МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Основные виды детской деятельности, их соотношение с формами НОД»
методическая разработка на тему
В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?
В обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_detskoy_deyatelnosti_ih_sootnoshenie_s_formami_nod.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
НА ТЕМУ:
«Основные виды детской деятельности, их соотношение с формами НОД»
Составитель:
старший воспитатель
Неганова А.Э.
В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?
В обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Особенности организации НОД
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Реализация задач происходит через:
- Игровую;
- Коммуникативную;
- познавательно-исследовательскую;
- изобразительную;
- музыкальную;
- двигательную деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование.
Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д). Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности; коммуникативной – которая предполагает широкий взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм:
- беседу;
- ситуативные задачи;
- общение на определенные темы;
- отгадывание и придумывание загадок детьм;
- сюжетные игры;
- напоминания и т.д.
самообслуживание и элементарный бытовой труд — основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд; познавательно—исследовательской — этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций; изобразительной —такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса; музыкальной-это не только музыка и изобразительная деятельность. Это и музицирование на детских музыкальных инструментах, пение, подпевание, вокальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, слушание и т.д.; восприятие художественной литературы и фольклора — этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, восприятие художественной литературы и фольклора как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д. или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.
Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Соотношение видов детской деятельности и форм НОД:
Двигательная |
|
Игровая |
|
Изобразительная |
|
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|
Познавательно- исследовательс кая |
|
Коммуникатив ная |
|
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
|
Музыкальная |
|
Конструирование |
|
Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления.
Планирование совместной и самостоятельной деятельности должно осуществляться с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании центров активности, в которых педагог организует деятельность детей, при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.
Педагоги ДОУ должны стараться оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, чтобы достичь высоких результатов в воспитании детей.
Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Основные виды детской деятельности"
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельност...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....
Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей
Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...
Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми через основные виды детской деятельности на летний период.
Грамотное планирование - залог успеха любого педагогического или образовательного проекта....
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика в детском саду»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению ды...
Методические рекомендации: «Особенности развития у дошкольников основных видов движений»
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, бе...