Техника оригами как один из видов современных психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
консультация по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Селезнёва Галина Николаевна

Как известно, ключевая задача образования – воспитать разносторонне развитую личность. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться и развиваться наравне с другими. Но им требуется особый, индивидуальный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Техника оригами как один из видов современных психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.

Как известно, ключевая задача образования – воспитать разносторонне развитую личность. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться и развиваться наравне с другими. Но им требуется особый, индивидуальный подход.

Работая в дошкольном образовательном учреждении можно заметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, будь то с нарушением речи, с задержкой психического развития, с ДЦП или другими нарушениями, в недостаточной степени развита моторика рук, наблюдается скованность, плохая координация, неполный объем движений, неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, они быстро устают и им требуется отдых, либо частая смена деятельности. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. И вместе с тем, речь у таких детей зачастую не соответствует возрастной норме. Различные ученые давно выявили, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени развития моторики пальцев рук.

Мелкая моторика рук, что же это? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: костной, нервной, мышечной. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику, начиная с раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделов головного мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем не только речь, но и такие психические процессы как: мышление, память, внимание, восприятие. Все эти сферы нуждаются в коррекции у детей с ОВЗ, именно поэтому так важно развивать мелкую моторику рук.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ педагог может использовать множество методов и приемов развития мелкой моторики. К ним можно отнести:

- пальчиковые игры и упражнения;

- лепка из пластилина, солёного теста, глины;

- рисование, раскрашивание, штриховка;

- выполнение аппликаций;

- изготовление поделок;

- игры с крупой;

- игры с песком и т.д.

Всем детям очень нравится творить, создавать что-то новое и необычное, именно поэтому в нашем детском саду так полюбился метод создания различных фигур из бумаги оригами.

Оригами - древнее искусство складывания бумажных фигур. Это необычное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги.

Этот метод конструирования из бумаги не только интересен и увлекателен, но и несёт пользу детям благодаря своему многостороннему влиянию. Он развивает все сферы познавательной деятельности, а также знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, воспитывает художественно-эстетический вкус у детей, наблюдательность, аккуратность в работе, самостоятельность и повышает заинтересованность в конечном результате. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что очень важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Оригами формирует положительные эмоции при создании поделки. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы в общении, кто-то застенчив или, наоборот, агрессивен.

Можно создавать как индивидуальные работы, так и коллективные, устраивать различные выставки. Свои поделки дети, как правило, используют в украшении интерьера группы, или дарят их своим близким. Воспитанники учатся не только складывать бумагу по проекту оригами. Они, работая, учатся усидчивости и внимательности. Выполняя поделки в технике оригами, воспитанники достигают хороших результатов в развитии моторики рук.

В заключении можно сказать, что хорошо организованная целенаправленная, систематическая и планомерная работа с использованием техники оригами в коррекционно-развивающей работе педагогов способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ.

Список использованной литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Оригами и педагогика: книга-сборник. / - М.: Аким, 2009.
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей дет. сада и родителей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб.-метод. пособие для вузов. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007.
  4. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Петрова Н.А., Третьякова О.В.      МБДОУ «Детский сад №48 «Пчелка», г. Тамбов, pchela48@ram...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема: «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №1

Цель: изучение уровня познавательной деятельности детей.Установить контакт с ребёнком, определить зоны его информированности.Определить концентрацию, объём, распределение и переключение внимания....

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема : «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Комнатные растения» Картотека №2

Цель: Изучение уровня познавательной деятельности детей.Задачи:Оценить уровень сформированности восприятия цвета предметов.Определить способность к аналитико-синтетической деятельности на предметном у...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема : «Психолого-педагогическое обследования детей» Картотека №3

Цель: Изучение уровня познавательной деятельности детей.Задачи:Определить объём зрительного произвольного кратковременного запоминания.Оценить слуховую кратковременную память....

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Индивидуальная коррекция) Подготовительная группа Тема : «Психолого-педагогическое обследования детей» Тема недели: «Наша Армия». Картотека №4

Цель: Изучение уровня познавательной деятельности детей.Задачи:Изучить мышление детей:способность классифицировать;оценить процесс образно-логического мышления, умственных операций анализа, абстрагиро...

Психолого-педагогические основы игровой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Статья представляет особенность психолого-педагогического сопровождения детей -дошкольников сОВЗ в условиях дошкольного учреждения....

Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

   В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как:    - личностно-ориентированная технология обучения;    - технологии индивидуализ...