Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Наиболее популярны в современное время такие виды технологий: синквейн,
мнемотаблицы, квест, интеллект-карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:
v Главная идея обводится в центре страницы.
v Лист располагается горизонтально.
v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
v Каждая мысль обводится.
v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Полезные свойства интеллект-карт:
- Наглядность .Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Практическая часть
Ребята, сегодня в детский сад пришло необычное письмо. Его прислали жители другой планеты: Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
Воспитатель: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
Воспитатель: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)
Воспитатель: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
Дидактическая игра «Сравнение»
Воспитатель: Я предлагаю вам составить умную карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту,скажите почему зиму сравнивают:
• С художником?
• С волшебником?
• С красавицей?
• С хозяйкой?
Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
Воспитатель: Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)
Воспитатель: О чем мы можем рассказать инопланетянам?
• О людях.
• О явлениях природы зимой.
• О животном мире.
• О растительном мире.
Составление рассказа о людях.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о людях?
Воспитатель: Что меняют люди с наступлением холодов?
• Одежда
Воспитатель: О чем еще мы можем рассказать?
• Игры и забавы зимой
Воспитатель: Какие зимние виды спорта вы знаете?
• Спорт
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
Воспитатель: Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?
— Сколько вы знаете зимних месяцев?
— Какие пословицы о зиме вы знаете?
Дидактическая игра: «Какой как….».
Дети подбирают образы к слову снег
• Белый как…
• Пушистый как…
• Сверкающий как…
• Скрипучий как…
• Легкий как…
• Липкий как…
• Летучий как…
• Блестящий как…
Воспитатель: Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.
Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?
О ком мы можем рассказать инопланетянину?
• О диких животных
• О домашних животных
• О птицах
Игра на внимание.
Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.
Воспитатель: Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.
А теперь расскажем о растениях зимой.
— О каких растения мы можем рассказать?
• Деревья (листва)
• Трава (под снегом)
• Овощи (в теплицах)
Воспитатель: Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.
Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:
• 1 подгруппа – о людях.
• 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
• 3 подгруппа – о животном мире.
• 4 подгруппа – о растительном мире.
С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.
Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Игровые технологии по развитию связной речи»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Наиболее популярны в современное время такие виды технологий: синквейн,
мнемотаблицы, квест, интеллект-карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:
v Главная идея обводится в центре страницы.
v Лист располагается горизонтально.
v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
v Каждая мысль обводится.
v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Полезные свойства интеллект-карт:
- Наглядность .Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Практическая часть
Ребята, сегодня в детский сад пришло необычное письмо. Его прислали жители другой планеты: Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Железяка, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
Воспитатель: Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
Воспитатель: Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)
Воспитатель: А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
Дидактическая игра «Сравнение»
Воспитатель: Я предлагаю вам составить умную карту о зиме. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту,скажите почему зиму сравнивают:
• С художником?
• С волшебником?
• С красавицей?
• С хозяйкой?
Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
Воспитатель: Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)
Воспитатель: О чем мы можем рассказать инопланетянам?
• О людях.
• О явлениях природы зимой.
• О животном мире.
• О растительном мире.
Составление рассказа о людях.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о людях?
Воспитатель: Что меняют люди с наступлением холодов?
• Одежда
Воспитатель: О чем еще мы можем рассказать?
• Игры и забавы зимой
Воспитатель: Какие зимние виды спорта вы знаете?
• Спорт
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
Воспитатель: Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?
— Сколько вы знаете зимних месяцев?
— Какие пословицы о зиме вы знаете?
Дидактическая игра: «Какой как….».
Дети подбирают образы к слову снег
• Белый как…
• Пушистый как…
• Сверкающий как…
• Скрипучий как…
• Легкий как…
• Липкий как…
• Летучий как…
• Блестящий как…
Воспитатель: Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.
Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?
О ком мы можем рассказать инопланетянину?
• О диких животных
• О домашних животных
• О птицах
Игра на внимание.
Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.
Воспитатель: Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.
А теперь расскажем о растениях зимой.
— О каких растения мы можем рассказать?
• Деревья (листва)
• Трава (под снегом)
• Овощи (в теплицах)
Воспитатель: Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.
Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:
• 1 подгруппа – о людях.
• 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
• 3 подгруппа – о животном мире.
• 4 подгруппа – о растительном мире.
С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.
Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....
Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста
Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...
Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...
Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...