Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Целью мастер-класса является создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект мастер-класса для педагогов по развитию у детей связной речи | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
для воспитателей общеобразовательных групп МБДОУ «Детский сад №65-ЦРР»
Тема: «Весенние приметы»
Воспитатель: Касперович И.Г.
Цель: Создать условия для индивидуальной работы с детьми по развитию речи.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений об индивидуальной работе с дошкольниками по развитию речи у воспитателей.
- Формирование желание применять полученные знания.
Развивающие:
- Развитие интереса к связной речи.
Воспитательные:
- Создание положительного взаимодействия воспитателей друг с другом в процессе сотрудничества.
- Развитие коммуникативных навыков: умение слушать собеседника.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы, сплочение коллектива.
Актуальность:
Развитие речи - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.
«Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности» (1.с.4) Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Организационный момент | |||
Деятельность воспитателей | Деятельность ведущего | Примечание | |
Воспитатели включаются в деятельность добровольно, из интереса к предложениям ведущего. Ответы воспитателей: - 8 Марта! Ответы воспитателей: - Красивая, добрая, милая, заботливая, хозяйственная, лучшая и т.д. | Выступающий: - Уважаемые педагоги, приглашаю вас поиграть. - Скажите, какой приближается праздник? Выступающий: Упражнение «Слово в ладошку» - Давайте скажем как можно больше красивых слов о маме, отвечая на вопрос: Какая? После каждого сказанного слова, кладите сердечки мне в ладони. -Посмотрите сколько красивых слов, сколько сердечек мы подарили маме. Не забывайте чаще говорить такие красивые слова и дома. | Воспитатели сидят полукругом за столами. Воспитатели принимают активное участие в игре, подбирая прилагательные. Обеспечение психологического комфорта. | |
2. Основная часть. | |||
Деятельность воспитателей | Деятельность ведущего | Примечание | |
Ответы воспитателей: …убирать. …вытирать. ... мыть, ополаскивать. …поливать. …накрывать. ... расставлять. ... раскладывать. ... сметать. …убирать. Ответы воспитателей: …маленькая. …днем. …кислый. …холодный. …узкий. Воспитатели собирают разрезные картинки - цветок в горшке. Ответы воспитателей: -Это цветок. - Цветок растет в горшке. - Цветок красный. - Цветок подарю маме. Ответы воспитателей: …проталенки. …сосулька. …верба. …капель. …подснежник. Ответы воспитателей: -Бабочка! Ответы воспитателей: -Бабочка села на кастрюлю. - Бабочка села на машину. -Бабочка села на автобус. - Бабочка села на чайник и т.д. Ответы воспитателей: -Бабочка залетела в чашку. - Бабочка залетела в корзину. - Бабочка залетела в пакет. - Бабочка залетела в шкаф и т.д. Ответы воспитателей: -Ручей-ручеек, солнце-солнышко, ветер-ветерок, капля-капелька, ветер-ветерок, скворец-скворушка, гнездо-гнездышко, снег-снежок. Ответы воспитателей: -Это лодочки. - Лодочка красная. - Лодочка зеленая. -Лодочка желтая. Ответы воспитателей: - Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку. Ответ воспитателя: -Я пустила в ручеек красную лодочку» и т.п. Ответы воспитателей: - Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку, Людмила Васильевна пустила в ручеек зеленую лодочку и Вера Алексеевна пустила в ручеек желтую лодочку. Ответы воспитателей: -В ручейке плывут красная, зеленая, желтая лодочки Ответы воспитателей: - Наступила теплая весна. - Ярче светит солнышко. - Начали таять снег и сосульки. - На дорогах появились лужи и грязь. - Скоро из теплых стран прилетят птицы Пересказ воспитателей: - Наступила теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились лужи и грязь. Скоро из теплых стран прилетят птицы. | Выступающий: -Это игровое упражнение на закрепление подбирать прилагательные к существительным. Упражнение «Добавь слово» Выступающий: -Скоро праздник и маме понадобиться помощь. Ребята любят помогать маме? Сейчас узнаем, что они умеют делать: я начну, а вы закончите предложение: Я умею постель... Я умею пыль... Я умею посуду... Я умею цветы... Я помогаю стол... Я помогаю тарелки... Я помогаю вилки... Я помогаю крошки... Я помогаю комнату... Выступающий: - Данное упражнение в дополнении предложений нужным по смыслу словом (глаголом) Упражнение «Закончи фразу» Выступающий: -Я слышала, что некоторые дети иногда не слушаются мам и очень любят все делать наоборот. Мы поиграем в одну интересную игру, в которой все упрямство проходит. Торт большой, а конфета…. Дети спят ночью, а играют ... Сахар сладкий, а лимон ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ...т.д. Выступающий: -Упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей). Игра «Собери картинку» Выступающий: -Скоро мамин праздник и нужен подарок, а что же можно подарить вы узнаете, если соберете картинку. Выступающий: -Что это? - В чем растет цветок? -Какого цвета цветок? -Кому подаришь цветок? Выступающий: - Для умения поддерживать беседу, правильно отвечать на поставленные вопросы используется данная игра. Упражнение «Подскажи словечко» Выступающий: - Сейчас все вместе вспомним приметы весны: -Ой, Беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода. Не обуешь валенки, На снегу… -Рад весне братишка Сашка, И собака рада Жулька. На припеке, с крыши нашей Утром свесилась… -Самый первый день весны, Самый – самый первый. На опушке у сосны Распустилась… -Снег в лесу. Сугробов много. Но слышна синицы трель. С крыши прямо на дорогу Звонко капает … -Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется … Ведущий: - Упражнение «Доскажи словечко» развивает поэтический слух и чувство рифмы. Упражнение «Бабочка» Ведущий: -Посмотрите, кто к нам залетел? Ведущий: -Куда села бабочка? Ведущий: - Куда залетела бабочка? Ведущий: - Для употребления предлогов на, в, в предложении. Упражнение «Скажи ласково» Ведущий: -У вас на столе картинки, назовите картинку слева, а картинку справа назовите ласково. Ведущий: -Это упражнение для обучения использовать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Игровое упражнение «Пустим в ручеек лодочки» Ведущий: -Что это? - Какие они по цвету? -Сейчас мы с этими лодочками поиграем-будем пускать их в ручеек. Выберите, пожалуйста, одну лодочку и пустите ее в ручеек. Ведущий: - Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку. -Скажите, Юлия Васильевна, что вы сейчас сделали? -Что сделали Юлия Васильевна, Людмила Васильевна и Вера Алексеевна?» - Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку, Людмила Васильевна пустила в ручеек зеленую лодочку и Вера Алексеевна пустила в ручеек желтую лодочку. -Посмотрите, какие лодочки плывут в ручейке? -В ручейке плывут красная, зеленая, желтая лодочки. Ведущий: -Построение распространенных предложений с однородными предложениями развивается в данном упражнении. Пересказ «Приметы весны» Ведущий: -Я прочитаю текст, а вы внимательно его послушайте: «Наступила теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились лужи и грязь. Скоро из теплых стран прилетят птицы» Вопросы: -Какое время года наступило? -Как светит солнышко? -Что начинает таять весной? -Что появилось на дорогах? -Кто скоро прилетит из теплых стран? Ведущий: -Послушайте еще раз текст и приготовьтесь его пересказывать. Ведущий: -При пересказе эффективно использовать карточки – схемы. | Воспитатели проявляют заинтересованность к процессу выполнения упражнения. Предлагаются разрезные картинки разного уровня разреза. Каждый ответ ведущий просит повторить 2-3 участников игры. Ведущий зачитывает стих, а воспитатели досказывают слова, при необходимости ведущий показывает отгадку. Воспитатели с удовольствием принимают участие. На доске плакат с изображением предметов по тексту. Воспитатели повторяют ответы друг друга 2-3 раза. В импровизированный ручеек воспитатели пускают выбранные лодочки. Повторение по образцу. Воспитатели по просьбе ведущего повторяют образцы ответов 2-3 раза индивидуально и хором. На каждый ответ воспитателей ведущий выставляет на доску карточки – схемы. Воспитатели пересказывают текст, используя карточки – схемы. | |
3. Заключительная часть. | |||
Деятельность воспитателей | Деятельность ведущего | Примечание | |
Воспитатели благодарят за полученную информацию. | Рефлексия «Лодочки» Лодочка красная - ваши ощущения от мастер – класса; Лодочка желтая - упущения со стороны ведущего; Лодочка зеленая – пригодится ли вам в работе полученная информация. | Активное участие в рефлексии принимают воспитатели, принимавшие участие в упражнении «Пустим в ручеек лодочки». |
Литература, используемая для подготовки мастер-классса:
- Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний возраст.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 192 с.
- ПЕДАГОГИКА: КУРС ЛЕКЦИЙ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Авторы: Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. // Под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 254 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.- 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи у дошкольников".
Диалогическую речь: затруднения, формы и методы обучения.Монологическая речь: 1. Обучению пересказу.2. Обучение рассказыванию по картинам3 Обучение описанию предметов4 Обучение рассказыванию...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....
Консультация для педагогов. Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка....
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....
Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...