Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»
методическая разработка
Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»
(МБДОУ «Детский сад № 62 Огонек» г. Тамбов Воспитатель: Подхватилина Елена Александровна)
Как создать условия для творческого роста ребенка и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Именно эти вопросы помогает решить конструирование - один из видов художественно творческой деятельности.
К художественному конструированию относятся конструирование из природных материалов и бумаги.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только и не столько отображают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, придают свой характер.
Поскольку строительный материал технического типа не дает детям возможности в полной мере раскрыть свои конструктивные способности, мы используем материал художественного типа - бумагу.
Бумага- это особый конструктивный материал. С одной стороны, он легко рвется, мнется в руках, требует навыков осторожного обращения. С другой стороны обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.
Конструирование используется в практике с дошкольниками давно.
Но лишь недавно стали уделять так много внимания такому виду конструирования из бумаги как оригами.
Оригами может быть полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Современные педагоги не без основания применяют оригами в работе с детьми. Ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики, совершенствует и координирует движения пальцев и кисти рук; оказывает воздействие и на развитие таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, и следовательно, и на развитие интеллекта в целом, в том числе и на развитие речи.
Но развитие умственных способностей не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют
- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге),
- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками,
-влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценке,
- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
-- КОНСТРУКТИВНЫЕ - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенной в технике оригами и соединенных с помощью клея,
--ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ - за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередовании цвета,
--ТВОРЧЕСКИЕ - оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок
--ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ - оформление открыток, помещений к празднику,
--ТЕАТРАЛЬНЫЕ – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Конструирование фигурок оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детьми игрушки применять как материал для занятий по формированию у них количественных представлений и овладения счетом.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины, знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм, овладеть складыванием классических моделей.
Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах ( один - в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом виде), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать желательно которое с определения мотива, цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применение для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Желательно оформлять выставки: текущие - состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные - охватывающие работу сезона ( «Золотая осень», « Зимняя сказка», «Весенний перезвон», «Летние настроение»), тематические - посвященные определенному событию или теме ( « Сказки Пушкина», «Космическое путешествие», «Сказка за сказкой» и другие), объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы.
При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно рассказать стихотворение :
Много могут мальчики-
Озорные пальчики:
Могут карандаш держать,
Чтоб картинки рисовать,
Могут пальчики лепить,
Из бумаги птиц сложить
И машинку и зверей.
Приготовьтесь поскорей!
Вы готовы? Начинаем,
Но сначала посчитаем!
Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения базовых форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженное - сахарную трубочку, поэтому имеет и второе название -«мороженное»,- наиболее любимое и легче запоминается детьми.
При освоении детьми сложных приемов складывания желательно использовать игровые методы обучения. Например:-
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам - сгибам.
При освоении приема «раскрыть карман» можно использовать сказку «про мышку», роль которой сыграет указательный палец:
В норке поселилась мышка (поместить палец в «карман», расслаивая бумагу). Давайте прогоним мышку, сломаем норку (надавить на сгиб сверху). Мышка убежала (убрать пальчик, прогладить сгибы).
При складывании «тюльпана» расскажите другую сказку.
« Жил- был квадрат и было у него четыре уголка- 4 братца – близнеца. Уголки были очень дружными и часто ходили друг к другу в гости.
Пошел однажды левый угол к правому, погостил у него и вернулся домой. После путешествия уголка осталась на квадрате дорожка- линия сгиба. На этой дорожке встретились левый и правый уголки (сгиб проходит немного ниже вершины верхнего угла). Стоят уголки на дорожке, весело разговаривают. А нижнему уголку скучно в низу и одиноко. Позвали его братья. Пришел к ним нижний уголок, поздоровался. Весело им втроем. Захотелось и верхнему уголку к ним спуститься. Отправился он в путь, но дорога дальняя, остановился отдохнуть. Подул ветер и перевернул фигурку. Вот и получился бутон тюльпана.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА В РАБОТЕ.
1 Внимательно рассмотрите и запомните все условные обозначения. Детям дошкольного возраста схемы сборки игрушек не даются. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а в последствии собирается ребенком по памяти. Не стоит ставить перед собой цель обучить дошкольников большому количеству изготовления игрушек, главное – участие ребенка в работе. Не забудте: для полного запоминания ребенком последовательности сборки игрушки необходимо осуществить показ изготовления игрушки несколько раз.
2. Первые работы делайте из белой бумаги, так как на ней лучше видны линии сгиба и вам легко будет следить за чертежом и ходом работы.
3 Складывание игрушки производите на столе, так как вы должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба. При этом, чем точнее будете делать, тем удачнее получиться игрушка.
4 Крупные работы выполнить легче, чем мелкие.
5 При необходимости линии сгиба можно пометить карандашом.
6 Во время работы внимательно смотрите на чертеж и условные обозначения.
Если при изготовлении игрушки вы запутаетесь, лучше вернуться назад и начать сначала.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ЗАНЯТИЯМ ОРИГАМИ С РЕБЕНКОМ, ВЗРОСЛЫЙ САМ ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СКЛАДЫВАНИЯ: ТЕРМИНЫ, ЗНАКИ, ЛИНИИ, ПРИНЯТЫЕ В ОРИГАМИ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С БУМАГОЙ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ ФОРМ.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАБОТЫ.
БУМАГА.
Для оригами лучше брать такую бумагу, которая при сгибании не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Для изготовления тычинок цветов и обвивки стеблей используется креповая бумага.
НОЖНИЦЫ.
Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: Нельзя размахивать ими, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.
ТОЛСТАЯ ШВЕЙНАЯ ИГЛА ИЛИ ШИЛО.
Для прокалывания отверстий необходимо иметь иглу или шило. Хранить их нужно вставленными острым концом в кусочек пенопласта или толстую резину. В иглу следует вдеть толстую яркую нить, чтобы случайно иглу не потерять. Прокалывание производить осторожно на куске пенопласта или резины.
ПРОВОЛОКА.
Для изготовления стеблей растений иногда требуется проволока. Необходимо иметь проволоку разного диаметра, но обязательно мягкая (медная, алюминиевая). Проволоку обвивают следующим образом: на конце приклеивают тонкую ленточку креповой бумаги, вращают проволоку левой рукой от себя или к себе, и ленточка старательно обвивает ее, правая рука помогает вращательному движению. При этом необходимо следить, чтобы бумажная полоска была под углом 45 градусов по отношению к проволоке.
КЛЕЙ.
Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала), не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать клей ПВА (поливинилацетатный).
Организуя работу по конструированию из бумаги, воспитатели должны помнить, что в целях охраны жизни и здоровья детям не предлагают шаграневую (бархатную) бумагу, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки из под сыпучих лекарственных средств, спичечные и сигаретные коробки, скрепки, булавки и другие колющиеся предметы. Работая с детьми прежде всего старайтесь создать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием.
Конечно, в любой группе будут дети со слабыми конструкторскими способностями, а в связи с этим интерес к конструкторской деятельности у них может быть слабым. Стремитесь их заинтересовать. Чаще делайте совместные поделки, рассматривайте картинки, готовые работы, подключайте к детям, у которых получается лучше, побуждайте к самостоятельности. Стройте работу с детьми с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. Никогда не говорите ребенку, что у него слабые способности по сравнению с его товарищами, наоборот, чаще поощряйте его, вселяйте уверенность в его силы.
Давая однотипные задания, всегда можно дифференцировать их с учетом сложности. Например, всем предлагать конструировать по схемам, но одним давать схему посложнее, а другим попроще. Причем при оценке всегда оценивайте общие усилия, помощь друг другу.
Работа приведет к большему успеху, если привлечь к ней родителей. Организуйте выставки детских работ, привлекайте их к совместным проектам. И тогда оригами доставит радость творчества не только детям, но и родителям.
Предлагаю перспективный план работы для детей 4- 5 лет .
Дата ( месяц, неделя) | Тема | Задачи |
Сентябрь 1 | Книжки малышам. | Учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая стороны и углы. Развивать творчество при оформлении книжки. |
2 | Флажки. | Упражнять детей в складывании прямоугольника пополам, квадрата по диагонали. Развивать моторику пальцев рук. |
3 | Домик с дверью. | Продолжать учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая стороны и углы. Учить ориентироваться на объемном изделии. Развивать глазомер. |
4 | Заборчик у домика. | Продолжать учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая стороны и углы, разрезании бумаги по прямой линии. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить объединять объекты на единой подставке. Развивать моторику пальцев рук. |
Октябрь 1 | Автобус для гномов. | Упражнять детей в складывании прямоугольника пополам, разрезании квадрата на две равные части (прямоугольники), аккуратном наклеивании дополнительных деталей. Развивать глазомер. |
2 | Елка. | Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять образ из заданных элементов. Развивать творчество, моторику пальцев рук. |
3 | Мухомор. | Продолжать учить детей складывать прямоугольник пополам. Учить закладывать углы к центру. Развивать усидчивость. |
4 | Медвежата. | Упражнять детей в складывании прямоугольника пополам, создании на его основе сказочного образа. Развивать образное мышление, воображение. |
Ноябрь 1 | Три поросенка | Продолжать учить детей складывать прямоугольник пополам, разрезании квадрата по диагонали. Учить создавать сказочные образы из геометрических фигур. Развивать моторику пальцев рук. |
2 | Рыбки в аквариуме. | Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали. Учить детей создавать композицию на прямоугольной форме, дополнять изображение деталями. Развивать творчество, воображение. |
3 | Лодочка с парусом. | Закрепить с детьми умение складывать квадрат по диагонали, учить ориентироваться на листе бумаги при наклеивании готовых форм. Развивать фантазию. |
4 | Тигренок. | Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали, закладывании уголков вверх , учить создавать образ из двух частей, дорисовывать детали. Развивать мелкую моторику . |
Декабрь 1 | Сборная звезда. (коллективная) | Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали, закладывании уголков.. Учить объединять свою работу с работой других детей. |
2 | Зайчик- длинное ухо. | Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали, закладывании уголков в заданном направлении. Развивать образное восприятие. |
3 | Еловая веточка. ( часть1) | Учить детей складывать базовую форму оригами - «воздушный змей». Собирать из частей целое - веточку. Учить красиво располагать ее на листе бумаги. Развивать моторику пальцев рук. |
4 | Игрушки на еловой веточке (часть 2) | Продолжать учить детей складывать базовую форму оригами - «воздушный змей». Упражнять в аккуратном наклеивании деталей. |
Январь 1 | Новогодние подарки для игрушек ( мороженое, конфеты). | Продолжать учить детей складывать базовую форму оригами - «воздушный змей», закреплять умение закладывать углы прямоугольника к середине. |
2 | Снеговик. | Учить закладывать углы у прямоугольника, складывать его пополам, оформлять работу деталями. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. |
3 | Снежинка ( вариант 1) | Продолжать учить детей складывать базовую форму оригами - «воздушный змей» и создании из них снежинки. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. |
4 | Звездочки | Продолжать учить детей складывать базовую форму оригами - «воздушный змей» и создании из них звездочки. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. |
Февраль 1 | Птицы на ветках. | Учить детей силуэтному вырезанию птиц, складывании прямоугольника пополам. Развивать творчество при оформлении силуэта птицы. |
2 | Самолеты. | Упражнять детей в складывании базовой формы «воздушный змей», сгибании углов в заданном направлении. Развивать мелкую моторику. |
3 | Кукла. | Упражнять детей в складывании прямоугольника и квадрата пополам, умению сгибать углы в заданном направлении, дополнять образ деталями. Развивать творчество, моторику рук. |
4 | Матрешка. | Упражнять детей в складывании прямоугольника и квадрата пополам, умению сгибать углы в заданном направлении, дополнять образ деталями. Развивать творчество, моторику рук. |
Март 1 | Цыпленок. | Упражнять детей в складывании базовой формы «косынка», сгибании углов в заданном направлении. Развивать умение собирать сказочный образ из двух частей. |
2 | Красивые цветы. | Учить детей самостоятельно придумывать образ цветка, используя базовую форму «косынка». Развивать творчество при оформлении работы. |
3 | Котенок. | Упражнять детей в складывании базовой формы «Косынки с помощью закладывания углов в заданном направлении создавать образ животного. |
4 | Колобок. | Упражнять детей в складывании прямоугольника пополам, сгибании углов в заданном направлении. Развивать творчество при оформлении сказочного образа . |
Апрель 1 | Волк. | Упражнять детей в складывании базовой формы «косынки», с помощью закладывания углов в заданном направлении создавать образ животного. Развивать творческое воображение. |
2 | Лиса. | Упражнять детей в складывании базовой формы «косынки». С помощью закладывания углов в заданном направлении создавать образ животного. Развивать мелкую моторику. |
3 | Медведь. | Упражнять детей в складывании базовых форм «косынки», «воздушный змей». Учить из готовых форм создавать образ сказочного персонажа, дополнять его деталями. |
4 | Мышка- норушка. | Учить создавать сказочный образ используя три детали. Закреплять умение складывать базовые формы «косынка», «воздушный змей». Развивать умения детей закладывать уголки деталей в заданном направлении. |
Май 1 | Бабушка | Упражнять детей в складывании квадрата «книжкой», закладывании углов в заданном направлении, раскрытии «карманов». Развивать образное воображение, творчество. |
2 | Дедушка. | Упражнять детей в складывании квадрата «книжкой», закладывании углов в заданном направлении, раскрытии «карманов». Развивать образное восприятие , творчество. |
3 | Ежик. | Упражнять детей в складывании квадрата «книжкой», закладывании углов к середине. Развивать моторику рук. |
4 | Ожившие герои сказок. | Учить детей использовать готовые поделки оригами для театрализованной и игровой деятельности. Развивать память, диалогическую речь детей, интонационную выразительность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ - ОРИГАМИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Что такое "ОРИГАМИ"? Это складывание фигурок из бумаги. Оно доступно и взрослым и детям....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Основные виды детской деятельности, их соотношение с формами НОД»
В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?В обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в индивидуализации, изменении позиции воспитателя по от...
Методические рекомендации для педагогов по видам детской деятельности
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых ...
Методические рекомендации для педагогов по изготовлению нетрадиционных видов театра, направленных на социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Консультация для педагогов...
Методические рекомендации для педагогов "От конструирования к программированию"
Методические рекомендации для педагогов "От конструирования к программированию"...
Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками.
В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Между тем существует множество техн...
Техника оригами как один из видов современных психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
Как известно, ключевая задача образования – воспитать разносторонне развитую личность. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться и развиваться наравне с другими. Но им требуется...