Консультация для педагогов "Совместная трудовая деятельность в летний период"
консультация (старшая группа)
Методические рекомендации по организации и проведению совместной трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Рано встаёт летнее солнце. Будит птиц в парках и садах, согревает крылья бабочек, чтобы расправили они их в полёте, раскрашивает яркими красками цветы и травы. Природа радуется ласковым лучам, манит к себе ребят.
Надо сделать так, чтобы большую часть дня, а может быть и весь день, дети находились на воздухе. И при этом они должны не просто гулять, а заниматься интересной деятельностью.
В летних условиях в детском саду имеются все предпосылки для организации трудовой деятельности детей.
Если дети видят, что окружающие их взрослые всегда заняты, им и самим захочется участвовать в общей работе, помочь чем-нибудь.
Во время прогулки дети по поручению воспитателя выносят на участок игрушки и располагают их на определённых местах. К выполнению этих поручений нужно привлекать всех детей по очереди, объясняя, что они должны делать так, чтобы всем было удобно играть на участке. Такие поручения приучают заботиться о товарищах.
В руководстве общим или совместным коллективным трудом выделяется ряд моментов, связанных с обучением детей нужным организационным навыкам. Определив общий объем работы, воспитатель распределяет его между участниками. Например, при уборке игровой площадки, один должен полить из лейки песок, другой - собрать мусор.
Педагог принимает участие в организации труда, помогает детям подготовить место и оборудование для работы:
- Ирина, ты польёшь песок на площадке.
- А ты Женя, не забудь взять ведёрко. В него будешь собирать сухие листочки, камешки, ветки.
Привлекая детей к тем или иным делам, давая им то или другое поручение, воспитатель учит их более рациональному способу выполнения, показывает приёмы работы, как надо держать лейку, как поливать растения, чтобы не облить себе ноги. Однако педагог никогда не делает за ребенка то, что он может сделать сам, и не исправляет ничего в его присутствии (помоги, объясни, но не исправляй тут же).
Большую радость доставляет детям труд в природе: Малыши сажают лук, сеют бобы, горох... на своем огороде, на клумбе, поливают грядки, растения в уголке природы. В летнее время, кроме дежурств по столовой, по уголку природы, постепенно вводятся и другие виды дежурств: по огороду, по участку, по уходу за животными. Для четкой работы дежурных большое значение имеют, казалось бы, мелочи: щетки, совки, метёлки, тряпочки должны быть всегда в отведённом для них месте, дети должны знать, куда бросить бумажку, подметённый мусор, выполотую травку.
Если мы хотим приучить детей всякую работу выполнять аккуратно, красиво, надо уделять особое внимание организации этих повседневных дел, продумать всё до мелочи.
В процессе дежурства дети учатся договариваться между собой о порядке работы, помогают друг другу, делятся своими наблюдениями.
Дети иногда используют считалку, чтобы "справедливо" распределить, какие будет выполнять обязанности. Однако не следует забывать, что не каждый ребёнок может выполнить ту работу, которая ему выпала по "жребию".
Воспитатель, зная возможности каждого, должен помочь правильно определить и содержание его работы. Но делать это тактично - предложить другую работу, не обидев ребёнка.
Особое место среди разнообразных дел в летних условиях следует отвести работе на огороде и в цветнике. Здесь дети трудятся по-настоящему, как взрослые, и получают результаты своего труда. Интерес к растениям, желание за ними ухаживать формируются у детей успешнее, если работа на огороде сочетается с получением новых знаний. Источником знаний могут служить рассказ воспитателя, чтение художественной литературы. Например, воспитатель обращает внимание на особенности какого-нибудь растения во время наблюдения, затем читает про него рассказ, расширяющий представления детей. Все процессы выращивания растений (кроме первого вскапывания уплотнённой почвы) доступны детям старшей группы: перекопка, рыхление, посев семян, поливка и дальнейший уход за всходами.
Воспитатель объясняет детям значение каждого процесса, показывает, как правильно держать лопату, грабли, как сеять, полоть, рыхлить.
Дети учатся владеть инвентарём, знакомятся с ростом и развитием различных огородных культур. Чтобы интерес к огороду не пропадал у детей в течение всего лета, воспитатель ежедневно вместе с дежурными просматривает, что нового на грядках: появились всходы, зацвели огурцы, у гороха длинные усики ищут подпоры. Обо всем этом и ещё о многих "новостях" рассказывают дежурные вместе с воспитателем своим товарищам.
Надо добиваться, чтобы все дети могли принимать участие в повседневных делах. Для этого можно использовать разные приемы. Если назначенный дежурным ребёнок приходит, как правило, позже, надо убедить маму привести его пораньше. Приемы могут быть разными, но суть их одна - обеспечить систематическое участие во всех видах труда каждого ребёнка группы.
В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что, значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.
Интересно можно организовать в летних условиях труд, тесно связанный с игрой, по поделке всевозможных игрушек - самоделок из прикладного материала, особенно увлекательный для детей старшей группы (у них больше умений и навыков в обращении с материалами).
Природа помогает развивать фантазию, творческие способности ребёнка. Во время прогулки внимание детей может привлечь сухой корень или кусок коры, своей формой напоминающий фигурку какого-либо зверя или птицы. А если этот природный материал принести в группу и открыть "мастерскую", ребята с удовольствием будут выдумывать и творить вместе, со взрослыми.
А из шишек, бересты, желудей, репейника игрушки-зверушки можно сделать прямо на участке, во время прогулки с детьми в лес, в поле, к реке. Хорошо, если взрослые знают названия деревьев, кустарников, травянистых растений, могут рассказать об их лечебных свойствах, показать ядовитые растения, объяснить, почему их нельзя трогать.
Можно предложить ребёнку вместе заготовить на зиму целебные травы (подорожник, ромашку) или собрать и посушить цветки липы. Объяснить, что настой листьев подорожника очень помогает при кашле, а липа широко используется при лечении простудных заболеваний,
Такие полезные совместные дела пробуждают детскую любознательность, расширяют кругозор, вызывают интерес к труду взрослых.
За осенне-зимний период дети уже приобрели целый ряд навыков и умений, летом им надо помочь ориентироваться в новой обстановке, закрепить полученные навыки. В летнее время малыши уже могут самостоятельно одеваться и содержать в порядке свои вещи в шкафчиках. Воспитатель проверяет, как складывают и вешают свою одежду, следит чтобы на полочки вместе с головными уборами не попали камушки, цветы, шишки и другие "сокровища", которые малыши любят собирать.
Воспитание у детей интереса и любви к труду невозможно осуществить без их участия в доступном труде. Поэтому необходимо давать детям такие поручения, которые им по силам.
Положительный результат работы даёт детям удовлетворение, радость. А радость труда - самая высокая радость, и надо, чтобы наши дети испытывали её почаще.
Методист МБДОУ Детский сад «Солнышко»
Данилова Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых специалистов "Исследовательская деятельность в летний период"
Материал для молодых специалистов по работе в летний период....
Трудовая деятельность в летний период.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом взрослых, в выполнении поручений...
Трудовая деятельность в летний период.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом взрослых, в выполнении поручений...
Консультация «Организация детской экспериментальной деятельности в летний период».
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?Э...
Консультация для воспитателей на тему: «Трудовая деятельность в летний период»
Консультация для воспитателей на тему:«Трудовая деятельность в летний период»...
Консультация для педагогов "Организация двигательного режима и трудовой деятельности в зимний период на прогулке"
Консультация для педагогов, как организовать прогулку с воспитанниками в зимний период с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья. Какие необходимо создать условия на прогулочном участке,...
«Трудовая деятельность в летний период»
консультация для воспитателей...