
Составим рассказ по ознакомлению с окружающим миром по теме «Вода»
опираясь на модель.
Рассказ по экологии о первых признаках весны, опираясь на модель и народному
названию месяца март.
-Теперь перейдем к творческому созданию опорных схем рассказа «Четыре
желания». Для этого разделимся на четыре группы. Каждая группа будет работать
с одним абзацем. Используйте символы, данные вам, включая самостоятельный
поиск изображений. Не забывайте о знаках восхищения. Должно быть не более 6
карточек.
Приглашается первая группа. Попробуйте рассказать первую часть текста. (рассказывают все группы)
Предлагаю для сравнения графический схемы, разработанные авторским коллективом центра педагогического образования г.Москвы.
IV. Рефлексия.
1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
Вопросы к педагогу.
Весна
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
1.Что взял(а) полезного?
2.Я научился(лась) …
3.Трудности испытывал(а) в…
4.Самым важным для меня было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Отчет по самообразованию «Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее...
Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....
Техники и приёмы метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Статья. Наглядное моделирование...