Опыт работы «Формы организации детской деятельности в процессе конструктивно-модельной деятельности»
материал (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 общеразвивающего вида
Опыт работы
«Формы организации детской деятельности в процессе конструктивно-модельной деятельности»
Средняя группа
Воспитатель Стебунова О.В.
24.04.2020
Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое?
Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Целью такой деятельности является развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней. Творчество в конструктивно – модельной деятельности подразумевает способность ребенка:
- к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;
- к использованию в этих целях новых способов конструирования;- или к перестройке уже старых.
Виды конструктивно – модельной деятельности:
Техническая (из готовых форм : стройматериалов, разных видов конструкторов, коробок).
Художественная (из бумаги, картона, природного и бросового материала).
В технической конструктивно – модельной деятельности дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.
В художественной конструктивно – модельной деятельности дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним: передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на прогулке, используя, как природный материал, так и всевозможные упаковки.
Существуют следующие формы конструктивно – модельной деятельности:
По образцу (карта, схема, рисунок, пооперационка).
Суть в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали и. д.) Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
По модели.
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач – эффективное средство активизации мышления дошкольников.
Конструирование по условиям.
Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма работы по чертежам и схемам способствует развитию творческого конструирования (развивает образное мышление и познавательные способности).
По замыслу
Эта форма, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. В этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такая форма – трудная задача для дошкольников, т. к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.
По тематике (старший возраст)
Предлагается общая тематика конструкций, например «Город», и дети сами создают конкретные поделки и постройки, выбирают способы их исполнения. Основная цель этой формы – актуализация и закрепление знаний, умений.
Методы конструктивно – модельной деятельности:
Наглядный
Информационно – рецептивный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично – поисковый
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно – рецептивный
Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, знакомство с формой, определение пространственных соотношений. Это совместная деятельность педагога с детьми.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу).
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов разных вариантов моделей.
Проблемный метод.
Постановка проблемы и поиск решений. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжетов.
Частично – поисковый.
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Модельно – конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно – модельной деятельности»
деловая игра...
План-конспект организации и проведения занятия по конструктивно – модельной деятельности Тема: «Мороженное из бумаги»
Цель: совершенствование навыков конструирования из бумагиЗадачи:1.Образовательные: Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу. Упражнять детей в различ...
План-конспект организации и проведения занятия по конструктивно – модельной деятельности Тема: «Легковая машина»
Цель: Формировать представления детей о разных видах транспорта, через один из способов конструирования, способствующего развитию творческих способностей у дошкольников, умения создавать объект и...
План-конспект организации и проведения занятия по конструктивно – модельной деятельности Тема: «Рыбки в аквариуме»
Цель: создать условие для развития познавательной и творческой инициативы в процессе знакомства с техникой оригами; учить создавать образ рыбки, передавать в поделке ее форму, части телаЗадачи:1....
План-конспект организации и проведения занятия по конструктивно – модельной деятельности Тема: «Юные архитекторы»
Цель: учить создавать постройку и схему к этой постройкеЗадачи:1.Образовательные: Упражнять в создании элементарных построек из деталей по проекции спереди. Закрепить способы изображения схемы с помощ...
«Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»
laquo;Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»
Согласно годовому плану на 2023-2024 учебный год, на основании приказа № 22 от 7 декабря 2023 г. в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме ...