Консультация для педагогов: «Совместная образовательная деятельность»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время происходят существенные изменения во всем образовательном пространстве, что предусматривает решение образовательных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной образовательной деятельности, как результат изменяется определение самого понятия «совместная образовательная деятельность», его структура и содержание, происходит увеличение объема совместной деятельности. Деятельность выступает в качестве основы для формирования и развития личности, так как в своей основе она содержит познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые компоненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sovmest_obraz_d-t.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному направлению.
Консультация для педагогов:
«Совместная образовательная деятельность»
Составила и провела:
Носова Ю. В.
Бердск 2019
В настоящее время происходят существенные изменения во всем образовательном пространстве, что предусматривает решение образовательных задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной образовательной деятельности, как результат изменяется определение самого понятия «совместная образовательная деятельность», его структура и содержание, происходит увеличение объема совместной деятельности. Деятельность выступает в качестве основы для формирования и развития личности, так как в своей основе она содержит познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые компоненты.
Анализ психологической литературы, посвященной понятию «совместная образовательная деятельность», позволяет нам утверждать, что интерес психологов к проблеме совместной деятельности в целом и совместной образовательной деятельности в частности объясняется многими причинами, основными среди которых являются, во первых, большой теоретический потенциал психологической концепции совместной деятельности, а во вторых, очевидная практическая значимость разработки данной проблемы. Как результат, за последние примерно сорок – сорок пять лет осуществлено большое число психологических исследований направленных на изучение различных аспектов проблемы совместной деятельности. Данные исследования внесли определенный вклад в становление и развитие соответствующей концепции, ставшей одной из наиболее распространенных в психологии групп и коллективов. При этом проблема совместной образовательной деятельности формулировалась по разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями, что дает основание говорить о достаточно большем разнообразии подходов к трактовке, определению психологической сущности и структуры данного феномена.
Таким образом, в психологическом словаре есть определение понятия «совместная образовательная деятельность», под которой понимается активная организованная система взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
Отличительными признаками совместной образовательной деятельности и различными ее аспектами являются:
1. общая мотивация;
2. пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственно личного контакта между ними;
3. единая цель – отвечающая общим интересам и потребностям каждого участника;
4. наличие органов организации и руководства;
5. разделение процесса совместной деятельности между участниками;
6. общий конечный результат.
Важным компонент структуры совместной образовательной деятельности считается общая цель. Под ней рассматривается идеально представленный будущий результат, который стремится достичь общности индивидов.
Обязательный компонент психологической структуры совместной образовательной деятельности – общий мотив, побуждающий общность индивидов к выполнению совместной деятельности (непосредственно побудительная сила).
Так же компонентом совместной образовательной деятельности являются совместные действия, которые направлены на реализацию текущих задач совместной образовательной деятельности.
Завершающий компонент структуры совместной образовательной деятельности с точки зрения психологической науки является общий результат, который может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в совместной образовательной деятельности.
Таким образом, совместная образовательная деятельность с точки зрения педагогической науки – «это совокупность деятельностных, поведенческих, интеллектуальных, ценностных взаимосвязей, обусловленная саморазвитием их личностей».
Совместную образовательную деятельность можно считать одним из видов продуктивного взаимодействия людей друг с другом. Причинная обусловленность является главной особенностью данного взаимодействия: каждая из взаимодействующих сторон выступает причиной другой и следствием одновременного обратного влияния противоположной стороны, что в целом определяет развитие объектов и их структур.
Составляющими компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками совместной деятельности, но не все, а только те, которые направлены на общий предмет совместной деятельности (предметно-направленные взаимодействия).
Продуктивность совместной образовательной деятельности наряду с различными факторами заключается в индивидуально-психологических особенностях людей, которые принимают участие в данной деятельности.
При изучении эффективности организации совместной образовательной деятельности, как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической литературы, особое место уделяется изучению проблем факторов взаимодействия. К числу условий эффективного выполнения совместной деятельности относятся:
1. количество участников совместной образовательной деятельности;
2. психологическую совместимость в процессе организации совместной образовательной деятельности;
3. средств организации совместной деятельности, которые обеспечат высокий уровень взаимодействия участников совместной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте.
Как результат, в настоящее время происходят коренные изменения в структуре дошкольного образовательного процесса, что предусматривает решение образовательных задач в совместной образовательной деятельности, которую в условиях дошкольной образовательной организации разделяют:
1. на непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
2. на совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
3. на совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.
При этом совместная образовательная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия, предпосылки, овладения которой складываются в старшем дошкольном возрасте. Сущностные признаки возникновения совместной образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста – не руководство, а наличие партнерской позиции и сотруднической формы организации, в процессе которой происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.
Исходя из этого, быть партнером для детей в процессе организации совместной образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации значит:
1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми дошкольного возраста;
2. добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей дошкольного возраста во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Такая позиция способствует развитию у дошкольника активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Важным фактором организации совместной образовательной деятельности детей в дошкольной образовательной организации является создание условий. К ним относятся:
1. организационные условия, включающие в себя пространственные (требования группы) и временные (режим ДОО);
2. педагогические условия (позиция воспитателя).
В режиме дня дошкольной организации детям выделяется примерно три часа на самостоятельную образовательную деятельность, включая прогулку. В это время дети играют в совместные игры со сверстниками, либо предпочитают одиночные игры.
Под позицией воспитателя подразумевается его педагогические представления о совместной образовательной деятельности дошкольников, педагогические «инструменты» для создания совместной деятельности.
В начале общения детей, первым посредником их отношений выступает воспитатель, который помогает детям наладить контакты. Одним из условий плодотворного педагогического взаимодействия является наличие положительного эмоционального настроя, доверия, взаимоуважения, обеспечивающих определенное равенство позиций воспитателя и ребенка, их сотрудничество. При организации совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка важно создание равнозначных позиций, но все же с учетом возраста, возможностей и умений ребенка.
Совместная образовательная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации последовательно организовывается в три этапа:
На первом этапе работы необходимо понять и выбрать, как организовать совместную образовательную деятельность, в какой форме, чтобы детьми она была понята как совместная. Вначале следует предлагать такие формы совместной деятельности, которые включают в себя несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания.
На этапе формирования совместности нужно разделять большие детские группы на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
Далее необходимо обсудить с детьми, разъяснить им, по возможности, общие цели деятельности и способы согласования совместных образовательных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия.
При этом большинство изученных нами авторов утверждает, что на разных этапах организации совместной образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом:
1 этап – организации совместной образовательной деятельности.
Целеполагание и мотивация дошкольников на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает дошкольникам подтвердить в процессе совместной образовательной деятельности. Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2 этап – организации совместной образовательной деятельности.
Представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с дошкольниками возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий – все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект воспитателя и предложения дошкольников. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей дошкольного возраста, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами совместной образовательной деятельности – является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа – обучение дошкольников планированию и формирование навыков совместной образовательно деятельности.
3 этап – организации совместной образовательной деятельности.
Практическая часть, в ходе которой дошкольники исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с детьми участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником образовательной деятельности, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция воспитателя по отношению к дошкольникам на данном этапе организации совместной образовательной деятельности заключается не трансляция информации, а организация совместной деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем.
4 этап – организации совместной образовательной деятельности.
Заключительным этапом организации совместной образовательной деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей дошкольного возраста и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. н. Значимым является утверждение В. А. Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития воспитателя. В итоге совместной деятельности дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.
Подводя итоги всего вышеизложенного можно сделать выводы о том, что сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом – это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка. Характеризуется совместная образовательная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации наличием позиции сотрудничества взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), сочетанием различных индивидуальных, подгрупповых и групповых средств организации.
Использованная литература:
- Козаева, Г. Р. Эффективная методическая работа педагога как один из показателей инновационности образовательного учреждения [Текст] / Г.Р. Козаева // Среднее профессиональное образование. – № 1, 2015. – С. 49.
- Обозов, Н. Н. Психология совместной деятельности [Текст] / Н.Н. Обозов. – Спб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г. К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс] URL:http://минобрнауки.рф/документы/922
- Шаграева, О. А. Детская психология [Текст] / О.А. Шаграева – М.: Академия, 2006. - 262 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"
Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в...
Консультация по планированию совместной образовательной деятельности(август).
Данный материал окажет посильную работу по планированию....
Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности"
Условия проведения, форма проведения, методика ведения образовательной деятельности....
Консультация для педагогов "Совместная трудовая деятельность в летний период"
Методические рекомендации по организации и проведению совместной трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период...
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности по познавательному развитию"
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности по познавательному развитию"...
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....