Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"
статья по теме

Чепуренкова Марина Евгеньевна

Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в себе рекомендации к подготовке интегрированного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чепуренкова М. Е.

Консультация

Интегрированная образовательная деятельность в детском саду

Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, уменьшении времени самостоятельной деятельности детей в режиме дня, времени отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на здоровье дошкольников. Тенденция включения в занятия не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и , соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.

Решением данной проблемы может стать внедрение систематических интегрированных занятий в учебно-воспитательную деятельность ДОУ.

Причины в потребности интегрированных занятий:

  1. Явления представляются не фрагментарно, а целиком.
  2. Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.
  3. Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.
  4. Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно оздоровлению.
  5. Снятие напряженности, страха, неуверенности.
  6. В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).

Виды занятий.

Комбинированное - Сочетание разных видов деятельности, не имеющих логических связей (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - выполнение задач разными видами деятельности и логические связи между ними (беседа о пожарной безопасности и рисунок плаката "Пожарные на учении"). Но один вид деятельности идет как главный, а другой вспомогательный - создает эмоциональный настрой.

Интегрированное - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития.

Методы и приемы (наиболее эффективные):

  1. Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.
  2. Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ (напр., окр. мир  - дифференцированно рассказывает о явлении - задает вопрос, а на природном окружении - ребята с педагогом решают на опыте - находят ответ сами, делают вывод).
  3. Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
  4. Разнообразные речевые д/и  для активизации словаря.

Структура и требования:

  1. четкость, сжатость учебного материала;
  2. продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;
  3. емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);
  4. систематичность и доступность изложения материала;
  5. соблюдение временных рамок занятия.

Суть: 

Интегрированное занятие дает широкое и яркое представление о мире, взаимосвязь явлений и предметов. Акцент не на усвоение определенных знаний, а на развитие образного мышления.

Структура:

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация. Задается вопрос: "ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?"
  2. Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, обучение связной речи).
  3. Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.

Трудности проведения интегрированного занятия:

  1. сложность отбора учебного материала;
  2. подробное структурирование.

Пример интеграции.

  1.  Временные представления. Математика (знакомство с часами) + природное окружение (времена года, процесс развития живых организмов) + окружающий мир (понятие прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года).
  2. Освоение понятий "часть - целое". Математика + конструирование + обучение грамоте (состав слова и предложения) + литература (характерная структура сказки, рассказа).
  3. Окружающий мир (знакомство со средствами связи) + развитие речи (нормы речевого общения по телефону).
  4. Тема: "Мир природы". Окружающий мир (характеристики, свойства объектов живой и неживой природы) + математика (логические связи человек и природа, количественные характеристики природных явлений, характеристики природных объектов: величина, форма, расположение их в пространстве).

Подготовка к занятию по К. Ю. Белой:

  1. Определить области знаний (математика, окружающий мир и т. д.).
  2. Отобрать знания по вашей теме, которые наиболее важны.
  3. Учитывать программные требования и возрастные особенности дошкольного возраста.
  4. Определить одно (или несколько) базовых направлений содержания (цель занятия).
  5. Выявить основой принцип (тему) и задачи каждого направления (область математика - свои задачи, окружающий мир - свои задачи, например).
  6. Использовать разнообразные виды деятельности (драматизация сказки + конструирование из строительного материала + музыкальное оформление + развитие речи). Чтобы дети не уставали необходима смена деятельности.
  7. Использовать большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
  8. Использовать методы и приемы: проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирования, моделирование.
  9. Учитывать лично-ориентированный подход.

Примечание:

  1. В интегрированных занятиях отсечь все лишнее, устранить дублирование информации педагогами.
  2. Интегрированные занятия проводить систематически, а не единожды для обеспечения их эффективности.

Что дает ребенку интегрированный подход:

 Формирует у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усиливает мировоззренческую направленность интересов, всестороннее развитие личности.

Что дает педагогу интегрированный подход:

Получить возможность взглянуть на свои знания по теме: полноту, правильность, осознанность. Педагог учиться устанавливать взаимосвязь объектов, явлений и процессов ("думать по-новому").  Возможность установить положительное отношение воспитанников к объекту, явлению, к занятию вцелом.

Итак, проблема интеграции в дошкольном образовании важна и актуальна в настоящее время. Это связано с новыми социальными запросами к детскому саду. Интегрированное образование создает условия не пассивного принятия воспитанниками информации, а как совместная деятельность воспитателей и воспитанников, активного и созидательного отношения и действия последних.

___________________________________________

Литература:

  1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (Приложение к журналу "Управление ДОУ"). (7)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГТ

В данном материалле содержатся материаллы, которые могут помочь педагогам познакомится с новым подходом к образовательной деятельности в детском саду....

Семинар-практикум для воспитателей "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

Этот семинар-практикум поможет проанализировать теоретические основы метода проектов, сформировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – до...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Консультация для воспитателей"Как организовать самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитаеля детского сада?"

Как старший воспитатель детского сада, наблюдаю не только интересные образовательные события, организованное специалистами и воспитателями детского сада, но и хочу слышать логически выстроенный, самок...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...