Мастер-класс Сторителлинг- эффективное средство развития связной речи
учебно-методический материал по логопедии
Мастер-класс для учителей-логопедов " Сторителлинг- как эффективноесредство развития речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_storitelling-_effektivnoe_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Сторителлинг – эффективное средство развития связной речи»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения учителей – логопедов в процессе активного общения по освоению опыта работы с технологией сторителлинг.
Задачи мастер-класса:
• Познакомить учителей – логопедов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
• Показать участникам мастер-класса методы и приёмы обучения дошкольников сочинению историй;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию;
1 слайд - актуальность: Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы знаем, что речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, она является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Формирование ребенка как личности связано с развитием речи. Поэтому её развитие является одной из важнейших задач нашей работы с дошкольниками. От уровня развития связной речи зависит умение ребенка общаться с людьми, его общее интеллектуальное развитие, культура. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Опыт работы в группе компенсирующей направленности показывает, что даже, если дети владеют счетом, знают геометрические фигуры, достаточно хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.
Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов.
2 слайд: Одной из главных задач развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, создание разных видов творческих рассказов
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывает последний, т. к. его подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных для детей.
Сегодня, наряду с традиционными методами и приемами работы по речевому развитию, на помощь приходят нетрадиционные, одним из таких методов является «сторителлинг». Этот метод позволяет обеспечивать положительный настрой ребенка и поддерживать его интерес к выполняемым заданиям и упражнениям.
3 слайд: Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа.
Термин произошел от англ. storytelling и в переводе означает «Рассказывание историй» - способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: что истории, рассказанные от своего имени, выглядят более живыми, интересными, увлекательными, проще соединяются с личным опытом и легче воспринимаются слушателями. Они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Истории могут быть как абсолютно фантастическими, так и приближенными к реальности.
4 слайд: В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним - «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг можно назвать его современным продолжением.
5 слайд В.С.: Цель сторителлинга в логопедической практике – повышение эффективности коррекции речи детей дошкольного возраста:
- обогащение устной речи,
- запоминание материала,
- развитие грамотности,
- развитие умственного восприятия и переработка информации,
- повышение эффективности игровой мотивации.
Это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования. Задачи представлены на слайде.
6 слайд: Выделяют несколько сторон успешности сторителлинга: эмоциональная, смысловая, речевая. Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы, которые также представленных на слайде:
- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т.д.).
- учет структуры дефекта. Предполагает определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все структурные компоненты языка.
- поэтапность коррекции речи. Последовательно формирование предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции.
- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
7 слайд: Выделяют следующие виды сторителлинга:
Сторителлинг на основе реальных ситуаций. Например, какая-то ситуация в группе, которую следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.)
Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик дает требующую информацию. Этот метод используется для повышения интереса к данной теме.
Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится участником истории и достигает различных результатов. Метод хорошо подходит, когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами.
8 слайд: Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
9 слайд: Технология «сторителлинг» многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. В наших группах мы реализуем данную технологию с помощью игры «Кубики историй».
«Кубики Историй» – это игра, где между игроками нет конкуренции – в «Кубиках историй» нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя.
10 слайд: В своей практике, мы используем кубики в подгрупповой и индивидуальной работе. На индивидуальных занятиях задаём тему рассказа (сказки), затем ребенок выбрасывает или выбирает кубик, рассматривает картинку и сам придумывает дальнейшее развитие истории. На занятии используем 3-4 кубика. Например, во время проведения артикуляционной гимнастики, ребенку задаю тему рассказа «Жил был Язычок» и т.д.
На подгрупповом занятии, дети придумывают одну историю на всех. Каждый участник добавляет к уже придуманному до него сюжету свою часть на основе выбранного изображения. Любая лексическая тема может закрепляться историей в картинках. Посредством этой истории вводится новый и закрепляется пройденный лексический и грамматический материал.
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Преследуя эту цель, мы настраиваем детей на работу, например, таким упражнением, как «Ассоциации».
Упражнение "Ассоциации".
Объясняю играющим, что сейчас я достану кубик и назову одну из картинок, а задача ребенка слева - сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Следующий ребенок дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус – толкучка – утро – поездка - … Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
Сейчас я предлагаю Вам поиграть в эту игру «Ассоциации».
Я предлагаю Вам сочинить историю, используя технику «сторителлинг».
По правилам первый игрок достаёт из коробки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. И так до конца повествования.
11-12 слайды: А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию истории, которые были придуманы нашими дошколятами.
13 слайд:
Итак, использование интерактивного метода сторителлинг на логопедических занятиях позволяет:
- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие,
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- научить детей воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета;
- повысить мотивацию детей на занятиях,
- формировать сотрудничество между ребенком и логопедом.
Сторителлинг позволяет увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает ребенку более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться от так называемого "страха говорения".
Ребенок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого прислушивается. Метод помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.
Таким образом, сторителлинг является универсальным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Это эффективный метод преподнесения любого материала.
13 слайд: Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс " Дидактическая игра " как средство развития связной речи дошкольника.
Мастер - класс....
МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...
Мастер-класс "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
представлен конспект мастер-класса для воспитателей...
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...
Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»
Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»...
мастер класс «Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии связной речи детей дошкольного...