МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Основные виды детской деятельности, их соотношение с формами НОД»
методическая разработка на тему

Соколова Альбина Эдуардовна

В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?

В обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ:

«Основные виды детской деятельности, их соотношение с формами НОД»

Составитель:

старший воспитатель

Неганова А.Э.

В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?

В обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

Реализация задач происходит через:

  • Игровую;
  • Коммуникативную;
  • познавательно-исследовательскую;
  • изобразительную;
  • музыкальную;
  • двигательную деятельность;
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование.

Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д). Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности; коммуникативной – которая предполагает широкий взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм:

  • беседу;
  • ситуативные задачи;
  • общение на определенные темы;
  • отгадывание и придумывание загадок детьм;
  • сюжетные игры;
  • напоминания и т.д.

 самообслуживание и элементарный бытовой труд — основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд; познавательно—исследовательской — этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций; изобразительной —такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса; музыкальной-это не только музыка и изобразительная деятельность. Это и музицирование на детских музыкальных инструментах, пение, подпевание, вокальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, слушание и т.д.; восприятие художественной литературы и фольклора — этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, восприятие художественной литературы и фольклора как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д. или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Соотношение видов детской деятельности и форм НОД:

Двигательная

  • Подвижные игры с правилами.
  • Подвижные дидактические игры.
  • Игровые упражнения.
  • Соревнования.
  • Игровые ситуации.
  • Досуги и развлечения.
  • Ритмика.
  • Детский фитнес.
  • Спортивные игры и упражнения.
  • Аттракционы и эстафеты.
  • Спортивные праздники.
  • Гимнастика (утренняя и пробуждения).
  • Гимнастика коррегирующая.

Игровая

  • Сюжетные игры.
  • Игры с правилами.
  • Создание игровой ситуации по  режимным  моментам,   с  использованием литературного произведения.
  • Игры с речевым сопровождением.
  • Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Изобразительная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
  • Реализация проектов.
  • Создание творческой группы.
  • Творческие мастерские.
  • Детский дизайн.
  • Выставки.
  • Мини-музеи.

Восприятие художественной

литературы и фольклора

  • Чтение.
  • Обсуждение.
  • Заучивание, рассказывание.
  • Беседа.
  • Театрализованная деятельность.
  • Самостоятельная художественная речевая деятельность.
  • Конкурсы чтецов.
  • Презентация книжек.
  • Литературные праздники, досуги.

Познавательно-

исследовательс

кая

  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Наблюдения.
  • Экскурсии.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.
  • Коллекционирование.
  • Исследование и исследовательские работы.
  • Реализация проекта.
  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).
  • Мини-музей.
  • Конкурсы знатоков.

Коммуникатив

ная

  • Беседа.
  • Ситуативный разговор.
  • Речевая ситуация.
  • Составление и отгадывание загадок.
  • Этюды и постановки.
  • Логоритмика.
  • Проблемные ситуации.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

  • Дежурство.
  • Поручения.
  • Задания.
  • Самообслуживание.
  • Совместные действия.

Музыкальная

  • Слушание.
  • Исполнение.
  • Импровизация.
  • Экспериментирование.
  • Музыкально-дидактические игры.

Конструирование

  • Моделирование.
  • Конструирование из строительных материалов.
  • Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из игровых строительных материалов.

Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления.

Планирование совместной и самостоятельной деятельности должно осуществляться с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании центров активности, в которых педагог организует деятельность детей, при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.

Педагоги ДОУ должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, чтобы достичь высоких результатов в воспитании детей.

Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Основные виды детской деятельности"

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельност...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми через основные виды детской деятельности на летний период.

Грамотное планирование - залог успеха любого педагогического или образовательного проекта....

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика в детском саду»

     Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению ды...

Методические рекомендации: «Особенности развития у дошкольников основных видов движений»

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, бе...